Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Носова, К. А. Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога / К. А. Носова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 166-167. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109448/ (дата обращения: 24.12.2024).



Возраст дошкольника является тем возрастом, когда есть потребность все попробовать самому, выражая, таким образом, свое отношение к миру, проявляя таким образом инициативу и действуя самостоятельно.

Педагог-психолог же осуществляет развивающую работу посредством игровой и продуктивной видов деятельности. Благодаря этой деятельности ребенок познает мир.

Расширение возможностей использования потенциала детских видов деятельности в работе педагога-психолога позволяет сделать образовательный процесс интересным и привлекательным для ребенка, приводит к повышению эффективности развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, в целом влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.

Организуя деятельность, взрослые становятся ее непосредственными соучастниками. Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Так как взрослый для ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку.

Д. Б. Эльконин определял игру ребенка как моделирование человеческой деятельности, основной фокус которой направлен на ее социальное содержание: задачи и нормы отношений между людьми, их ценности, мотивы поступков. Л. С. Выготский главной отличительной особенностью сюжетной игры называл наличие мнимой ситуации (ситуации

«понарошку», «как будто»). Дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В игре ребенку становятся постепенно доступны действие в воображаемой ситуации и создание произвольного намерения. Это важное условие возникновения внутреннего плана действий.

Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Все игровые действия детей происходят в воображаемой ситуации, реальные предметы используются в качестве других, воображаемых, ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такие действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения.

Кроме этого, в процессе совместной игры разворачивается общение дошкольника со сверстниками. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. В дошкольном возрасте именно игра является содержанием общения дошкольников, закладывается основа для межличностного общения дошкольников друг с другом.

Наряду с игрой формируются и продуктивные виды деятельности и имеют в этот период наибольшее значение для развития ребенка, так как «необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков». Это такие виды деятельности, как конструирование, рисование, лепка и т. д. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации.

Это происходит в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной, построенной на интересном содержании. При этом важной особенностью сотрудничества взрослого с детьми является свобода деятельности дошкольников.

Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и главное — представлениями о том, что ты хочешь сделать.

Среди всего многообразия развивающих задач, наиболее эффективно решаемых в рамках продуктивной деятельности, можно выделить следующие: развитие «чувства инициативы», проявляющегося в возможности утвердить себя как творца и созидателя, способного, желающего и готового реализовать свои замыслы; стремление к созидательной активности, когда вопросы «Что из этого можно сделать?» и «Как мы это сможем сделать?» стимулируют появление и воплощение замысла; формирование способности к целеполаганию и длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение результата (цели- замысла) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества, на произвольную организацию деятельности. Это заключается в принятии и реализации цели, что, соответственно, способствует формированию основ трудолюбия, развитию воображения и образного мышления, проявляющегося в создании замысла и его практическом воплощении. Вместе с тем в процессе продуктивной деятельности дети учатся «читать» простые схемы и чертежи, шаг за шагом последовательно переходя к схематизации-планированию собственного замысла в наброске, эскизе, схеме. Таким образом происходит освоение культурных (знаково- символических) средств фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей, что является важнейшим показателем перехода ребенка на более высокий уровень психического развития.

Важным моментом здесь является равноправное включение взрослого в процесс, что способствует стремлению быть со взрослым, подражать ему и сотрудничать с ним, с другой — делать то, что интересно самому ребенку. А подбор интересного содержания, предоставляющего дошкольнику возможность проявить себя как «деятеля и созидателя», переход к более свободным, непринужденным отношениям позволяют воспринимать взрослого, как образец организации и планирования действий детей.

Задача педагога-психолога — не только передать знания, но и объяснить ребенку смысл той или иной деятельности, то, что ее результат полезен и нужен; выделить не только способы ориентировки в условиях, но и определить для него «правильные», социально одобряемые формы поведения. Важно, чтобы взрослый в такой модели развивающей работы выступал как партнер и предоставлял возможность действовать ребенку самостоятельно, проявлять инициативу.

Мощный развивающий потенциал продуктивной деятельности следует учитывать при организации образовательного процесса и развивающей работы психолога в детском саду. Игровая деятельность, продуктивные виды, моделирующие «вещный» мир и призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта активности, в максимальной степени требуют гибкого проектирования и сопровождения деятельности, в которой обе стороны (взрослый и ребенок) выступают как центральные фигуры образовательного процесса, и где встречаются, а не противопоставляются интересы педагога-психолога и дошкольников.

Каждый из этих видов деятельности имеет свои способы и формы реализации в соответствии с возрастной спецификой и, как следствие, цели и задачи, которые должны быть решены при осуществлении образовательной деятельности. От этого зависит успешность и эффективность развивающей работы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вид деятельности, образовательный процесс, продуктивная деятельность, развивающая работа, взрослый, воображаемая ситуация, детский сад, игровая деятельность, интересное содержание.


Похожие статьи

Опыт применения когнитивных технологий в консультативной работе педагога-психолога школы

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Возможности моделирования в построении основ социально-педагогического взаимодействия педагогов по физической культуре

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Развитие инновационного потенциала личности в социально-психологическом тренинге

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков

Похожие статьи

Опыт применения когнитивных технологий в консультативной работе педагога-психолога школы

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Возможности моделирования в построении основ социально-педагогического взаимодействия педагогов по физической культуре

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Развитие инновационного потенциала личности в социально-психологическом тренинге

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков

Задать вопрос