В статье автором были рассмотрены вопросы теоретико-правового характера в отношении административно-правового регулирования въезда на территорию РФ и выезда с территории РФ иностранных граждан и апатридов. Автор выделил определенные сложности правовой конструкции административно-правового режима въезда и выезда из Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также законности их нахождения, въезда и выезда с территории нашего государства, определяется в соответствии с положениями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также совокупностью международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация (например, «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств», «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» и др.).
Прежде чем перейти к вопросам въезда и выезда с территории РФ, необходимо отметить, что значит понятие «иностранный гражданин» и «апатрид».
Опираясь на законодательные формулировки терминов, «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», в соответствии с действующим российским законодательством, определим данные понятия следующим образом:
«Иностранный гражданин» — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, которое имеет возможность подтвердить по средствам правовых доказательств свою принадлежность к иному государству.
«Лицо без гражданства» — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, которое не имеет возможность подтвердить по средствам правовых доказательств свою принадлежность к иному государству [7, с. 205].
Лицо без гражданства, также именуемое, как апатрид, имеет в своем правовом статусе отличие от иностранного гражданина тот факт, что в принципе не является гражданином какого-либо государства в мировом сообществе, то есть апатрид — это лицо, не обладающее статусом гражданства. Его взаимоотношения с государственной властью конкретного государства возникают в момент пересечения его государственной границы и въезда на территорию государства и прекращаются, с момента выезда с его территории — автоматическим образом.
Отрасль административного право отвечает за регулирование режима въезда и выезда в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. По мнению Юркиной О. А.: «В данном режиме проявляются такие черты административно-правовых отношений, как, сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком и методом правового воздействия — управлением, основанным на юридическом неравенстве сторон» [9, с. 122].
Также, данный режим отвечает за обеспечение безопасности и охраны общественного порядка в государстве, что также позволяет нам отнести режим въезда и выезда из РФ к административно-правовому регулированию.
Регулирование въезда и выезда с территории государства позволяет силовым структурам быстро и практически без потерь обеспечивать в государстве безопасность. Это является мощным инструментом, так как благодаря регулировке въезда-выезда можно предотвратить множество страшных преступлений на территории нашего государства. К таким преступлениям можно отнести преступления террористического характера, незаконный ввоз на территорию РФ наркотических средств, незаконный ввоз на территорию РФ оружия и боеприпасов и другие.
Административно-правовое регулирование въезда в российскую федерацию и выезда из российской федерации иностранных лиц и апатридов представляет собой очень сложную и серьезную структуру. Данная структура не только осуществляет регулирование въезда и выезда, но также имеет в своих полномочиях и привлечение к ответственности за совершение нарушения въезда-выезда, помимо этого отвечает за защиту прав и законных интересов личности, общества и государства.
Те ограничения, которые наложены на иностранных граждан и лиц без гражданства при въезде в РФ или выезде из РФ, основываются, прежде всего, на положениях Конституции нашего государства. В пункте 3 статьи 55 Конституции РФ четко прописано, что: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].
Одним из основных законодательных актов нашего государства, регулирующих въезд в РФ и выезд с территории нашего государства является Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» [3]. Указанный нормативно-правовой акт отвечает за вопросы, касающиеся порядка оформления и выдачи документов иностранным гражданам и апатридам для того, чтобы осуществить въезд на территорию нашего государства, также отвечает за вопросы проезда указанных граждан через территорию нашей страны и так далее. Данный законодательный акт позволяет не попустить незаконный въезд в нашу страну.
Многие органы власти занимаются вопросами миграции на территории нашего государства. Сюда можно отнести и МИД России, МВД России, пограничные органы, органы ФСБ и другие.
Пограничные органы ФСБ России, осуществляя пограничный контроль, реализуют большой комплекс мер административного воздействия в соответствии с законодательством о Государственной границе России, основу которого, помимо Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», составляет также Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации».
На основании указанных законодательных актов можно вывести определенные правила въезда и выезда из РФ, а именно:
- Пересечь государственную границу можно только в определенных точках пересечения границ государств. Там граждане пройдут пограничный контроль, где будут установлены основания, которые позволяют или не позволяют въехать на территорию нашего государства или же выехать с территории нашей страны;
- Итогами пограничного контроля могут быть либо допуск на территорию нашего государства иностранного гражданина или апатрида, либо же его недопущение въезда на территорию Российской Федерации;
- Если иностранный гражданин или лицо без гражданства нарушает правила въезда в РФ или выезда из РФ, то он подлежит административной ответственности и так далее.
Однако, в зависимости от ситуации в государстве, данные правила могут немного видоизменяться и дополняться, например:
В связи с эпидемиологической обстановкой в нашей стране в 2019–2020 годах, а именно в связи с предотвращением распространения вируса COVID-19 были введены некоторые ограничения, связанные с въездом в Российскую Федерацию. Коснулись эти ограничения, как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства.
Было вынесено Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 года № 635-р (далее по тексту — распоряжение) в соответствии с которым при въезде иностранных граждан, а также лиц без гражданства на территорию РФ из государств-членов ЕАЭС воздушным транспортом, такие граждане обязаны предъявить отрицательный ПЦР-тест. Такой тест должен быть проведен не ранее чем за 3 дня до предполагаемого въезда
Таким образом, на основании исследования, проведенного автором, можно сделать вывод о том, что режим административно-правового регулирования въезда в РФ и выезда с территории РФ является очень сложной системой, направленной, прежде всего, на защиту государственной безопасности, а также безопасности населения Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 15 (Часть I). Ст. 2035.
- Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 9. Ст. 1285.
- Закон РФ от 01.04.1993 № 4730–1 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной границе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4186.
- Бондарь Е. О., Брунер Р. А. Практика применения в отношении иностранных граждан меры административного воздействия в виде депортации или административного выдворения за пределы Российской Федерации // Современное право. — 2015. — № 10. — С. 30–35.
- Безуглов А. Д. К вопросу о конституционном статусе лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации / А. Д. Безуглов // Изв. Сарат. Ун-та. Нов. Сер.: Экономика. Управление. Право. — 2021. — Т. 21. — Вып. 1. — С. 100–105.
- Гаглоева Л. А. Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации / Л. А. Гаглоева // Социально-гуманитарные знания. — 2015. — № 3. — С. 202–210.
- Ромодановский К. О., Мукомель, В. И. Регулирование миграционных процессов: проблемы перехода от реактивной к системной политике / К. О. Ромодановский, В. И. Мукомель // Общественные науки и современность. — 2015. — № 5. — С. 5–18.
- Юркина, О. А. Государственное регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты / О. А. Юркина // NovaUm.Ru. — 2021. — № 31. — С. 122–124. — EDN NTZZXP.