Сущность прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Бекренева, Е. С. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия / Е. С. Бекренева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109559/ (дата обращения: 18.12.2024).



В наши дни прокурорский надзор за исполнением законов об охране объектов культурного наследия играет важную роль в сбережении и процветании культурного наследия в стране, а сами объекты культурного наследия оказывают влияние на повышение уровня культуры общества, имеют большое воспитательное значение. Особенно, учитывая нынешнюю ситуацию в мире, памятники истории и культуры объединяют население России и воспитывают патриотизм в наших сердцах.

К источникам информации о нарушениях законодательства об охране объектов культурного наследия относятся: заявления и обращения граждан, юридических лиц, должностных лиц, средств массовой информации о нарушении требований, которые установлены законодательством Российской Федерации в данной сфере; ежегодные государственные доклады о состоянии объектов культурного наследия народов Российской Федерации; государственные контракты или иные договоры на поставки товаров, оказание услуг, на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия; документы об установлении зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения; генеральные планы поселений и городских округов; Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и т. д.

Рассматриваемая тема является частью прокурорского надзора за охраной конституционных прав человека, за соблюдением законов, а также за законностью правовых актов, которые издаются поднадзорными органами.

Что включает в себя предмет рассматриваемой темы? Так, В. Г. Бессарабов, Т. В. Ашиткова определяют предмет прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия как «соблюдение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, исполнение действующих на территории РФ законов в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами по вопросам сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия» [2].

Данное определение является верным, поскольку предмет прокурорского надзора исследуемой темы охватывает не только соблюдение законов об охране, использовании и популяризации субъектов культурного наследия, но и осуществление права граждан на доступ к культурным ценностям, которое прямо закреплено в Конституции РФ [3].

Существует разделение объектов культурного наследия на памятники, ансамбли, достопримечательные места. Также в данный перечень входят объекты археологического наследия.

Рассмотрим дефиницию объекта культурного наследия, основываясь на законодательстве Российской Федерации, чтобы доказать правильность определения предмета.

Объекты культурного наследия — объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры и иными предметами материальной культуры, появляющиеся ввиду исторических событий, а также представляющие особую значимость сквозь призму истории, архитектуры, искусства, науки, эстетики, социальной культуры и являющиеся истинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [1].

Итак, объекты культурного наследия являются исключительной ценностью, поэтому охраняются государством; недвижимым имуществом, касательно которого назначаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения. На территории объекта культурного наследия содержатся природные объекты, играющие важную роль для культуры, а также данная территория является объектом земельных правоотношений.

Таким образом, главные цели надзорных процедур — это поддержание осуществления конституционного права граждан на доступ к объектам культурного наследия; исполнение законов в сфере сбережения, использования и пропаганды объектов культурного наследия органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, так как памятники истории и культуры имеют очень важное значение для будущего России.

Проверки, осуществляемые прокурорами субъектов Российской Федерации, показали, что состояние правомерности, законности в рассматриваемой сфере сохраняется неудовлетворительным. В представленном в 2022 г. Министерством культуры Российской Федерации докладе о состоянии объектов культурного наследия в Российской Федерации указывается, что в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2022 году финансировалось строительство и реконструкция 14 объектов культуры, расположенных в Саратовской, Нижегородской, Тульской, Архангельской, Самарской областях, Республиках Марий Эл, Татарстан, Бурятия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской, Удмуртской Республиках, Забайкальском и Камчатском краях. По итогам года завершены работы и сдан в эксплуатацию только объект «Русский драматический театр «Мастеровые» r. Набережные Челны» в Республике Татарстан.

В связи с изложенным, нужно усилить надзор за исполнением законодательства об охране культурного наследия, законностью правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения в этой сфере, добиваться отмены противоречащих закону правовых актов. Также прокурорам нужно использовать весь комплекс мер прокурорского реагирования: приносить протесты, вносить представления об устранении нарушений законов, а также требования об изменении нормативных правовых актов по причине выявления в них коррупциогенных факторов, возбуждать дела об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.07.2023)«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.07.2002, N 26, ст. 2519.
  2. Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия / В. Г. Бессарабов, Т. В. Ашиткова. — Текст: непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2014. — № 4. — С. 336.
  3. Богатова, Е. В. Проблемы прокурорского надзора в сфере защиты объектов культурного наследия / Е. В. Богатова, А. В. Шмелев. — Текст: непосредственный // Вестник СГЮА, 2022. — 2017. — № 6 (149). — С. 211.
Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, Российская Федерация, прокурорский надзор, местное самоуправление, недвижимое имущество, памятник истории, Татарстан.


Задать вопрос