В данной статье рассмотрены этапы организации инновационной деятельности в школе.
В настоящее время в образовательных учреждениях активно применяются инновационные технологии, способные значительно расширить информационные, коммуникационные и технологические процессы. От эффективной организации инновационной деятельности зависит качество обучения современной школы и будущее ее выпускников.
Ключевые слова : образовательные учреждения, педагогический коллектив, инновационная деятельность, п одготовительный этап, организационный этап, практический этап, психологические условия, организационные условия .
This article discusses the stages of organizing innovative activities at school.
Currently, innovative technologies are actively used in educational institutions that can significantly expand information, communication and technological processes. The quality of education of a modern school and the future of its graduates depend on the effective organization of innovative activities
Keywords : educational institutions, teaching staff, innovative activity, preparatory stage, organizational stage, practical stage, psychological conditions, organizational conditions.
В последнее десятилетие образовательные учреждения активно внедряют в образовательный процесс инновационные технологии. Более того, многие учебные заведения стремятся организовать образовательный процесс, обеспечивающий формирование таких качеств у обучающихся, как стремление к самообучению и готовность к осуществлению инновационной деятельности. Это приводит к тому, что применение инновационных технологий в учебных заведениях сводит образовательный процесс к мобилизации всех возможностей и умений учащихся [2].
Организация инновационной деятельности педагогического коллектива может проходить в несколько этапов и ее эффективность зависит от реализации управленческой деятельности на каждом из них. На рисунке 1 показаны этапы организации инновационной деятельности педагогов школы [4].
Рис. 1. Этапы организации инновационной деятельности педагогического коллектива
Рассмотрим этапы организации инновационной деятельности педагогического коллектива:
1. Подготовительный этап. На этом этапе формируется группа единомышленников, которая становится инициирующим элементом педагогической среды. С помощью анкетирования определяется характер инновационного потенциала педагогического коллектива учреждения, проводится диагностика инновационной активности педагогов, как с точки зрения процессов, так и ожидаемых результатов.
Критерии инновационного потенциала педагогического коллектива школы [6]:
— открытость к инновациям: постоянное стремление педагогов следовать передовому опыту в своей сфере деятельности с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества и индивидуальных стилей педагогической деятельности;
— готовность педагогов к освоению инноваций: информационная, мотивационная и квалификационная готовность педагогов к освоению инноваций, знания и умения по проведению экспериментальной работы;
— творческая активность педагогов: изменение мотивации и потребностей педагогов; увеличение доли педагогов с устойчивой мотивацией к преобразованию и постоянному совершенствованию инновационной педагогической деятельности;
— развитость коммуникативных отношений педагогов: координация поведения всех членов педагогического коллектива;
— способность педагогов работать во временных творческих коллективах, независимо от состава творческого коллектива (педагоги разного возраста, разной педагогической степени, разных перспектив и т. д.).
2. Организационный этап: Этот этап осуществляется администрацией школы, которая организует, мотивирует и оптимизирует инновационную деятельность учителей. На данном этапе [5]:
— создаются мониторинговые и экспертные группы, которые осуществляют совместную с администрацией деятельность по планированию разработки и утверждению программы деятельности педагогов в соответствии с темой эксперимента;
— устанавливается научное сотрудничество и привлекаются научные сотрудники к организации инновационной деятельности учреждения;
— проводятся мероприятия по созданию условий для поддержки профессиональной деятельности преподавателей, такие как организация научной работы, обеспечение научно-методической литературой и необходимыми инновационно- коммуникационными технологиями.
3. Практический этап. На данном этапе реализуются психологические и организационные условия, которые способствуют развитию инновационной деятельности педагогического коллектива. Основная роль в реализации данного этапа отводится мониторинговой группе, которая отслеживает результаты эксперимента (начального, промежуточного и итогового) в соответствии с утвержденным планом работы и Программой инновационной деятельности педагогов.
Психологические условия зависят от умения создать творческий микроклимат в коллективе и реализуются под руководством администрации школы. Они направлены на:
— создание личностно-психологических механизмов развития инновационного потенциала (обязательное пополнение педагогами базовых, научно-методических знаний, позитивное отношение педагогов ко всему новому);
— развитие исследовательского потенциала;
— накопление педагогами опыта творческих практических решений, позволяющих им более свободно и уверенно выбирать собственные решения;
— чувство успеха в результате самостоятельной деятельности педагогов;
— активность педагогов в решении проблемных ситуаций;
— необходимость самоанализа, самоосознания и самооценки в процессе взаимодействия с другими людьми, отношения, которые подразумевают представление своего опыта другим и открытость к их собственному опыту.
Организационные условия реализуются под руководством администрации школы. Основные направления:
— развитие информационного обмена внутри и вне образовательного учреждения, использование современных технологических средств (компьютерные сети, телекоммуникации, медиатеки, электронные учительские и т. д.)
— материальное стимулирование образовательного процесса для достижения ценных, интересных и социально значимых целей;
— проводится научно-методическая работа, которая способствует формированию и реализации потребностей педагогов в исследовательской деятельности, развитию их педагогического мастерства через различные формы повышения квалификации.
На данном этапе для развития инновационного потенциала каждого педагога, участвующего в инновационной деятельности, могут использоваться различные формы как на уровне образовательной организации (организация методических служб), так и на муниципальном, районном и региональном (курсы повышения квалификации, мастер-классы, выездные занятия, педагогические мастерские, научно-практические, методические конференции, стажировки, методические семинары, интернет-конференции).
4. Контрольно-оценочный этап осуществляется группой преподавателей-экспертов и направлен на получение результатов эксперимента путем планирования, организации, руководства и управления развитием инновации. Данный этап включает в себя [3]:
— анализ проблемы по результатам мониторинга;
— работа над Программой эксперимента и обобщение практического опыта;
— публикация материалов по результатам работы экспериментальной программы;
— обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Для оценки успешности экспериментальной деятельности педагогов в управленческих и оценочных процедурах могут быть использованы следующие критерии [1]:
1-й критерий: получены положительные результаты мониторинга, подтвержденные значением критерия инновационного потенциала педагогического коллектива школы.
2-й критерий: результаты, полученные в соответствии с целями экспериментальной программы учреждения, соответствуют реальным потребностям учебно-воспитательной практики и могут быть применены в других общеобразовательных организациях.
Экспертная группа может оценить результаты инновационной деятельности педагогического коллектива школы по балльной шкале: 3 балла — очень хорошо, 2 балла — хорошо, 1 балл — удовлетворительно, 0 баллов — неудовлетворительно.
Таким образом, инновации в образовании — это результат инновационной деятельности субъектов образовательного процесса, способствующий созданию значимых позитивных инноваций (методик, технологий, программ), которые реально реализуются.
Осознание необходимости реформирования системы образования фактически приводит к необходимости включения образовательных учреждений в инновационный процесс. Перед образовательными учреждениями встают новые задачи, которые невозможно решить старыми методами без разработки и внедрения специальных инноваций.
Непрерывная организационная компетентность на всех этапах организации инновационной деятельности является необходимым условием подготовки педагогических кадров к эффективному управлению инновационной деятельностью, способствующей системной трансформации образовательной организации.
Литература:
- Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: Учебник. — СПб: Питер, 2017. — 412 с.
- Багина В. А., Баляева С. А., Боровкова В. А., др. Современные образовательные технологии. — Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. — 228 с.
- Байбородова Л. В., Рожков М. О., Харисова И. Г., др. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии: учебник и практикум. — Москва: изд-во Юрайт, 2019. — 223 с.
- Субботина Т. Н., Маркина Н. В. Реализация инновационных технологий в образовательной организации // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2023. — № 2. — С. 15–19
- Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 128 с.
- Яковлев Б. П., Жукова В. Ф. Управление инновационными процессами в системе образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: компетентность и потенциал руководителя: http://science-education.ru/ru/article.