Статья посвящена одной из актуальных проблем изучения звукослоговой структуры, что свидетельствует о трудностях оформления слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В статье описан онтогенез развития звукослоговой структуры слова.
Ключевые слова: звукослоговая структура, дизартрия, дети старшего дошкольного возраста.
Распространенным дефектом речи является нарушение звукослоговой структуры слова. Если вовремя не уделить внимание этому нарушению, в дальнейшем коррекция будет затруднительна. В связи с этим необходимо понимать, как формируется звукослоговая структура. Но так как с каждым годом увеличивается количество детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи и зачастую — дизартрией, целесообразно разобраться именно в этом направлении.
Проблемой становления звукослоговой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом интересовались такие люди как Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, А. К. Маркова, А. Р. Лурия, Р. Е. Левина и др.
Усвоение звукослоговой структуры слова играет большую роль в общей картине формирования звуковой стороны речи. По результатам наблюдений данных авторов выяснилось, что развитие речи характеризуется несколькими особенностями. Ребенок овладевает структурой родного языка за достаточно короткий период. В 3–4 года у ребенка формируется так называемое ядро речи [2].
Овладение ритмико-слоговой структурой слова в онтогенезе проходит ряд этапов. Началом овладения слоговой структурой слова считается окончание этапа гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог. В период лепета у ребенка появляется склонность к повторению однородных слогов, что приводит к развитию цепочки лепета. Длина такой цепочки в 7–8 месяцев (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной особенностью организации цепочек лепета является открытость слога [1].
Доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Переход к словесной речи знаменует новый этап в развитии фонетической стороны речи, так как звуки начинают функционировать в составе слов, а значит, их произнесение должно соответствовать определенному эталону.
В труде А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», приведена периодизация развития слоговой структуры слов:
1 г. 3 мес. — 1 г. 8 мес. — воспроизведение одного ударного слога или пары одинаковых слогов.
1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес. — воспроизведение двусложных слов; в более сложных словах пропускаются слоги.
1 г. 10 мес. — 2 г. 1 мес. — в трехсложных словах могут пропускаться слоги, также как и в четырехсложных.
2 г. 1мес. — 2 г. 3 мес. — в сложных словах часто опускаются предударные слоги, иногда и приставки.
2 г. 3 мес. — 3 года — слоговая структура подходит к концу стадии формирования, редко встречаются нарушения в незнакомых ребенку словах [3].
Таким образом, возраст трех лет является пределом для освоения слоговой структуры языка в норме. В начале детской речи, ударные слоги едва заметны, и все слоги кажутся равноударными. Постепенно ударный слог выделяется и характеризуется большим напряжением периферийного безударного слога [5].
Один из распространенных видов искажений структуры слога — сокращения групп согласных. Например, в сочетании сонорного и шумного звука сокращается сонорный звук, таким образом, «кука» вместо «кукла», «пате» вместо «платье». В сочетании шумного щелевого и шумного смычного звука сокращается щелевой звук, например, «десь» вместо «здесь».
Развитие слоговой структуры слова продолжается во время овладения синтаксисом. Ребенок сначала начинает произносить предложения из трех и более слогов, а затем уже трехсложные слова. Предложения из четырех и более слогов появляются перед четырехсложными словами. До этого, многосложные слова подвергаются сокращению. Дети очень быстро усваивают слоговую структуру предложения в период с 2–2,5 лет, и в дальнейшем редко делают сокращения слогов [4].
Отмечают, что новые слова ребенок многократно воспроизводит, сближаясь с правильным произношением. Активный поиск правильного произношения слова, которое войдет в словарь ребенка, начинается с первого произнесения слова. Различные ошибки в процессе овладения слоговой структурой слова, без которых речь не может полноценно развиваться, объясняются этим. Исследователи занимались изучением этих ошибок, чтобы выявить закономерности овладения слоговой структурой, механизм и причины этих нарушений.
Таким образом, недоразвитие звукослоговой структуры слова не преодолевается спонтанно по мере увеличения возраста детей и сроков их обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению образовательной программы, дальнейшей социальной адаптации. Всё вышесказанное позволили сделать вывод о необходимости внедрения модели инклюзивного образования, направленной на оптимизацию процесса формирования звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией.
Литература:
- Агранович.З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.- СПб.,2001.
- Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. Серия «Логопедические технологии»
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2007.
- Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1961. — С. 59–70.
- Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет.- М.,2003