В статье освещаются основы психологического здоровья личности. Рассматривается генезис психологического здоровья человека в процессе онтогенеза.
Ключевые слова: здоровье, психическое здоровье, психология, личность, индивид, психическое расстройство.
В современное время все больше внимания уделяют не только в целом здоровью, но и психическому его аспекту. Так, сначала стоит сказать, что под психическим здоровьем понимается состояние полного удовлетворения в физическом, душевном и социальном плане. Также важно сказать, что нельзя считать психическое здоровье удовлетворительным, если при этом только отсутствуют болезни и иные дефекты. Отсюда следует, что психическое здоровье является частью психологического здоровья.
Следует понимать различия между психическим здоровьем, то есть состоянием душевного благополучия, отсутствия болезненных психических проявлений, и психологическим здоровьем, заключающимся в отсутствии психических расстройств [1].
Необходимо представить и тот факт, что именно чувство благополучия, при котором каждый индивид может реализовывать свой потенциал, справляться с ситуациями стресса, качественно и успешно выполнять трудовую деятельность, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Таким образом, психическое здоровье является истоком эффективного функционирования человека в процессе онтогенеза. Из данного определения следует одна важная мысль о том, что если физическое состояние здоровья — это здоровье чего-либо вещественного, то психическое здоровье — это нормальное функционирование фактически психических процессов в человеке.
Рассмотрим критерии психического здоровья:
- Самостоятельно принимать решения;
- Принимать и переживать неудачи;
- Адаптироваться в соответствии с жизненными обстоятельствами;
- Способность прогнозировать планы на будущее и реализовывать их;
- Способность справляться с самообладанием в соответствии с социальными нормами, правилами;
- Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
Теперь рассмотрим факторы, влияющие на психическое здоровье человека. Сначала стоит сказать, что шкала психического здоровья зависит от взаимодействия факторов, которые подразделяются на три группы: предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.
— Предрасполагающие факторы повышают уязвимость индивида к возникновению психических расстройств и увеличивают вероятность развития этих расстройств при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными. Если говорить о генетической предрасположенности, обусловленной генетическими дефектами, то велика роль возникновения шизофрении, некоторых форм слабоумия (болезни Пика и Альцгеймера), психопатий, эпилепсии. Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеют личностные особенности. Так, у людей с высокой личностной тревожностью, склонных к сомнениям, с высоким уровнем нейротизма (обидчивостью, раздражительностью, быстрой сменой настроения), повышенной чувствительностью и склонных переживать неприятные события, отсутствием уверенности в себе и низкой самооценкой, невроз навязчивых состояний и депрессия формируются гораздо быстрее.
— Провоцирующие факторы вызывают развитие заболевания. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными. Так, физические факторы включают в себя различные соматические заболевания и травмы, такие как опухоль головного мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности. Они могут стать причиной возникновения психического заболевания. Жизненные события могут играть роль как психологического, так и социального фактора (увольнение, развод, потеря близкого человека, переезд на новое место жительства и так далее).
— От поддерживающих факторов зависит длительность заболевания после его начала (плохие жилищные условия, плохое питание, одежда не по сезону, отсутствие медикаментозной помощи).
Текущее психическое состояние может повлиять на то, насколько будет прогрессировать или регрессировать физическая болезнь в любой момент времени. Как правило психическое состояние в значительной мере может влиять и на то, будет ли прогрессировать физическая болезнь дальше или нет. Рассмотрим вариант психосоматической тренировки.
Аутогенная тренировка — это метод самовнушения, предложенный немецким ученым И. Г. Шульцем. Данный метод предполагает, что нужно путем самовнушения расслабить тонусы мускулатуры человека, то есть принять состояние релаксации, затем проводятся самовнушения, направленные на те или иные функции организма.
Метод аутогенной тренировки представляет собой комплекс упражнений, целью которых является повышение способности самоконтроля непроизвольных функций организма. Этот подход отличается простотой и доступен большинству людей. Применение данного метода способствует нормализации высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и усилению волевых возможностей. Умение проводить аутогенную тренировку развивается постепенно в процессе регулярных упражнений, что придает ей характер тренировки. Учитывая, что данная тренировка укрепляет силу воли, она также способствует активизации личности. Важным аспектом аутогенной тренировки является умение достичь мышечного расслабления (релаксации).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе жизни. Исследования И. В. Дубровниной, В. Э. Пахальян, О. В. Хухлаевой, показывают, что, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Непрерывность развития является важным свойством психологического здоровья и условием адекватного выполнения профессиональной роли [2; 3; 4].
Литература:
- Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ана-нев. — СПб.: Речь, 2006.- 384 с.
- Психология. 2-с изд., стер. / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. — М.: Академия, 2003. -464 c.
- Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян — СПб.: Питер, 2006. — 240 с.
- Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. — М.: Академия, 2001. — 208 с.