В статье автор исследует нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.
Ключевые слова: нравственность, воспитание, нравственное воспитание, методы развития нравственных качеств, изобразительное искусство, творчество, младшие школьники.
Нравственное воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия взрослого на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы способствовать переходу моральных норм к нравственным качествам, установкам и ценностям, полному и гармоничному развитию, раскрытию материального и духовного потенциала.
Г. М. Коджаспирова писала о том, что нравственное воспитание осуществляется, как и все направления воспитательной работы, и в процессе обучения, и во внеклассной и внешкольной работе [1, с. 239]. Под нравственным воспитанием мы будем понимать формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения [2, с. 23]. С. В. Погодина считает, что приобщение младших школьников к изобразительному искусству должно осуществляться на принципах доступности, последовательности, систематичности и комплексности. Автор подчеркивает, что художественное восприятие в младшем школьном возрасте влияет на развитие детской изобразительно-творческой деятельности [5].
Изобразительное искусство является одним из некоторых средств воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся. Для того, чтобы развивать нравственные качества на уроке изобразительного искусства можно использовать множество различных методов. Методы обучения — одни из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, а также достичь усвоения обучаемыми учебного материала. Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства является рассказ.
Рассказ — это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Результат данного метода будет во многом зависеть от эмоциональности изложения, которая создает ситуацию коллективного переживания и вызывает у них эмоциональный отклик. Рассказ должен быть эмоциональным, доступным для понимания, убедительным и лаконичным. В. А. Сухомлинский считал, что воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике [6, с. 12]. На уроках изобразительного искусства метод рассказа в основном используется учителями для передачи новой информации (интересных сведений из жизни известных художников), рассказы часто переходят в беседы, направленные на приобретение новых знаний и их интеграцию посредством устного обмена мыслями между учителями и учащимися, а также помогает активизировать мышление, и может сочетаться с демонстрацией натуральных предметов, их изображением.
Следующим эффективным методом нравственного воспитания младших школьников является беседа. Беседа это — метод обучения, при котором учитель при помощи постановки определенных вопросов подводит учеников к пониманию новой темы или же проверяет усвоение ими уже изученного материала. И. П. Пидкасистый считает, что беседа — это «диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного» [4, с. 188].
Следующий метод — рассматривание картин и книжных иллюстраций. Он широко используется в обучении младших школьников изобразительной деятельности. В первую очередь благодаря данному методу ученики могут понять, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также метод позволяет лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать и формировать собственное отношение к увиденному. С помощью картин и репродукций картин, у младших школьников формируются наглядные образы. Данный метод играет большую роль в расширении кругозора учеников, так как у них появляется возможность увидеть и представить те события, явления или же предметы, которых нет в их опыте, которые они нигде больше не увидят. Рассматривание картин помогает развивать у учащихся наблюдательность, такие мыслительные процессы как сравнение, обобщение, анализ, а также обогащает речь, оказывает влияние на интересы младшего школьника и расширяет их кругозор. Картина дает возможности для воображения и творческой деятельности обучающегося начальной школы.
Таким образом можно сделать вывод, что такие методы как беседа, рассказ и рассматривание картин, оказывают положительное влияние на нравственное воспитание младших школьников, способствуют получению новых знаний и закреплению уже изученных ранее. Правильно подобранные методы обучения помогут младшим школьникам приобрести новые знания, умения и навыки.
Литература:
1. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 711 с.
2. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2005. — 176 с.
3. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1995. — 331 с.
4. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Пидкасистый [и др.]; под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 408 с.
5. Погодина С. В. Теория и технология развития детского художественного творчества. Учебник / С. В. Погодина. — М.: Academia, 2014. — 384 с.
6. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. — М.: «Педагогика», 1990. — 288 с.