Этапы решения текстовых задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Бочкарева, А. М. Этапы решения текстовых задач / А. М. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109603/ (дата обращения: 16.11.2024).



В процессе решения текстовых задач обучающимся необходимо применять различные навыки и мыслительные умения. Решение задач состоит из определенных этапов, соблюдение которых приведет к обоснованно правильному и грамотному решению. В статье рассмотрены основные этапы решения задач, которые необходимо использовать учащимся.

Ключевые слова: решение текстовых задач, основные этапы обучения, анализ текста задачи.

Задачей учителя является формирование у обучающихся умений и навыков, которые позволяют им быстро и с интересом погружаться в исследовательскую и творческую деятельности [1]. Многие думают, что математика — это только счет. Однако математика начинается с постановки некоторой проблемы или загадки, которая представляет математическую текстовую задачу, включающую в себя не только математические сведения, но и еще определенный сюжет.

При решении задачи у учащихся развивается способность догадываться, просчитывать предварительно результат, логически мыслить, искать верные пути даже в самых непонятных условиях. Так как многие текстовые задачи имеют практическое использование, учитель дает информацию бытового характера, а также объясняет непонятные слова и термины, в результате чего умение их решать способствует лучшей адаптации учащихся в обществе, помогает им в реальной жизни [2].

При решении текстовых задач чаще всего у учащихся формируются единые алгоритмы решения разных математических задач. На уроках многие учителя тратят большое количество времени на объяснение однотипных задач, т. е. большое количество задач решается «по шаблону». К сожалению, не всегда нужного результата можно добиться таким путем. Большинство учеников добиваются успеха, решая однотипные задачи, а с малознакомой задачей нет понимания, как ее решать. Многие учащиеся такие задачи не решают, им проще такие задания пропустить и перейти к более знакомым.

Есть несколько причин, которые приводят к таким «плачевным» результатам: в школьной программе выделяется недостаточно учебного времени для обучения решению текстовых задач; сами обучающиеся не прилагают достаточных усилий для освоения данной темы; иногда учитель не смог понятно и доступно объяснить материал ученику, в том числе в младших классах, в связи с чем в старших классах, ребенок сразу пропускает данные задания, не читая условия [5].

Чтобы добиться хороших результатов, нужно приложить общие усилия и учителю, и ученику. Учителю нужно создать все необходимые условия для формирования у обучающихся умения решать текстовые задачи, нужно больше практики, чтобы учащиеся не только сумели отработать все существующие методы решения задач, но еще и предложить свои математические модели.

Теоретические знания о типах и стадиях решения задач нужны обучающимся для решения различных задач целенаправленно и осознанно, а не только по шаблону.

Сами задачи следует расценивать как объекты, которые необходимо анализировать и исследовать, а решение — как открытие нового способа решения.

Процесс решения задачи состоит из определенных этапов, которые начинаются с получения задачи до полного ее решения. Данные этапы нужно соблюдать при решении задач, начиная с 6 класса от более простого решения к сложному анализу и математической модели. Проанализируем этапы решения задач.

1. Анализ задачи — это этап, с которого начинается решение задачи. Основная цель учащегося — осмыслить условия, которые описаны в задаче, а также выделить и осмыслить все взаимоотношения между объектами задачи.

Анализ задачи проводится по следующим направлениям. Предметно-содержательный анализ — это раскрытие содержания задачи в целом, воссоздание реальной ситуации, математической моделью которой является сама задача. Такой анализ проводится устно, а создаваемая в результате ситуация формирует у ученика мыслительный вид сюжета задачи. Логико-семантический анализ — это анализ текста задачи, в результате которого определяются величины, их значения и соотношения между ними. В данном случае необходимо разделить текст на отдельные условия и требования. При проведении данного анализа выявляется структура задачи [2].

Дополнительно на первом этапе решения задачи применятся несколько приемов, которые позволяют более точно провести анализ:

1) при чтении задачи нужно представить реальную жизненную ситуацию, описанную в задаче;

2) ответить на специальные вопросы:

— о чем задача?

— какой сюжет задачи?

— что в ней известно, а что неизвестно?

— что в задаче требуется найти?

— какие дополнительные данные нужно найти?

— что обозначают в задаче те или иные слова и термины?

3) перефразировка текста — это прием, при котором происходит замена описания некоторой ситуации, указанной в задаче другим описанием. При этом основная мысль, связи и взаимоотношения в задаче должны быть обязательно сохранены. Вся лишняя информация исключается, текст задачи преобразуется в модель, по которой возможен легкий поиск решения задачи.

2. Второй этап решения задачи — построение схематической записи задач.

Схематическая запись — это математическая модель, которая помогает переводить текст задачи со словесного в математический язык для более легкого и понятного решения.

Схематично запись можно представлять в виде схемы, таблицы, чертежа, рисунка.

3. Третьим этапом является поиск метода решения задачи. На этом этапе происходит поиск вариантов решения задачи. Третий этап следует закончить установлением взаимосвязей между данными и теми величинами, которые нужно найти, то есть закончить этот этап нужно составлением плана решения задачи.

Осуществить поиск можно двумя способами: от вопроса к данным задачи — аналитический путь, который представляет собой логическую цепь рассуждений, связанных между собой. Анализ в форме рассуждения от искомого к данным можно разделить на два вида: восходящий и нисходящий. В основе метода решения задачи лежит умение строить дедуктивные рассуждения (от общего к частному); от данных к вопросу — синтетический способ, который характеризуется тем, что основным вопросом при поиске плана решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в задаче числовым данным (нисходящий анализ). По вновь полученным данным и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос задачи. Суть этого способа состоит в выделении учащимися простой задачи из составной и решении её [4].

Рассмотрим схему восходящего анализа: пусть нужно найти величину B. Для этого нужно найти такую величину A, по которой можно будет найти B. Затем находим другую величину C, по которой можно найти A, и так продолжаем до тех пор, пока не найдем путь решения задачи [1].

4. После того, как найден способ решения задачи, ее можно решать. Четвертый этап — этап изложения или решения. Большую роль в правильном решении задачи играет написание решения.

5. Следующим этапом является проверка решения задачи. Проверка позволит понять, верно ли было решение и удовлетворят ли оно всем условиям задачи.

6. На шестом этапе необходимо установить, имеются ли у задачи еще какие-нибудь решения, либо решений нет.

7. Седьмым этапом следует выражение ответа задачи.

8. Определение более рационального способа решения задачи (если таковой имеется) является восьмым этапом решение задачи [3].

Рассмотрим решение текстовой задачи, используя все описанные этапы:

По дороге в одном направлении идут два пешехода. Скорость первого пешехода, который идет первым — 4 км/ч, а скорость второго — 5 км/ч. В начале движения расстояние между ними 2 км, но, так как скорость второго выше, то он догоняет первого. С самого начала движения и до момента, когда второй пешеход догонит первого, между ними бегает собака, скорость которой — 8 км/ч. Она бегает от второго пешехода к первому и обратно до момента, когда второй пешеход не догонит первого. Найти расстояние, которое пробежит за все это время собака?

Решение:

  1. Анализ задачи. Ответим на вопросы:

а) В чем сюжет задачи?

Два человека идут друг за другом и бегает собака. У каждого участника движения есть скорость, расстояние и время.

б) Что нужно найти?

Расстояние, которое пробежит собака за все время движения.

в) Что в задаче известно о движении пешеходов и собаки?

— движение происходит в одном направлении;

— в начале движения расстояние между пешеходами — 2 км;

— известна скорость первого пешехода — 4 км/ч и скорость второго — 5 км/ч;

— скорость собаки — 8 км/ч.

г) Что в задаче неизвестно?

В задаче неизвестно время, скорость сближения и расстояние.

Чтобы решение задачи сделать легче, ее можно перефразировать и разобьем текст на смысловые части.

Особенно эффективно использование данного приема в сочетании с разбиением текста на смысловые части. Получаем:

Первая часть о скорости движения: скорость первого пешехода — 4 км/ч, а скорость догоняющего — 5 км/ч. Вторая часть о расстоянии сближения: расстояние сближения — 2 км. Третья часть: время движения –это время, в течение которого второй пешеход сможет догнать первого, т. е. в течение этого времени второй пешеход пройдет на 2 км больше, чем первый. Четвертая часть о скорости и времени движения собаки: скорость собаки — 8 км/ч. Время движения собаки равно времени движения пешеходов до встречи. Требуется определить расстояние, которое пробежала собака за все время движения.

  1. Построим математическую модель.

Путь, км

Скорость, км/ч

Время, ч

Первый пешеход

?

4

одинаковое

Второй пешеход

На 2 км больше первого

5

Собака

?

8

  1. Поиск метода решения задачи.

Используем метод рассуждения. Ответим на вопросы. Что нужно найти? (Расстояние, пройденное собакой). Что для этого нужно сделать? (Найти время движения собаки, которое будет совпадать с временем движения пешеходов. Для нахождения времени движения, необходимо найти скорость сближения пешеходов; время, через которое второй пешеход догонит первого). Какие формулы нужно использовать?

  1. Решение:

а) 5–4=1 (км/ч) скорость сближения пешеходов

б) t=S/V

t=2:1=2 (ч) второй пешеход догонит первого

Время движения собаки составит 2 часа, т. к. оно совпадает со временем движения пешеходов.

в) S=V*t

S=8*2=16 (км) расстояние, пройденное собакой

  1. Проверка.
  2. Рассмотрение других методов решения задачи. Данную задачу можно решить не только арифметическим, но и алгебраическим методом, составив уравнение.
  3. Записываем ответ: 16 км пробежала собака.
  4. Определяем наиболее рациональный способ. Наиболее рациональным способом является арифметический способ решения.

Таким образом, использование в работе описанных этапов решения текстовых задач приведет к правильному обоснованному решению задачи.

Литература:

  1. Баженова, Н. Г. Теория и методика решения текстовых задач [Текст]: курс по выбору для студентов специальности 050201-Математика: учеб. пособие / Н. Г. Баженова, И. Г. Одоевцева. — Москва, 2012. — 88 c.
  2. Баженова, Н. Г. Теория и методика решения текстовых задач [Текст]: учеб. пособие / Н. Г. Баженова, И. Г. Одоевцева. — Москва: Флинта, 2017. — 89 с.
  3. Махмутова, Л. Г. Методика обучения решению текстовых задач [Текст]: методические рекомендации для высших учебных заведений / Л. Г. Махмутова. — Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. — 84 с.
  4. Методика работы с текстовыми задачами на уроках математики в условиях реализации ФГОС [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Захарова и др. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. — 102 с.
  5. Царёва, С. Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников [Текст] / С. Е. Царёва. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998 г. — 135 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, решение, этап, время движения собаки, математическая модель, пешеход, решение задачи, анализ задачи, время движения, время движения пешеходов.


Ключевые слова

решение текстовых задач, основные этапы обучения, анализ текста задачи

Похожие статьи

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Основные методы, используемые при решении задач по химии

В данной статье рассмотрены способы решения стандартных (типовых) задач, в том числе и элементарных. Методика ориентирована в основном для школьников, впервые приступающих к решению задач повышенной сложности. Статья посвящена способам решения задач...

Применение цифровых образовательных игр в учебном процессе

Современный мир информационных технологий развивается с невероятной скоростью. Компьютерные игры в современном мире играют важную роль не только в качестве развлечения, но и как инструмент для обучения и развития различных навыков. Они могут использо...

Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух

Данная статья посвящена использованию подкастов в обучении восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Обоснованы достоинства применения подкастов, показано, что данная технология позволяет решить ряд методических задач. В статье также выделяются...

Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся

Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций. Автор определяет принципы использования задач в учебно-воспитательном процессе, обращает внимание на методические аспекты орга...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Социально-психологический тренинг для педагогов «Развитие креативных способностей педагогов»

В данной статье представлен социально-психологический тренинг для педагогов, целью которого является развитие креативных способностей. В статье приводятся примеры упражнений, ориентированные на решение проблем с развитием креативных способностей.

Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы

Фонетические навыки играют важную роль в языковом развитии младших школьников, формируя основы правильного произношения и грамотного чтения. Этот процесс требует внимательного педагогического подхода, интегрирующего игровые методики, музыкальные элем...

Похожие статьи

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Основные методы, используемые при решении задач по химии

В данной статье рассмотрены способы решения стандартных (типовых) задач, в том числе и элементарных. Методика ориентирована в основном для школьников, впервые приступающих к решению задач повышенной сложности. Статья посвящена способам решения задач...

Применение цифровых образовательных игр в учебном процессе

Современный мир информационных технологий развивается с невероятной скоростью. Компьютерные игры в современном мире играют важную роль не только в качестве развлечения, но и как инструмент для обучения и развития различных навыков. Они могут использо...

Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух

Данная статья посвящена использованию подкастов в обучении восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Обоснованы достоинства применения подкастов, показано, что данная технология позволяет решить ряд методических задач. В статье также выделяются...

Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся

Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций. Автор определяет принципы использования задач в учебно-воспитательном процессе, обращает внимание на методические аспекты орга...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Социально-психологический тренинг для педагогов «Развитие креативных способностей педагогов»

В данной статье представлен социально-психологический тренинг для педагогов, целью которого является развитие креативных способностей. В статье приводятся примеры упражнений, ориентированные на решение проблем с развитием креативных способностей.

Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы

Фонетические навыки играют важную роль в языковом развитии младших школьников, формируя основы правильного произношения и грамотного чтения. Этот процесс требует внимательного педагогического подхода, интегрирующего игровые методики, музыкальные элем...

Задать вопрос