В статье рассмотрены особенности татарского фольклора как средства математического развития детей дошкольного возраста. В современном мире образовательный процесс не ограничивается только цифровыми технологиями. Важную роль продолжает играть народное творчество, в том числе и малые фольклорные жанры.
Ключевые слова: татарский фольклор, математическое развитие, дети дошкольного возраста.
Отечественные ученые-педагоги К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Леушина, А. П. Усова и другие заявляли об уникальной ценности и значении малых фольклорных форм в образовательной деятельности. К этому жанру можно отнести такие произведения, которые различаются по жанровой принадлежности, но имеют общий признак — малый объем. К малым фольклорным жанрам можно отнести поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, потешки, скороговорки, считалки и другие.
Малые фольклорные жанры являются бесценным даром каждого народа. Народ ставил основной целью в воспитании детей передачу житейского, духовно-нравственного, культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Много веков с этим справлялось устное народное творчество, в том числе и малые фольклорные жанры. Переходя из поколения в поколение, они совершенствовались с развитием народа и сохраняли свои воспитательные и образовательные функции [4].
Помимо передачи накопленного опыта малые фольклорные жанры приобщают детей к народному творчеству, чем воодушевляют и радуют их, содействуют не только знакомству, запоминанию, стимулированию знаний детей о величинах, числах, геометрических фигурах, но и формированию мировоззрения, речи, творчества, развитию познавательных способностей детей, тренировке внимания, воображения и памяти [2].
В последнее время многие педагоги, ученые возвращаются к истокам народного творчества и начинают использовать в своей работе элементы из малых фольклорных жанров. Особенно это заметно в регионах с тюрско-татарским наследием. Охваченные страхом потерять народную идентичность, татары стремятся возродить культуру и язык своего народа. И их внимание направлено на изменения в сфере образования. Именно в детях, в том числе в детях дошкольного возраста, можно воспитать любовь и уважение к Родине, родному языку, стремление сохранить культуру татарского народа, трепетное отношение к своим корням.
В отечественной литературе особое место занимают исследования такого феномена, как татарский фольклор. Выдающиеся татарские деятели такие, как Ф. А. Урманчеев, Х. Ярми и другие раскрыли в своих работах педагогические возможности татарского фольклора, его значение в образовательном процессе. Их вклад помог обратить внимание на татарский фольклор и искать решения проблем, возникающих в этой области [4].
Татарский фольклор состоит из множества жанров и поджанров. В нем сохраняется уникальный и оригинальный опыт воспитания подрастающего поколения по различным направлениям современной образовательной деятельности в семье, в школе и в детском саду. Самые простейшие жанры татарского фольклора такие, как колыбельные песни, загадки, пословицы, сказки и другие, дают возможность формировать у детей наивысшие человеческие гуманные качества, развивать познавательные способности [3].
Татарские исследователи такие, как М. Х. Бакиров, Н. Исанбет, К. Насыри, отмечали, что в татарском устном народном творчестве содержится обширный материал для воспитания по разным направлениям, в том числе и в математическом. Татарский фольклор может стать полезным и эффективным средством в математическом развитии детей.
Татарский фольклор представляет собой уникальный источник для достижения целей в математическом развитии. Неоднозначность и сложность сюжета присущи татарскому фольклору, что может быть полезным в образовательном процессе. Ведь именно в поиске решения непростых задач и понимании закрученного сюжета заключается настоящая природа логического мышления человека. Попытки детей увидеть скрытые в подтексте произведения численные и геометрические закономерности и найти решение проблемы могут стать отличной основой для дальнейшего математического развития [1].
Присуще татарскому фольклору и неопределенность. При знакомстве с произведениями это вызывает у детей недоумение и наталкивает их к обдумыванию различных вариантов развития событий в сюжете. Это способствует развитию у детей умения прогнозировать и придумывать несколько вариантов решения проблемы.
Наличие в татарском фольклоре определенной порывистости и эмоциональности стимулирует интерес детей. Через такие чувства, как волнение, радость, испуг, грусть и другие, можно воздействовать на психоэмоциональное состояние детей. А это позволить лучше запомнить логическую последовательность сюжета и различные математические определения [1].
Татарский фольклор включает в себя множество сюжетов, символов и числовых элементов, которые могут стимулировать интерес к математике и помочь детям в освоении базовых математических понятий. Благодаря этому дети уже с раннего возраста смогут познакомиться с миром математики.
Уникальность и самобытность татарского фольклора отличает ее от культуры и творчества других народов. Ее применение в математическом развитии детей позволяет создать увлекательную и оригинальную образовательную среду. Но не стоит забывать о возрастных и психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста. Прежде чем использовать фольклор в образовательной деятельности, нужно убедиться, что ребенок способен понимать контекст и смысл произведений, может воспринять логическую последовательность, способен понять незнакомые слова.
Таким образом, использование татарского фольклора может стать перспективным средством математического развития детей дошкольного возраста. Однако в настоящее время однозначных методик и подходов к использованию татарского фольклора в образовательном процессе не разработано. Для достижения максимальной эффективности использования фольклора нужно учитывать не только возрастные и психоэмоциональные особенности детей, но и культурно-этнические.
Литература:
- Бакиров М. Х. Татарский фольклор / М. Х. Бакиров. — Казань: Ихлас, 2012. — 400 с.
- Ковалева И. В., Корнилова Н. Ю., Черемисинова А. В. Развитие математических представлений у дошкольников посредством устного народного творчества // Вестник науки. 2022. № 10 (55).
- Самитова С. Г. Особенности татарского детского игрового фольклора как средства развития личности ребенка // Славянская традиционная культура и современный мир. 2020. № 1.
- Шаталова Е. В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров // Дошкольное воспитание и образование. 2007. — № 9. С12–17.