В статье рассмотрены подходы к трактовке и содержанию понятия буллинга, определены его виды и разграничены формы прямой и косвенной травли. Сравнительный анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволил выявить масштабность распространения явления травли в современном обществе, что обуславливает развитие деструктивных социализационных процессов. Подчеркивается, что регулярное агрессивное поведение по отношению к одному или группе лиц является глобальной проблемой, характерной для всех стран мира. В фокусе внимания авторов находится явление буллинга в социально-демографических группах детей и молодежи, которые являются одними из самых уязвимых с точки зрения процессов социализации. При этом отмечается, что последствиями буллинга для его участников могут стать не только ухудшение физического и психического здоровья молодого поколения, но и более низкий социально-экономический статус в стратификационной структуре общества. В заключении статьи сделаны выводы о том, что в современных условиях следует активно развивать и реализовывать актуальные инициативы социальных институтов, которые могут послужить основой для формирования законодательной базы и государственных программ по профилактике и противодействию буллингу. Следовательно, такие инициативы будут способствовать становлению здорового поколения.
Введение
Буллинг — это массовое и опасное явление, так как оно оказывает негативное влияние на всех его участников [7].
Калмыков И. М. выделял 4 признака, которые отличают буллинг от остальных видов проявления агрессии [4]:
1) Первый признак заключается в том, что такая травля происходит регулярно.
2) Второй — состоит в том, что жертва такого насилия не несет ответственности за происходящее. Она оказывается втянута в подобную ситуацию из-за окружающих ее людей.
3) Третий — унижения в данном случае являются запланированными. Обычно буллер осознанно угнетает жертву и подстрекает других участников принять участие в травле.
4) Четвертый — силы жертвы и ее угнетателей неравны. Чаще всего жертву травит не один человек, а целая группа. Из-за этого жертва ощущает свою беспомощность, не видит смысла в сопротивлении.
Буллинг в школе может способствовать возникновению тревожности, что отрицательно влияет не только на здоровье, но и на поведение ребенка, продуктивность его деятельности, а также способствует развитию конфликтных ситуаций [1].
Завражин С. А. и Павлова А. Б. выделяют 3 вида буллинга в школе [3, 7]:
1. Физический буллинг — нанесение ударов, побоев, телесных повреждений.
2. Психологический буллинг — предполагает воздействие на психику, которое может нанести психологическую травму ребенку посредством угроз, запугивания. В результате подобных действий у ребенка снижается самооценка, чувство собственной значимости. Хоть этот вид буллинга и не предполагает причинение физического вреда, он представляет большую опасность в связи с тем, что родителям ребенка сложнее понять, что над ребенком совершается насилие, а также он наиболее распространен в школе. К этому виду относят:
— вербальный буллинг — нанесение вреда жертве с помощью голоса (это могут быть неприятные слухи о жертве, ее также могут дразнить или обзывать);
— жесты или действия, которые «задевают» жертву (например, плевки в ее сторону);
— запугивание (оказание давления на жертву с помощью интонации в голосе или языка тела ради того, чтобы заставить ее сделать определенные действия);
— изоляция (на жертву не обращают внимания в классе, с ней никто не разговаривает);
— вымогательство (у жертвы против ее желания забирают деньги, еду или требуют что-то украсть);
— повреждение и иные действия с имуществом (у жертвы воруют ее вещи либо просто куда-то прячут, чтобы она их не нашла);
— школьный кибербуллинг — предполагает использование телефона, интернета, с помощью которых совершается пересылка неоднозначных фотографий, распространение слухов, неприятных для жертвы.
3. Сексуальный буллинг — может быть в виде контактных форм, которые предполагают прикосновение к интимным частям тела, а также в виде неконтактных форм: притеснение сексуально оскорбляющими жестами и высказываниями.
Буллинг происходит при участии агрессора, жертвы и наблюдателей. Иногда кроме них выделяют также последователей и защитников. Если говорить про жертву, то ей может стать каждый, но чаще всего это человек, который чем-то отличается от других или же является более слабым физически. Чаще всего жертвами травли становятся дети и подростки с физическими недостатками (это могут быть нарушения зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата), то есть лица, которые не могут защитить себя, свои права и интересы [5]. Также обычно жертвами травли становятся молчаливые, замкнутые, неуверенные в себе и одинокие дети [6].
Дети, подвергшиеся насилию в школе, часто закрываются от сверстников, родителей и учителей. У них снижается успеваемость, могут появляться расстройства пищевого поведения, нарушения сердечного ритма.
Следующим участником буллинга является агрессор, т. е. инициатор издевательств над одним или группой учащихся. Особенно способствует становлению агрессором желание признания со стороны окружающих людей. За счет жертвы инициатор повышает свой статус и авторитет в глазах своих сверстников. Чаще всего причиной становления агрессором являются конфликты в семье и ими вызванные внутренние обиды, находящие свое выражение в отношениях со сверстниками. [2].
Агрессоры часто имеют высокий эмоциональный интеллект, способен определять эмоции и психоэмоциональные состояния других людей, благодаря чему успешно оказывают влияние на окружающих. Часто инициаторы буллинга впоследствии страдают от социальной нереализованности. Во взрослой жизни никто не хочет иметь с ними ничего общего, так как они идут по головам в карьере, а в семье они часто совершают насилие над избранником и детьми [2, 6].
Инициатор буллинга подстрекает других оказывать давление на жертву. Последователи, еще одни участники школьной травли, активно вовлекаются в процесс, так как видят в агрессоре авторитет. Чаще всего они принимают участие в насилии из-за страха самим стать жертвами насилия, а также, чтобы в случае чего получить защиту от агрессора [7].
Следующие участники буллинга — наблюдатели. Ими могут быть учители, сверстники. Одни из них никак не пытаются влиять на ситуацию из-за страха, другие — сожалеют, что ничего вовремя не сделали. Чаще всего эта группа участников испытывает чувство вины или же ощущает свою беспомощность. Они думают, что никак не могут помочь жертве. Таким образом, наблюдатели сталкиваются с внутренним конфликтом: они желают прекращения насилия и в то же время бояться потерять свое положение в коллективе. Так они невольно поддерживают агрессора [2, 6]
Также выделяют защитников как участников школьной травли. Они поддерживают жертву и стараются защитить ее по мере своих сил [4].
Далее рассмотрим методы противодействия буллингу. К ним относят [4]:
1) Обнаружение. Важно научить родителей и учителей распознавать буллинг.
2) Нетерпимость к насилию. Если в классе присутствует травля, то важно сделать так, чтобы она стала невыгодна агрессорам. Важно показать им, что если они встанут на сторону жертвы, будут ее защищать, то они не только продемонстрируют свою силу, но и не навлекут на себя опасность наказания.
3) Гибкость подхода. Методы борьбы с травлей должны быть подобраны сообразно особенностям личности ребенка, его потребностям.
При совместных усилиях родителей, учителей и психологов в школе удается свести к минимуму. Профилактика заключается в том, чтобы в своевременном выявлении попыток травли, предотвратить их, а также создать комфортные условия обучения. Чем меньше негативных переживаний провоцирует учеба в школе, тем менее вероятно проявление жестокости внутри класса. Другая же важная профилактическая мера, заключается в создании условий для безопасного проявления негативных эмоций, поощрение дружеских отношений и поддержки.
Учителю важно донести данную информацию родителям в нужный момент.
А.) Обратить внимание на обстановку дома. Дети, склонные к тому, чтобы тиранизировать других, часто растут в семьях, где члены семьи, обладающие большей властью и статусом, злоупотребляют своим положением. Важно дать ребенку понять, что насилие — это не норма человеческих взаимоотношений, а также следить за тем, чтобы у него не копились чувства обиды и гнева, для вымещения которых он искал бы кого-то слабее себя.
Б.) Следить за тем, чтобы, по возможности, у ребенка был контакт с родителями, чтобы он мог обратиться и к матери, и к отцу, если у него возникает желание обсудить что-то важное, что может его беспокоить.
В.) Важно, чтобы в семье были приняты открытые коммуникации между близкими. Когда родители показывают своим поведением детям, что им важно понимать, что происходит у другого на душе, что рассказать о том, что тебя беспокоит — это нормально, и не нужно беспокоиться, что ты вызовешь напряжение или раздражение у собеседника, дети знают, что если окажутся в беде, то всегда смогут об этом рассказать.
Г.) Слишком сильная опека повышает вероятность того, что ребенок окажется жертвой травли. Показано, что дети, которые оказываются в роли жертв, часто очень сильно привязаны к кому-то из родителей (обычно, к матери), с большинством членов семьи у них также очень тесные отношения, и они привыкли соглашаться со всем, что им говорят. Такой ребенок, конечно, удобен и послушен, но у него, очевидно, большие сложности с тем, чтобы защитить себя.
Цель исследования — изучить структуру буллинга в школе.
Материалы и методы. Для изучения особенностей буллинг-структуры школьного класса было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 39 учащихся. Из них 25 человек — учащиеся 6-го класса, а 14 человек — учащиеся 10-го класса. Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 130 Ворошиловского района города Волгограда. Методы исследования: наблюдение, психодиагностическое тестирование с помощью методики «Выявление буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной. Обработка результатов исследования проводилась с использованием программы Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение. По результатам применения методики среди учащихся 6-го класса была выявлена следующая структура ролей участников буллинга: 17 человек — «защитники», 6 человек — «жертвы», и у троих — нет определенной роли. У учащихся 10-го класса были выделены следующие роли в буллинге: большинство учащихся (6 человек) — «защитники», 4 человека — «жертвы», 2 ученика — «помощники», у двоих — нет определенной роли.
При этом среди учащихся 6-го класса 11 человек — утверждают, что у них в классе нет ребят, которых все боятся, 7 человек — указывают на наличие в классе ребят, которые всех унижают, а иногда и бьют, 6 учащихся — считают наличие в классе агрессоров нормальным явлением, и один ученик указывает, что и сам являются буллером.
Среди учащихся 10-го класса большинство (12 человек) утверждают, что у них в классе нет ребят, которых все боятся, двое — указывают на наличие в классе буллеров.
Среди учащихся 6-го класса более половины (13 человек) указывают на постоянные драки и ссоры в классе, 6 учеников — сообщают об отсутствии актов насилия, другие шесть учеников — утверждают, что подобные случаи крайне редки.
Среди учащихся 10-го класса 8 учеников отвечают, что акты насилия почти отсутствуют, но случались пару раз, а 7 человек — вовсе отрицают то, что в классе происходят акты насилия в виде обзывания, насмешек или обидных жестов.
Среди учащихся 6-го класса 11 человек заявляют, что педагоги не оскорбляют и не унижают учащихся, 10 учащихся — указывают, что подобное иногда случается, 3 человека — утверждают, что такое происходит, и один ученик указывает на то, что это частое явление.
Среди учащихся 10-го класса большинство (10 человек) отрицают наличие оскорблений со стороны учителей в школе, 3 ученика — указывают, что акты насилия иногда имеют место, 1 человек заявляет о насилии со стороны педагогов.
Заключение
В заключении хочется сказать, что проблема буллинга является актуальной в учебных заведениях. Мы подробно изучили такое явление как буллинг в школе.
Исходя из проведенного исследования, в том числе опроса в школе, мы пришли к выводу, что большинство учащихся знают, что такое «буллинг» и как с ним бороться. Для предотвращения буллинга необходимо повышать культуру обучающихся, проводить своевременную профилактику данного общественного явления.
В данной исследовательской работе было выяснено, что буллинг — это всегда агрессивные, продолжительные и системные действия.
Очень важно, чтобы школьная травля не становилась типичным явлением, а агрессия не рассматривалась как норма поведения в коллективе.
Для того, чтобы школа могла взять проблему буллинга под контроль, необходимо развивать восприимчивость к этой теме у всех участников образовательного процесса для своевременного распознавания проблемы и эффективного противодействия. На практике нередко оказывается, что школа начинает предпринимать что-то только тогда, когда вскрываются вопиющие случаи буллинга, которые уже просто нельзя дальше игнорировать.
Именно поэтому так важно знать о том, как распознать буллинг, какие существуют методы и возможности для проведения антибуллинговой работы, а также осуществлять долговременную профилактику.
Литература:
- Ахунова, Г. Х. Буллинг в средних классах и его профилактика «Скажи стоп буллингу» / Г. Х. Ахунова, В. В. Дугинова, А. Н. Арсланов // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». — 2022. — № 1–2. — С. 50–56.
- Гарбузова Виолетта Сергеевна, Сковородко Виктория Андреевна. Буллинг в современной школе // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60).
- Завражин, С. А. Особенности педагогической профилактики буллинга в межличностных отношениях учащихся городских и сельских школ / С. А. Завражин, А. Б. Павлова // Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. — Орехово-Зуево: Московский государственный областной гуманитарный институт, 2015. — С. 16.
- Калмыков, И. М. Буллинг как социальное явление. Методы противодействия / И. М. Калмыков // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2023. — № 3(47). — С. 156–165.
- Кнышова, Л. П. Кибербуллинг как социально-педагогическая проблема / Л. П. Кнышова, А. И. Артюхина, В. И. Чумаков // Образовательный вестник Сознание. — 2020. — Т. 22, № 4. — С. 5–9.
- Степанова, Н. А. Исследование особенностей влияния буллинга на изменения личности подростка / Н. А. Степанова, М. А. Волковский // International Journal of Medicine and Psychology. — 2023. — Т. 6, № 1. — С. 9–17.
- Чекина Л. Ф., Оболенская Ю. Н. Предикторы школьного буллинга // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43).