Автором статьи актуализируется вопрос о важности применения нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей. На конкретных примерах показываются возможности облегчения восприятия учащимися сложных учебных программ благодаря используемым техникам изображения. Эффективность использования данных техник для раскрытия творческого потенциала детей.
Ключевые слова: ребенок, младший школьный возраст, нетрадиционная техника рисования, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, возможность.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смену детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с детьми младшего школьного возраста. Актуальность проблемы использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.
Педагогические исследования Н. В. Бутенко, Т. Г. Казаковой, Т. А. Лобурец, А. В. Никитиной, С. В. Погодиной, М. И. Чистяковой, Н. В. Шайдуровой и др. указывают на то, что нетрадиционные техники рисования являются для ребенка проводником во «взрослое искусство», дают детям возможность на разных этапах творческого развития создавать доступными средствами, интересные по содержанию художественные образы, избегая примитива; предоставляют детям возможность наглядно видеть проявление многих художественных и композиционных закономерностей изображения; способствуют повышению уровню развития зрительно-моторной и двигательной координации; обогащают сенсорный опыт ребенка, включая процесс ознакомления с предметами; формируют интерес к художественному экспериментированию с изобразительными материалами, стимулируют положительную мотивацию ребенка. Этот процесс вызывает у ребенка радостное настроение, снимет страх перед рисованием и эмоциональное напряжение, формирует самостоятельность в выборе усвоенных способов изображения и выразительных средств в рисовании.
Частью любого творческого процесса, отмечает в своем исследовании Н. В. Бутенко, является умение видеть картину мира образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Придумывая что-то неповторимое, ребенок каждый раз экспериментирует со способами создания художественного образа, применяя адекватные изобразительно-выразительные средства. Современные педагоги по изобразительному искусству на своих занятиях используют нетрадиционные художественно-графические техники рисования. Это позволяет детям не копировать изображаемый предмет, а проявлять самостоятельность в выборе художественных материалов и способов изображения. В каждой нетрадиционной технике скрывается определенный изобразительный потенциал, который необходимо актуализировать в процессе рисования [1, с. 321].
Работая преподавателем изобразительного искусства с детьми младшего школьного возраста, я задумалась над вопросами: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что поможет мне возбудить в детях интерес к самому процессу творчества, стремление выразить собственное «Я»? На основании анализа психолого-педагогической, наблюдений и методической литературы, мою были отобраны и освоены нетрадиционные художественные техники, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Расскажу о некоторых из них.
Один из самых известных арт-терапевтам и художникам приемов — техника акватипии. Она используется для получения интересных художественных эффектов. Мы делаем акватипию обычно в начале цикла занятий, когда детям важно научиться расслабляться, экспериментировать, снимать тревогу и напряжение, не бояться «сделать некрасиво». О всех преимуществах данного метода более подробно рассказывает в своем исследовании Киселева М. В [2, с. 35].
Для работы вам понадобится гуашь, кисти, бумага, прозрачный пластик или оргстекло с обработанными краями. На кусок стекла или пластика наносим рисунок гуашью. Пробуем наносить краску по-разному, тонким и толстыми слоями. Не стараемся создавать конкретный рисунок, не советуем ребенку, что именно ему рисовать. Можно по нанесенной краске начертить линии пальцем или черенком кисти. Стекло с рисунком прижимаем к бумаге. Можно прижатое стекло потянуть или повернуть, тогда рисунок как бы смажется, создавая эффект движения или ветра. Можно делать отпечаток на мокрой бумаге, получится другой эффект. Одним стеклом можно печатать несколько раз и рисунок будет меняться. Рисунок, созданный таким образом, может быть самостоятельным, но и может служить фоном для более сложной работы. На второй стадии — оформление, прорисовывание отпечатков, возможно использование смешанной техники, коллажи, применение разных форматов. Помогаем детям находить в абстракциях различные образы, учимся проговаривать их, хвалим работы друг друга. Из ненужных ребенку отпечатков в последствии часто создаем большую групповую аппликацию. Данный метод ослабляет бдительность ребенка, снимает напряжение и раскрепощает для дальнейшего творчества.
Также не менее интересной нетрадиционной техникой является ассамбляж. Ассамбляж — это техника современного искусства, родственная коллажу, но использующая объемные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости картины. Здесь допускаются живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Актуальность занятий ассамбляжем обусловлена тем, что в этом искусстве, как и в коллаже, фантазия детей абсолютно ничем не ограничена: можно использовать сочетания самых различных материалов, создавать разнообразные линии, реализовать любые мечты и фантазии. Техника ассамбляжа интересна еще и тем, что здесь каждый может использовать свои, свойственные только ему приемы, и тогда на свет появляются неповторимые детские работы. На занятиях по ассамбляжу выставляю перед детьми органайзер с гвоздями, шурупами, гайками, пружинами, скрепками и другими металлическими модулями. Затем объясняю понятие ритма.
Заранее нарезаются квадратные прямоугольники из оргстекла и выбираются из глянцевых журналов фото животных, которых решено изобразить (чтобы дать возможность детям показать движение).
Фотографии кладутся под оргстекло — основа для картины готова. Далее дети выкладывают из модулей свою картину и приклеивают ее прозрачным клеем к оргстеклу. Вместо оргстекла можно взять прозрачные пластмассовые крышки от различных контейнеров и ведерок, пластиковые диски или коробочки от них. Среди самых популярных персонажей юных дарований можно назвать зайца, кошку, медведя, белку, ежика, сову. В этой технике дети сталкиваются с трудностью — изображение меха с помощью металлических деталей. Состояние «пушистости» получаем, выкладывая в определенном ритме волосики меха из небольших тонких гвоздей. Экспериментируя с гвоздями и шурупами, укладывая их под разными углами, можно, например, передать с их помощью чувство встревоженности зверя, показать начатое им движение. Таким образом, каждый ребенок находит свой индивидуальный ритм. Данный метод рисования подразумевает стилизацию, что значительно упрощает поставленную задачу, поэтому дети часто придумывают собственные образы, опираясь только на свою буйную фантазию.
Природа — кладовая интересных, полезных материалов для творческих экспериментов в течение всего года. Я стараюсь вместе с детьми собрать и засушить как можно больше листьев, цветов и травинок, а потом мы:
— рисуем ими, растирая ладонями над рисунком, залитым на картоне клеем;
— создаем сложные ботанические композиции с помощью штампирования;
— с помощью двустороннего скотча делаем короны и украшения;
— используем для цианотипии (процесс, при котором бумага покрывается фоточувствительным раствором и засвечивается на солнце);
— макаем листья в расплавленный прозрачный воск или парафин, сохраняя их яркость надолго;
— — рисуем на них красками, а еще…пишем на них письма! Для этого могут подойти фломастеры или тонкие маркеры.
Один из важнейших способов обучения, воспитывающий взгляд, без которого сложно вырасти творческим человеком и совершенно невозможно прийти в музей, как в место любования, — это наблюдение, созерцание пространства. Эту методику я позаимствовала у Бабушкиной Т. В. Предложите ребёнку небольшую пустую раму, их может быть несколько на всю группу. Пусть дети, не спеша, под музыку походят, побродят по нажитой комнате, и сквозь раму попытаются кадрировать видимое. В рамку может попасть все что угодно: и зимнее окно, и группа любимых игрушек, и та же ёлка, попавшая в твой уникальный жизненный кадр. Любой предмет становится знакомым и может начать разговаривать, если ты умеешь общаться с его деталями. Вот, в раму попадает верхушка самого высокого цветка, донышко аквариума… Эта мгновенная, прозрачная живопись окружающего быта научит совершенно другой организации видения простых вещей в пространстве, как сложных [3, с. 13].
Среди множества техник нетрадиционного рисования наиболее «прижились» в нашей студии такие, как «кляксография», «песочная графика на световых планшетах», «эбру», «беспредметное рисование» — цветом передаём своё настроение. А также соединение техник и материалов, например, рисование мелками и акварелью, мелками и карандашами, монотипии и традиционного рисования.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их познавательный интерес к изучению искусства. И в то же время я понимаю, что развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому учащемуся возможность активно и самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Развитие «творческого» мышления в детском возрасте особенно актуально, так как умение мыслить креативно, «по-другому» у ребенка распространяется не только на ручной труд. Творческий подход помогает решать всевозможные задачи разными способами, в отличие от «репродуктивного» мышления, на формирование которого ориентированы сейчас большое количество обучающих программ в детских садах, школах и центрах детского развития. Продуктивный стиль мышления может быть новаторским, приводящим к новым выводам и открытиям, в отличие от заучивания «готовых» знаний и стереотипов. При этом нетрадиционные техники рисования не имеют строгих возрастных границ и противопоказаний, они могут широко использоваться в работе с разными возрастными группами, от маленьких детей до людей преклонного возраста.
Изобразительное творчество детей, основанное на взаимодействии классических и нетрадиционных техник рисования, является эффективным средством формирования способности использовать в рисунках выразительные средства художественных материалов в процессе реализации творческих замыслов и фантазий. Педагогически грамотно организованная изобразительная деятельность ребенка предоставляет ему в рисовании возможность широкого выбора способов и приемов для самовыражения. Задача активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Современные пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений не содержат в себе подробной информации о возможностях использования разнообразных техник изобразительного творчества в работе с детьми младшего школьного возраста, именно это обстоятельство является причиной невысокого уровня квалификации педагогов в данном вопросе. На мой взгляд, использование всевозможных нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей любого возраста может стать достойным выходом в сложившейся ситуации.
Литература:
- Бутенко, Н. В. Теория и методика рисования в дошкольном возрасте / Н. В. Бутенко. — Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. — 475 c. — Текст: непосредственный.
- Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. / М. В. Киселева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 160 c. — Текст: непосредственный.
- Бабушкина, Т. В. Что хранится в карманах детства / Т. В. Бабушкина. — 6-е изд. —: Образовательные проекты, 2019. — 320 c. — Текст: непосредственный.