Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелое нарушение речи, и их родителями.
Современное поколение мало знает о своей стране, о народных традициях, обычаях, у людей слабо развито чувство сострадания и толерантности.
Человеку необходимо чтить память предков, уважать Отечество, чувствовать ответственность за свою Родину. Воспитание этих чувств и качеств начинается в детстве.
Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе — все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Цель:
Формирование патриотического отношения к своей семье,
городу, природе, культуре родного края.
Работа по патриотическому воспитанию выстраивалась по следующим направлениям:
- Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;
- Работа с детьми;
- Работа с родителями.
Все эти направления взаимосвязаны и включали в себя:
- Знакомство со своим городом, его историей.
- Знакомство с Россией и родным краем.
- Знакомство с историческими событиями своего народа и страны.
- Знакомство с героями былин и их подвигами.
- Знакомство с символикой государства, города.
В своей работе мы применяли следующие методы и приёмы:
- Методы игровой деятельности.
- Целевые прогулки, экскурсии.
- Беседы о родной стране, о столице России.
- Знакомство с символикой России.
- Устное народное творчество и чтение художественной литературы.
- Работа с родителями:
– посиделки, мастер классы, театральная деятельность, создание лэпбуков.
Одно из направлений патриотического воспитания работы это — работа с родителями.
Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта.
Мы привлекали родителей к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия с детьми и сотрудниками детского сада, включали детей и родителей в общее дело (в совместные проектах, игры, конкурсы).
В группе мы работали и работаем с родителями через «Семейную Академию» (работа проводится систематически на протяжении многих лет).
Это и круглые столы, и мастер классы и не только от педагогов, но и от родителей, посиделки с показом театрализованных представлений от родителей детям, экскурсии в библиотеку, парк, музей Ижорского завода, Дворец творчества и молодежи (Живой уголок, экологическое направление, историческое. компьютерное).
Наиболее продуктивной формой работы оказалось вовлечение родителей и детей в совместное творчество с педагогами. Это совместное изготовление поделок и Лэпбуков, проведение всевозможных мастер-классов.
В нашей группе было несколько интересных проектов, с которыми мы хотели бы вас познакомить. Все они долгосрочные, имеют отношение к патриотическому воспитанию. Во всех проектах большая роль отводится не только детям и педагогам, но и родителям.
Проект «Моя родина Россия»
Одна из целей: Формирование патриотического отношения к своей семье, городу, природе, культуре родного края.
Проект был интерес тем, что мы раскрывали перед детьми и родителями тему Родина, малая Родина, знакомили с символами страны, официальными и неофициальными, рассказывали о ремеслах.
В настоящее время у детей и взрослых все больший интерес вызывает традиционное народное творчество, различные виды декоративно — прикладного искусства и народные традиции различных регионов России.
Цели лэпбука:
– приобщение к традиционному народному творчеству и духовно-нравственным основам воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
– самореализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Лэпбук делали в несколько этапов. Родители искали информацию, делились друг с другом, распечатывали и оформляли. Руководили всем процессом педагоги. Собирались все вместе с детьми и родителями не один раз.
Проект «Мы помним мы гордимся»
Очень интересная тема. Родители и дети откликаются с удовольствием.
Мы ходили на экскурсии в библиотеку, в музей истории Ижорских заводов.
Дети и родители приняли участие в следующих беседах:
«Блокада Ленинграда», «Победа. Одна на всех», «Об Армии любимой».
В группе всегда оформляем музей «Мы помним, мы гордимся».
(Фото, медали, оружие, военный транспорт),
в раздевалке организовываем выставку — «Бессмертный полк».
Цель проекта:
Развивать у детей желание узнавать историю своей страны, расширять представления о Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
– Формировать представления об истории Великой Отечественной войны, истории своей семьи.
– Воспитывать уважение к ветеранам войны.
– Воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей-дошкольников.
– Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина-освободителя, воина -защитника.
Проект «Колпино — город мастеров»
В результате работы по этому проекту
был организован мастер класс:
«Колпино — город мастеров», который
проходил в музыкальном зале.
Присутствовали дети, родители и педагоги.
Оформили несколько улиц с названием:
– улица «Золушка»
– улица «Бабушкины секреты»
– улица «Знаек» — улица «Самоделкина»
Проект «Крепкая семья — Сильная Россия»
В результате работы с родителями и детьми был оформлен лэпбук «Профессии моей семьи». С игрой-ходилкой, с загадками (загадки придумывали сами дети), с видами и достопримечательностями г. Колпино, с вопросами и раскрасками. Оформлен альбом по профессиям в моей семье, с рисунками и рассказами.
Лэпбук был изготовлен с целью расширения представлений воспитанников о профессиях своей семьи, воспитания патриотического отношения к малой родине, желание трудиться на родной земле.
Лэпбук включает в себя задания на познавательное и речевое развитие,
художественно творческое развитие, расширяет представления детей о многообразии окружающего мира, формирует интерес к познавательно — исследовательской деятельности по теме «Профессии».
Таким образом, патриотическое воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.
Спасибо за внимание.