Отношение студентов младших курсов спортивного вуза к своему телу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Половинкин, В. В. Отношение студентов младших курсов спортивного вуза к своему телу / В. В. Половинкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 448-449. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109520/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются представления поколения Z о теле, его функциях и практиках преобразования. На материалах анкетного опроса со студенческой молодежью (n = 293), проведенного в апреле 2023 года в г. Санкт-Петербург, определено эмоционально-чувственное отношение молодежи к телу как индивидуальному проекту, позволяющему комфортно себя чувствовать. Тело должно быть здоровым: ценность его как инструмента самовыражения, его статусные и идентификационные характеристики в современности уступают место функциональности.

Ключевые слова: тело, отношение к телу, забота о теле; студенты младших курсов спортивного вуза.

Общество все более заинтересовано здоровым образом жизни и правильным питанием. Спортсмены — пример в этом отношении, они постоянно работают над своим телом и заботятся о нем, что подчеркивает важность психологической готовности спортсменов к достижению успеха.

Материалы и методы исследования включали в себя анализ литературных источников и данные опроса, проведенного в январе-апреле 2023 года (n =293) студентов первого-второго курса спортивного вуза (девушек 37,8 %, юношей 62,11 %). Средний возраст 20,6±0,6 лет. Анкетный опрос вызвал интерес у участников, продемонстрировавших высокую активность в открытых вопросах и добавлениях после них: опрос «заставляет задуматься», позволяет «увидеть себя с иной стороны». Он осуществлялся в интернет сети с помощью Google Forms. Полученные данные сравнивались с результатами исследования 2015 года [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Отношение представителей поколения Z к физической культуре и спортухарактеризует сильную ориентацию на здоровый образ жизни и фитнес-тренды [2].

Тело человека рассматривается как первичный, данный природой объект, который преобразуется в процессе принятия и освоения социокультурных норм [2]. Наши респонденты непосредственно вовлеченные в строительство тела, признают его социальность.

Телесный капитал наших респондентов составляеттрадиционно здоровье 61,53 % опрошенных vs 42,5 % (2015 год), физическая сила 50,94 % vs 11,1 %, профессиональные навыки 49,05 % vs 40.7 %, умения и сноровка 47,91 % vs 38, 8 %, внешность 47,72 % vs 25,9 %. Младшая выборка более заинтересована своей внешностью, манерами, стилем, чем старшая по возрасту, что в большей степени соответствует модели «удовольствия и участия». С суждением «мужчина должен всегда хорошо выглядеть» согласны 55,5 % опрошенных (2015 г.) vs 73,07 % (2022 г.). Молодые спортсмены больше заинтересованы в привлекательности, чем артисты балета. Проблемы с лишним весом в 2015 году испытывали 11,1 % мужчин, столько же не уверены в этом. В 2022 году 47,72 % респондентов признают наличие проблемы с лишним весом. Вероятно, возросло внимание к этому параметру, как и озабоченность им (девушки 45,45 %; иногда испытывают. — 34,09 % и 4 % юношей).

Отношения с собственным телом у опрошенных респондентов, по мнению их самих, противоречивы: доля «контролирующего» отношения в два раза превосходит долю «развивающего», в три раза превосходя «бережное» и «изучающее» (68,18 % vs 30 % и 20 %) отношения. Спорт — одна из немногих областей в средствах массовой информации, где «тело мужчин изображается чаще и в более широком спектре занятий, чем тело женщин» [цит. по 1]. Чувственное восприятие тела, так важное в тренировочном процессе при сверхнагрузках, заменяется оценивающим. Тело — рабочий инструмент для четверти опрошенных. «Тело может стать инструментом подтверждения положения индивида в общественной системе, его принадлежности определенной социальной группе, с одной стороны, и средством самовыражения, с другой [2]».

На вопрос, «что именно Вам нравится и не нравится в вашем теле, и что бы Вы хотели изменить в нем?», подавляющее большинство указывает на части тела, а не на качества и функции. Они смотрят на анатомию своего тела, руки, ноги, живот, форму лица и т. д. Единицы писали — не нравится старение, чувствительность к аллергенам, ограничения возможностей тела, его функций. Тело для студенческой молодежи — индивидуальный проект, который моделируется его собственником. Информанты актуализируют субъективные ощущения от собственного тела. Рассмотрим примеры.

Согласно данным, более половины студентов спортивного вуза не испытывают беспокойства по поводу своего внешнего вида (48,21 %). Они чувствуют себя сильными и способными продолжать физические тренировки дольше и усерднее. Большинство студентов спортивного вуза принимают свое тело таким, какое оно есть (61,31 %), как результат регулярных тренировок и занятий спортом, способствующие развитию этих качеств.Студенты спортивного вуза чувствуют себя более уверенно, благодаря спортивной активности. Доля студентов, заявивших, что испытывают радость и удовлетворение, когда смотрят на себя в зеркало 72,02 %. Уверенность в спортивных достижениях переносится на уверенность в себе в других аспектах жизни. Постоянная физическая нагрузка может привести к повышению уровня энергии. 72,02 % студентов спортивного вуза признались в том, что иногда бывают недовольны своим телом. Большинство студентов принимают свое тело таким, какое оно есть (61,31 %).

Наиболее популярным средством для улучшения тела среди студентов является спорт (92,86 %). Связь между физической активностью и улучшением психического состояния известна: физические тренировки помогают младшекурсникам структурировать мысли, снять эмоциональное напряжение и стимулируют мобильность.

Заключение

Студенты спортивного вуза объективируют свое тело. Эта позиция противоречива. Юноши с затруднением говорят о своей телесности, воспринимая ее фрагментарно, избегая чувственных переживаний. Фрагментация восприятия тела до исполнения инструментальной роли снижает возможности реализации человека как личности.

Литература:

  1. McKay Jim et Laberge Suzanne, «Sport et masculinités», Clio [En ligne], 23 | 2006, mis en ligne le 01 juin 2008, consulté le 25 mars 2023. URL: http://journals.openedition.org/clio/1908; DOI: https://doi.org/10.4000/clio.1908
  2. Антонова Н. Л. Трансформация представлений молодежи о теле // Теория и практика общественного развития. 2022. № 9 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-predstavleniy-molodezhi-o-tele (дата обращения: 13.05.2023).
  3. Васильева Н. В., Матвеева Н. А. Отношение представителей поколения z к физической культуре и спорту в вузе // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 1 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-predstaviteley-pokoleniya-z-k-fizicheskoy-kulture-i-sportu-v-vuze (дата обращения: 12.05.2023).
  4. Димура И. Н. Мужская телесность глазами мужчин // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzhskaya-telesnost-glazami-muzhchin (дата обращения: 23.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): спортивный вуз, тело, анкетный опрос, большинство студентов, здоровый образ жизни, индивидуальный проект, собственное тело, студент, студенческая молодежь.


Ключевые слова

тело, отношение к телу, забота о теле, студенты младших курсов спортивного вуза

Похожие статьи

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников

В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...

Исследование социальных компетенций младших школьников

Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в жизни, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали ...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Роль улыбки в коммуникативном поведении русского человека

Статья посвящена изучению влияния улыбки в коммуникативном поведении чело-века, её особенности. Кроме того, в статье отражено классическое коммуникативное поведение русского человека, сложившееся в ходе формирования русского философского бытия. Стать...

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Похожие статьи

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников

В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...

Исследование социальных компетенций младших школьников

Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в жизни, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали ...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе, к инклюзивному образованию

Сегодня инклюзивное образование представляет собой признанный на международном уровне инструмент реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных условий организации данного вида обучения является положительное отношение ...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Роль улыбки в коммуникативном поведении русского человека

Статья посвящена изучению влияния улыбки в коммуникативном поведении чело-века, её особенности. Кроме того, в статье отражено классическое коммуникативное поведение русского человека, сложившееся в ходе формирования русского философского бытия. Стать...

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Задать вопрос