В данной статье проведен анализ актуальной проблемы с выявлением принципиальных отличий при проектировании капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства. Целью исследования является выявление необходимости конкретизации нормативно-технической и законодательной базы для совершенствования процессов проектирования объектов капитального строительства. В результате исследовательской работы были выявлены недостатки в нормативно-технической и законодательной базе и приведены рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: проектирование, реконструкция, капитальный ремонт, объект капитального строительства, элемент несущей строительной конструкции, плита покрытия.
Эксплуатация зданий и сооружений — это ответственная и самая продолжительная стадия жизненного цикла объекта капитального строительства, в течение которой базовым принципом является поддержание нормального безопасного функционирования здания, безаварийной работы инженерных систем и несущих конструкций, соблюдения пожарных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических требований и проч.
Под эксплуатацией понимают совокупность поэтапных организационно-технических мероприятий с определенным составом, структурой, включающих в себя проведение планово-предупредительных ремонтов, текущего и капитального ремонта, а также реконструкции в зависимости от срока эксплуатации здания и степени морального или физического износа отдельных строительных элементов (или объекта в целом) и систем инженерно-технического обеспечения [1].
В основе повышения эффективности эксплуатации как с технической, так и с экономической точки зрения лежит планирование, подготовка и своевременное проведение ремонтных работ, посредством которых обеспечивается пролонгирование эксплуатационного периода.
Для поддержания работоспособного состояния здания необходимо проведение ремонтно-восстановительных мероприятий, объем и состав которых для последующего проектирования, определяются в рамках проведения технических обследований [2].
Заключением по итогам обследования технического состояния объекта капитального строительства является определение категории технического состояния в соответствии с ГОСТ 31937–2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и необходимости в проведении капитального ремонта или реконструкции в зависимости от количественных характеристик и степени влияния установленных дефектов, повреждений и деформаций, недостаточности несущей способности, а также несоответствия конструкций нормативным требованиям [3].
Предлагаем рассмотреть одну из проблем в исследуемой области. Известно, что при разработке проектной документации в рамках капитального ремонта или реконструкции объектов капитального строительства предполагается замена и восстановление несущих строительных конструкций. Однако несовершенство положений нормативной документации, определяющей критерии видов проектирования (капитальный ремонт или реконструкция), вызывает отсутствие взаимопонимания между проектировщиками и экспертами.
Основным нормативным правовым актом, трактующим определения вышеуказанных видов деятельности, является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, регламентирующий деятельность всех участников проектирования. В соответствии с требованиями п. 14 и п. 14.2 статьи 1 под реконструкцией понимается «замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов», а при капитальном ремонте допускается исключительно « замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов» [4].
Перечень работ по замене и (или) восстановлению несущих строительных элементов объекта капитального строительства, выполнение которых может осуществляться при капитальном ремонте зданий и сооружений, определяется также Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2022 г. № 881, вступившим в силу с 1 сентября 2022 года. В этой связи уточняется смысл положений Градостроительного кодекса РФ по отношению к видам работ при капитальном ремонте, что безусловно позволяет применить большее количество способов усиления несущих строительных конструкций [5]. Но в то же время требования постановления в точности дублируют понятие «капитального ремонта объектов капитального строительства», представленного в Градостроительном Кодексе Российской Федерации, в части возможности исключительно замены отдельных конструктивных элементов несущих строительных конструкций.
Для однозначной интерпретации понятий п. 14 и п. 14.2 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации № 881, необходимо учитывать определение термина «элемент строительной конструкции», представленное в п. 3.7 СП 368.1325800.2017 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта».
В качестве примера рассмотрим подготовку проектной документации капитального ремонта десятиэтажного здания общежития с подпольем и чердаком, построенного в 1966 году в г. Санкт-Петербург.
Общежитие выполнено по плоскостной конструктивной системе с поперечным расположением несущих стен и двумя рядами продольных несущих стен в пределах поэтажных коридоров. Покрытие здания выполнено из сборных железобетонных ребристых плит размерами (1,2х6,0) м и (1,0х6,0) м типа «ТТ», уложенных на пилястры стен и железобетонные перемычки между ними. Проектирование осуществлялось на основании комплексного обследования технического состояния строительных конструкций [6]. По результатам выявленных дефектов (сверхнормативные прогибы, разрушение бетона с оголением и коррозией арматуры) и проведенных поверочных расчетов было установлено, что отдельные элементы покрытия здания, расположенные в зоне повышенной снеговой нагрузки и наибольшей толщины кровельного пирога, исчерпали несущую способность (коэффициент использования составил от 1,25 до 2,4) и требуют замены на элементы с улучшенными физико-механическими показателями в количестве 52 штук, что составляет 40 % от общего количества плит в диске покрытия общим количеством 130 штук.
Итак, в данном случае несущая строительная конструкция — диск покрытия здания, состоящий из сборных железобетонных плит покрытия. Тогда в соответствии с СП 368.1325800.2017 отдельным элементом данной конструкции будет являться одна плита покрытия, а, следовательно, отдельными элементами — плиты покрытия с исчерпанной несущей способностью в количестве 52 штук, расположенные в зоне повышенной снеговой нагрузки и наибольшей толщины кровельного пирога.
Исходя из представленной выше терминологии, можно сделать вывод, что в рамках капитального ремонта возможно заменить как одну сборную плиту покрытия, так и плиты покрытия с исчерпанной несущей способностью, являющиеся отдельными элементами относительно диска покрытия.
Но практика ФАУ «Главгосэкспертиза России» показывает, что указанные трактовки, полученные в результате анализа нормативной документации, регламентирующей данный вид деятельности, являются неактуальными, а зависят от субъективного мнения специалиста (эксперта), в части классифицирования вида проектирования (капитальный ремонт или реконструкция) по объему заменяемых конструкций, и, как следствие, не могут являться единым стандартом при проектировании. Это подтверждает предварительный отказ ФАУ «Главгосэкспертиза России» в принятии к рассмотрению проекта капитального ремонта со следующей формулировкой: «в имеющейся документации усматриваются признаки «реконструкции»». Поэтому в случае выявления в ходе проведения государственной экспертизы «в части проверки достоверности определения сметной стоимости [7] признаков «реконструкции» объекта, возможно расторжение договора». То есть можно сделать вывод, что в зависимости от количества отдельных несущих элементов, подлежащих замене в проекте капитального ремонта, эксперт может усмотреть признаки «реконструкции», в случае если количество таких элементов окажется, по его мнению, «слишком большим» относительно всей конструкции. В то же время категорически игнорируя тот факт, что реконструкция подразумевает полную замену всей конструкции покрытия, исключая возможность частичной замены, в соответствии с требованиями п. 14 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
В результате анализа полученных рекомендаций ФАУ «Главгосэкспертиза России» проектной организацией было принято решение исключить из раздела проекта «Конструктивные решения» [8] замену исчерпавших несущую способность конструкций плит покрытия во избежание расторжения договора и провести капитальный ремонт, выполнив лишь восстановление защитного слоя бетона и заделку трещин в ребрах плит покрытия, не устраняя основную проблему — исчерпание несущей способности плит. В данном случае позиция ФАУ «Главгосэкспертиза России» противоречит требованиям Федерального закона № 384-ФЗ, направленным на обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе проектирования [9, 10].
Отсутствие нормированного соотношения отдельных элементов несущих конструкций, подлежащих замене в рамках капитального ремонта, относительно всей конструкции целиком и возможности замены отдельных элементов несущих конструкций в рамках реконструкции являются прецедентами для разногласий между участниками проектирования и экспертными организациями.
В связи с вышеуказанным, для устранения такого недопонимания необходимо внести уточняющие положения в нормативные документы, то есть необходимо разработать стандартизированную методику определения однозначных критериев капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства путем формирования исчерпывающего сводного перечня несущих строительных конструкций и соответствующих отдельных элементов с указанием соотношения их возможной замены в рамках капитального ремонта и дифференцированием по типам и материалам конструкций.
Литература:
1. Руководство по технической эксплуатации зданий, сооружений, инженерных систем и технических средств. — Москва: Федеральное государственное унитарное предприятие издательство «Известия», 2017.
2. СП 368.1325800.2017 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта».
3. ГОСТ 31937–2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
4. Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023).
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05. 2022 № 881 «Об осуществлении замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при проведении капитального ремонта зданий, сооружений».
6. СП 13–102–203 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03. 2007 г. № 145 (ред. от 15.09.2023) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (ред. от 15.09.2023) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
9. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
10. Письмо Минстроя России от 21 февраля 2022 № 3363-ОГ/08 «О необходимости разработки проектной документации при капитальном ремонте».