На встрече с представителями «Деловой России» летом 2023 года Президент РФ подчеркнул, что возрождение исторических и развитие новых традиций отечественного бизнеса и предпринимательства — один из ключевых факторов общественной стабильности и нашего суверенитета. Глава государства предложил объявить в России пятилетие предпринимательского труда.
Однако в современных условиях внешнеэкономические и политические условия меняются очень быстро, а в след за ним и действующее российское законодательство, что усложняет деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, развитие малого бизнеса означает стабильную ситуацию в экономике, являясь тем самым, показателем развития страны в целом. Поэтому, предложу некоторые меры, осуществление которых в случае принятия правовой регламентации поможет дальнейшему успешному развитию малого и среднего бизнеса в России.
1. Необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего бизнеса. Совершенствование законодательства должно быть связано с закреплением прямого нормативного регулирования, т. е. не через нормы подзаконных правовых актов, например постановления Правительства РФ или программы принятые органами исполнительной власти, а через нормы законов, тем более в России имеются специальные акты правового регулирования — Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2]. «В области нормативного правового обеспечения деятельности малых и средних предприятий до сих пор не разработаны объективные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым, что в значительной степени сдерживает разработку специальных законодательных актов. Отсутствуют специальные законодательные акты, направленные на обеспечение финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне отменен Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» без адекватной замены его другим, более совершенным законодательным актом» [3]. Данный список проблем можно продолжать и далее, однако по моему мнению требуется прямое закрепление в специальном законе «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» принять меры направленные на «предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России» [4].
2. Важнейшим направлением совершенствования законодательства должно стать изменения порядка взыскание налогов, а также порядка их уплаты и начисления. В первую очередь необходимо распространить практику специальных налоговых режимов (о них упоминалось выше) на всех субъектов малого и среднего бизнеса. Сегодня законодательство о применении спец режимов распространяется не на всех предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом, а только на тех, кто задействован в определенных, в том числе не лицензируемых сферах деятельности. Такой подход сам по себе нарушает конституционный принцип — равенства. Более того спец. Налоговые режимы являются более выгодными для начинающегося бизнеса из-за того, что позволяют снизить налоговую нагрузку.
В целом, Российская система налогообложения, как и меры налоговой ответственности служат целям привлечения даже по значительным составам правонарушениям к ответственности предпринимателя. Считаю, что необходимо поменять государственный подход к налогообложению предпринимателей, т. е. уйти от фискальной системы взимания налогов на упрощение этой системы: упрощение налоговых, финансовых, бухгалтерских и иных отчетов, снижения налоговых нагрузок на этапе становления бизнеса, в том числе снижения налогового бремени по «нулевому» показателю, на первый год работы малого предприятия или до момента, когда предприятие будет показывать положительное сальдо в своей деятельности.
Обращу внимание на решение на законодательном уровне проблемы неверного толкования правоприменителем и в первую очередь — налоговыми органами законодательства в ходе регулярных проверок бизнеса. Проверяя малые и средние предприятия налоговые органы имеют возможность так сказать по своему видению налагать меры ответственности. Обращения в суд со стороны предпринимателя во многом по мнению самих же предпринимателей не имеет большого значения и не повлияет на положительное решение вопроса, т. к. запутанность и сложность налогового законодателя порождает трудности в толковании и у работников судебной системы. Бесспорно понесенные финансовые потери предприниматели компенсируют за счет или потребителя или в будущем ухода от налогов.
Одной из актуальнейших проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей. «Взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т. д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций» [5].
Таким образом, необходима комплексная налоговая реформа, затрагивающая взаимодействие малого и среднего бизнеса с государством. По мнению специалистов «удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства» [6]. По моему мнению основная цель проведения законодательной реформы налоговой системы, это уход от фискального сбора налогов в отношении малого и среднего бизнеса в систему, стимулирующую сбор налогов. Сами предприниматели должны быть заинтересованы в уплате налогов, а для этого на законодательном уровне необходимо создавать прозрачную, открытую, без коллизий и двойного толкования, понятную систему налогообложения. Кроме того, эта система должна иметь разного рода режимы, в том числе «нулевой налог», или «налоговые каникулы» и иные стимуляционные функции и носить стабильный и справедливый характер. Считаю, что государственная поддержка предпринимательства должна и может напрямую зависит от добросовестности субъекта малого предпринимательства при уплате налогов.
Литература:
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 24.07.2023
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 24.07.2023
- Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 19.06.1995, N 25, ст. 2343.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.
- Предпринимательское право.: Учебник / под ред. В. Ф. Попондопуло Том 1. 6-е издание — Москва: Проспект, — 2023. — 624 с.
- Елина, И. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / И. А. Елина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 170–173. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35433/ (дата обращения: 23.11.2023).