В статье приводятся результаты исследования нового подхода к изучению креативности, определенного С. Ю. Степановым. Подтверждаются выдвинутые гипотезы о высокой положительной степени корреляции между креативностью и психологическими предикторами креативности у дошкольников: поисковой активностью, восприятием, воображением и комбинаторикой. Данные результаты имеют значительную практическую ценность, поскольку определяют направление формирования образовательной среды с целью развития творческой личности.
Ключевые слова: креативность, психологические предикторы креативности, образовательная среда.
В настоящее время мы живем в нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном мире. В таких условиях возрастает потребность в нестандартных решениях. Еще сохраняется надежда, что искусственный интеллект и другие технические алгоритмы в будущем не смогут полностью заменить творческих работников. Таким образом, креативность сохраняет важную роль в списке ключевых социально-эмоциональных компетенций XXI века. И самое ценное в рамках образовательной позиции — это понимание, каким образом развивать креативность.
Существует множество подходов к изучению феномена креативности. Так креативность может быть изучена с четырех сторон (М. Родс): через новый продукт, который был создан; через процесс создания продукта; через личностные характеристики творца; и через влияние окружающей среды [1]. Профессор, доктор психологических наук Сергей Юрьевич Степанов отмечает, что есть еще одна сторона изучения креативности — это выделение основных психологических предикторов креативности. В данном случае под предиктором понимается психический процесс, который прогнозирует (предсказывает) формирование креативности, является своего рода источником «новизны».
С. Ю. Степанов выделяет следующие психологические предикторы креативности: восприятие, воображение, комбинирование, интуитивное понимание и рефлексия. Они, в свою очередь, строятся на базе биологически обусловленных форм активности, таких как ориентировочно-поисковая (по П. Я. Гальперину, ориентировочная) и сексуальная (по З. Фрейду), а также на базе социокультурного фактора — языковой среды [2].
Для подтверждения данной модели нами было проведено исследование с целью установления степени корреляции между креативностью и вышеупомянутыми психологическими предикторами креативности.
В исследовании приняло участие 50 детей дошкольного возраста: 20 девочек и 30 мальчиков. Базой исследования были следующие дошкольные учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москва «Школа № 1288 имени Героя Советского Союза Н. В. Троян»;
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москва «Школа № 627 имени генерала Д. Д. Лелюшенко».
В данном исследовании у дошкольников не диагностировались: рефлексия и интуиция, поскольку в этом возрасте эти психические функции и процессы еще не проявляются в достаточной степени. Сексуальная активность и влияние языковой среды также не были включены, так как достоверные методики диагностики только предстоит разработать.
Таким образом, оценивались следующие психологические предикторы креативности посредством следующих методик:
Таблица 1
Предиктор |
Методика / тест / субтест |
Поисковая активность |
М. Б. Шумакова «Вопрошайка» |
Восприятие |
Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Разрезные картинки» Р. С. Немов «Какие предметы спрятаны в рисунках?» |
Воображение |
Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «На что это похоже?» |
Комбинаторика |
Е. Н. Каткова «Заколдованные фигуры» |
Для диагностики креативности использовались методики в адаптации Е. Е. Туник: Батарея тестов «Творческое мышление»; «Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса».
Полученные результаты каждого из предикторов суммировались. Так как максимальные значения в каждом тесте варьируются, то баллы дополнительно приводились к доле от этого максимально возможного результата (процентное соотношение), которое можно в нем получить. Итоговый показатель креативности является суммой баллов, полученных в вышеперечисленных методиках, оценивающих креативность.
Графическое отображение результатов приводится на рис. 1.
Рис. 1
Значение коэффициента корреляции Пирсона составляет 0.84, что означает наличие сильной положительной линейной связи между уровнем креативности и суммарным значением психологических предикторов.
Суммарные показатели креативности и психологических предикторов креативности сравнивались среди детей 4, 5 и 6 лет попарно. Данные обрабатывались статистически с использованием U-критерия Манна-Уитни и представлены в таблице 2.
Таблица 2
Выборки |
U -критерий Манна-Уитни( U Эмп ) |
Критические значения ( U Кр ) |
Вывод |
|
р<0,01 |
р<0,05 |
|||
4 и 5 лет предикторы |
55 |
50 |
65 |
Статистически неопределены |
5 и 6 лет предикторы |
129 |
88 |
109 |
Статистически не значимы |
4 и 6 лет предикторы |
22 |
44 |
57 |
Статистически значимы |
4 и 5 лет креативность |
68 |
50 |
65 |
Статистически не значимы |
5 и 6 лет креативность |
133 |
88 |
109 |
Статистически не значимы |
4 и 6 лет креативность |
25 |
44 |
57 |
Статистически значимы |
Статистически значимые показатели как предикторов креативности, так и суммарного показателя креативности, отмечены в выборке групп 4 и 6 лет. Можно сделать вывод, что дети 6 лет имеют более высокую креативность из-за того, что к этому возрасту имеют более высокие показатели поисковой активности, восприятия, воображения и комбинаторики. Это подтверждает сделанный ранее вывод о положительной корреляции между креативностью и суммой значений психологических предикторов креативности. Другими словами, чем более развиты у ребенка поисковая активность, восприятие, воображение и комбинаторика, тем более высокую креативность он будет проявлять.
Также считали, как коррелирует отдельно каждый предиктор от креативности. В соответствие со значениями критерия Пирсона корреляции являются статистически достоверными, что также соответствует нашим предположениям и гипотезе:
Таблица 3
Выборки |
Коэффициент Пирсона |
Креативность/ поисковая активность |
0,64 |
Креативность/ воображение |
0,69 |
Креативность/ восприятие |
0,70 |
Креативность/ комбинаторика |
0,55 |
Подтверждение подхода к креативности С. Ю. Степанова имеет большую практическую значимость — выстраивание образовательной среды должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить все необходимые условия для развития каждого идентифицированного психологического предиктора креативности. То есть, развивая каждый из предикторов, повышаем уровень креативности.
Литература:
- Gruszka A., Tang M. The 4P’s Creativity Model and its Application in Different Fields In book: Handbook of the management of creativity and innovation: Theory and practice (pp.51–71) Chapter: 3 — Publisher: World Scientific PressEditors: Tang Min, Christian H. Werner, May 2017. — URL: https://www.researchgate.net/publication/316644392_The_4P's_Creativity_Model_and_its_application_in_different_fields (дата обращения: 21.10.2023).
- Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. колл.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др.; под ред. С. Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2017. — 292 c.