Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 27.12.2023

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Бурыкина, Т. А. Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / Т. А. Бурыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109691/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, нравственное воспитание, методы развития нравственных качеств, изобразительное искусство, творчество, младшие школьники.

Нравственное воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия взрослого на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы способствовать переходу моральных норм к нравственным качествам, установкам и ценностям, полному и гармоничному развитию, раскрытию материального и духовного потенциала.

Г. М. Коджаспирова писала о том, что нравственное воспитание осуществляется, как и все направления воспитательной работы, и в процессе обучения, и во внеклассной и внешкольной работе [1, с. 239]. Под нравственным воспитанием мы будем понимать формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения [2, с. 23]. С. В. Погодина считает, что приобщение младших школьников к изобразительному искусству должно осуществляться на принципах доступности, последовательности, систематичности и комплексности. Автор подчеркивает, что художественное восприятие в младшем школьном возрасте влияет на развитие детской изобразительно-творческой деятельности [5].

Изобразительное искусство является одним из некоторых средств воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся. Для того, чтобы развивать нравственные качества на уроке изобразительного искусства можно использовать множество различных методов. Методы обучения — одни из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, а также достичь усвоения обучаемыми учебного материала. Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства является рассказ.

Рассказ — это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Результат данного метода будет во многом зависеть от эмоциональности изложения, которая создает ситуацию коллективного переживания и вызывает у них эмоциональный отклик. Рассказ должен быть эмоциональным, доступным для понимания, убедительным и лаконичным. В. А. Сухомлинский считал, что воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике [6, с. 12]. На уроках изобразительного искусства метод рассказа в основном используется учителями для передачи новой информации (интересных сведений из жизни известных художников), рассказы часто переходят в беседы, направленные на приобретение новых знаний и их интеграцию посредством устного обмена мыслями между учителями и учащимися, а также помогает активизировать мышление, и может сочетаться с демонстрацией натуральных предметов, их изображением.

Следующим эффективным методом нравственного воспитания младших школьников является беседа. Беседа это — метод обучения, при котором учитель при помощи постановки определенных вопросов подводит учеников к пониманию новой темы или же проверяет усвоение ими уже изученного материала. И. П. Пидкасистый считает, что беседа — это «диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного» [4, с. 188].

Следующий метод — рассматривание картин и книжных иллюстраций. Он широко используется в обучении младших школьников изобразительной деятельности. В первую очередь благодаря данному методу ученики могут понять, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также метод позволяет лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать и формировать собственное отношение к увиденному. С помощью картин и репродукций картин, у младших школьников формируются наглядные образы. Данный метод играет большую роль в расширении кругозора учеников, так как у них появляется возможность увидеть и представить те события, явления или же предметы, которых нет в их опыте, которые они нигде больше не увидят. Рассматривание картин помогает развивать у учащихся наблюдательность, такие мыслительные процессы как сравнение, обобщение, анализ, а также обогащает речь, оказывает влияние на интересы младшего школьника и расширяет их кругозор. Картина дает возможности для воображения и творческой деятельности обучающегося начальной школы.

Таким образом можно сделать вывод, что такие методы как беседа, рассказ и рассматривание картин, оказывают положительное влияние на нравственное воспитание младших школьников, способствуют получению новых знаний и закреплению уже изученных ранее. Правильно подобранные методы обучения помогут младшим школьникам приобрести новые знания, умения и навыки.

Литература:

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 711 с.

2. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2005. — 176 с.

3. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1995. — 331 с.

4. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Пидкасистый [и др.]; под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 408 с.

5. Погодина С. В. Теория и технология развития детского художественного творчества. Учебник / С. В. Погодина. — М.: Academia, 2014. — 384 с.

6. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. — М.: «Педагогика», 1990. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, изобразительное искусство, рассматривание картин, беседа, метод обучения, рассказ, школьник, школьник средствами.


Похожие статьи

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников

В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье раскрываются особенности развития духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Приводятся виды уроков изобразительного искусства, на которых следует развивать духовно-нравственные кач...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Этнокультурного воспитание детей дошкольного возраста, исследования Российских ученных в области нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Похожие статьи

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников

В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье раскрываются особенности развития духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Приводятся виды уроков изобразительного искусства, на которых следует развивать духовно-нравственные кач...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Этнокультурного воспитание детей дошкольного возраста, исследования Российских ученных в области нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Задать вопрос