Рассмотрено теоретическое представление формирование агрессии у подростков с компьютерной игровой зависимостью. Приведены примеры компьютерных игр, где демонстрируются сцены насилия. Описаны последствия формирования компьютерной игровой зависимости, а также причины агрессии, как последствия данной аддикции. Рассмотрены возможности коррекции агрессии у подростков с компьютерной игровой зависимостью.
Ключевые слова: компьютерные игры, зависимость, агрессия, подростки.
Проблема компьютерной игровой зависимости в современном мире с каждым годом набирает процент популярности. С психологической точки зрения основная проблема, с которой могут столкнуться зависимые от игр люди — это сложности адаптации. В целом этот вопрос довольно широко можно рассмотреть. Адаптация в целом требует мобилизации всех ресурсов организма. В любых условиях, особенно в неблагоприятных, наше тело и психика начинают работать в поддержку организма [2]. Зависимость от компьютерных игры влечет за собой подмену реальности, а следствием этого будут являться сложности в межличностных контактах, конфликты с близкими, финансовые сложности, сложности в выражении собственных чувств, а также серьезные поломки психики в виде дереализации и деперсонализации. В плане физиологических изменений, люди, зависимые от компьютерных игр, часто имеют проблемы со сном: сбивается режим, ухудшается качество сна. Помощь в этих случаях, к сожалению, оказывается уже в острый период или не оказывается вовсе. Причиной такой запоздалой реакции может стать агрессивное поведение зависимого от игр. На сегодняшний день существуют программы по работе с зависимыми, но в своем большинстве они направлены на работу со взрослыми. Большая же часть зависимых именно от компьютерных игр являются подростки. Чтобы понять какие требования к разработке психокоррекционной программы такого плана должны быть выдвинуты, необходимо разобраться в вопросе особенностей самих компьютерных игр, а также в особенностях подросткового возраста.
Про физиологические особенности подросткового возраста писал Яйленко А. А.: «В этом возрасте происходят созревание морфологических и функциональных структур организма, становление репродуктивной системы, бурный ростовой скачок с нейроэндокринной перестройкой, интенсификация всех функциональных систем, что является функциональной нагрузочной пробой для организма» [4]. Кроме этого, биологический скачок сопровождается изменениями в психике и как следствие: агрессивное поведение, желание отстоять собственные границы, стремление к самовыражению. Растерянный подросток, сталкиваясь с изменениями внутри себя, начинает испытывать сложности во взаимодействии со средой, также частой проблемой является формирование групп общения по интересам, по финансовым возможностям. В силу того, что подростки довольно резко реагируют на различия между друг другом, довольно часто возникают ситуации травли, самоутверждения за свет другого и другие негативные последствия.
Для тех, кто столкнулся с травлей или опасается вступать в личные отношения с одногодками, наиболее актуален уход от реальности, и самый доступный из всех — это компьютерные игры. Основная масса компьютерных игр имеет сцены насилия. Зачастую даже самые обыкновенные игры сопровождаются смертельными сюжетами, например, игра The Sims (игра симулятор жизни) предлагает игроку несколько способов убийства героя (сжечь, утопить, заморить голодом, замуровать). Но подавляющее большинство игр напрямую транслируют идею насилия, например: сери игр GTA, World of Warcraft, Lineag II, Watch Dogs и многие другие.
Как следствие, часто кибераддикции влекут за собой проявление прямой агрессии. Причинами могут выступать: подавленная злость, интерес к сценам насилия, способ самовыражения, который транслирует любимая игра. Интерес к феномену появления агрессии у подростков с компьютерной игровой зависимостью проявлен в работах В. И. Долговой, В. Э. Паханьян, Д. Я. Райгородского и других. Психологические компоненты формирования компьютерной игровой зависимости у подростков изучались В. М. Москаленко, Н. А. Сирота, В. И. Полтавец, В. М. Ялтонским, виды и стадии рассмотрены в работах А. Е. Войкунского, Н. И. Алтуховой, К. Ю. Галкиной, А. В. Котляровой, поведение пользователей игр в сети до сих пор изучается А. Е. Эичкиной, Е. П. Белинской.
Аддикция (зависимость) начинает формироваться от момента получения удовольствия от компьютерной игры, О.В, Каминская выделяет следующие детерминанты развития аддикции: дисгармоничные личностные свойства, дисгармоничное взаимодействие с социумом, наличие стрессогенных факторов, неадекватное семейное воспитание, свойства интернет-среды [1]. Такое патологическое увлечение компьютерными играми формирует подмену реальности, что влечет за собой сложность в выстраивании отношений с реальными людьми. В реальности подросток сталкивается с непониманием со стороны сверстников и взрослых, с навязчивой регулировкой его режима, с провалами в этапах самореализациями, конфликтами. Именно поэтому подростку начинает казаться, что пребывание в виртуальной реальности его ограждает от настоящих проблем. Основными критериями начала игровой аддикции моно считать: неадекватную реакцию на критику, обособление от близких, эмоциональную холодность, ухудшение когнитивных функций, перепады настроения, отказ от участия в ранее интересующих делах, склонность к кражам, скачки настроения, приступы тревоги и страха, а также неаккуратность и неопрятность. Компьютерные игры могут быть неопасными, безобидными, но имеют шанс вызвать зависимость схожую с наркотической. Соответственно коррекционное вмешательство будет таким же сложным, длительным и разнообразным.
Восстановительные мероприятия для подростков с компьютерной игровой зависимостью должны быть разнообразными. Если рассматривать конкретный термин «психологическая коррекция» как форму комплексной психолого-педагогической работы, направленную на исправление тех психических проявлений, которые мешают адаптации, то можно сделать следующие выводы о форматах коррекционных мероприятиях: комплексный подход должен включать в себя работу нескольких специалистов, которые будут корректировать поведение и взгляды не только самого подростка, но и родителей. Основными задачами такой работы могут являться:
— осознание собственной зависимости;
— подбор замещающих форм проявления интереса;
— поиск замещающего интереса;
— работа с причиной формирования зависимости (детско-родительские отношения, отношения со сверстниками, личностные особенности);
— развитие эмпатии;
— выработка уместного и лекального способа выражения агрессии;
— формирование образа конструктивного разрешения конфликтов;
— повышение уровня самоконтроля и саморегуляции.
Для реализации вышеизложенных задач наиболее эффективной может быть групповая форма работы. Групповая работа (имеется ввиду психотерапия) — это форма работы с психологом в группе людей преимущественно с одинаковой проблемой для разрешения эмоционального дискомфорта, прямой проработки конфликта как межличностного, так и внутриличностного, а также опознавания собственных проблем [3]. Наиболее актуальными направлениями в данном случае будут: гештальт подход, бихевиоральный подход, психодраматический подход, а также методы ролевой игры и расстановок.
Таким образом, длительная групповая психотерапевтическая работа позволит легально и безопасно подростком с компьютерной игровой зависимостью выразить агрессию, обучиться приемам саморегуляции, наладить общение со сверстниками, выразить негативные эмоции. Для большего эффекта необходимо параллельно работать с родителями проблемного подростка. Наиболее целесообразным было бы параллельно сформировать группу для родителей с такими же методами, которые помогут сформировать продуктивные формы воспитательного воздействия. Но кроме психотерапевтической работы будет актуальна и просветительская, в силу того что многие родители попросту не знают, как реагировать на асоциальное поведение ребенка, а также сами имеют сложности в выражении собственных чувств. Формирование нового опыта будет полезным в вопросе коррекции агрессивного поведения подростков с компьютерной игровой зависимостью как для самих подростков, так и для их родителей. А наиболее продуктивным методом будет являться групповая психотерапия.
Литература:
- Каминская О. В. Характеристика зависимости от компьютерных онлайн-игр // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-zavisimosti-ot-kompyuternyh-onlayn-igr (дата обращения: 10.12.2023)
- Лопатина, А. Б. Адаптация, дезадаптация, срыв адаптации / А. Б. Лопатина // Успехи современной науки. — 2016. — Т. 9, № 12. — С. 121–123.
- Магомедтагирова М. А., Халилова А. А. Групповые и индивидуальные формы психотерапии // Форум молодых ученых. 2020. № 4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovye-i-individualnye-formy-psihoterapii (дата обращения: 10.12.2023).
- Яйленко А. А. Проблемы подросткового возраста // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 10.12.2023)