В статье рассматривается один из видов правонарушений в области воинского учета — уклонение от медицинского обследования. Анализируется действующее законодательство, исследуются правовые проблемы, которые способствуют совершению данного административного правонарушения.
Ключевые слова : военная служба, воинская обязанность, дополнительное обследование, медицинское обследование, медицинское освидетельствование, охрана здоровья граждан, стационарное обследование.
The article considers one of the types of offenses in the field of military registration — evasion from medical examination. The current legislation is analyzed, the legal problems that contribute to the commission of this administrative offense are investigated.
Keywords: military service, military duty, additional examination, medical examination, medical examination, public health protection, inpatient examination.
Вопрос об уклонении призывников и военнообязанных лиц от медицинского освидетельствования является актуальным, как минимум, по двум причинам: с одной стороны, граждане, не желающие выполнять свой долг в соответствии со ст. 59 Конституции РФ [1], порой пытаются уклониться от службы, не проходя медицинское обследование; с другой стороны, существуют примеры формального или неправомерного подхода военкоматов к медицинскому обследованию [9, с. 71].
В процессе общественного и правового развития происходят различные законодательные изменения, однако всегда остается понимание первостепенности задачи защиты государства от внешней и внутренней агрессии. Любая страна нуждается в наличии боеспособных вооруженных сил, которые могут отстоять ее независимость.
Важность принятой к рассмотрению темы является особой в связи с общественно-политическими реалиями сегодняшнего дня. Вооружение и методы достижения задач Вооруженными Силами РФ претерпевают изменения. На протяжении многих лет Вооруженные Силы нашей страны привлекались исключительно для участия в ликвидации последствий бедствий, вызванных стихией, для учений, для уничтожения террористов и вооруженных организаций террористической направленности. В настоящее время военнослужащие России участвуют в достижении целей специальной военной операции, в защите интересов государства, его конституционного строя.
Административная ответственность за правонарушения в области воинского учета предусмотрена главой 21 КоАп РФ [2]. Глава содержит шесть статей, одна из которых — 21.6 — посвящена ответственности за уклонение от медицинского обследования. Необходимо отметить, что содержание данной нормы претерпело изменения в октябре 2023 года, когда административный штраф за правонарушение был увеличен с 500 рублей-3 тысяч рублей до 15–25 тысяч рублей.
Уклонение, согласно содержанию статьи 21.6 КоАП РФ, может быть либо от медицинского освидетельствования, либо от медицинского обследования. Порядок их прохождения раскрывается в Федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [3]. Однако понятия как медицинского освидетельствования, так и медицинского обследования военное законодательство не содержит.
Обратившись к нормам права, применимого ко всем гражданам Российской Федерации, независимо от военной обязанности, определение медицинского освидетельствования можно найти в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [4]. Согласно ст. 65 данного закона «медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий».
Что касается термина «медицинское обследование», то его определение в законодательных актах Российской Федерации отсутствует. При этом в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» в ст. 46 закреплено понятие медицинского осмотра: «комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития». Как представляется, понятия «медицинский осмотр» и «медицинское обследование» могут восприниматься как идентичные, во всяком случае, в условиях отсутствия законодательного определения одного из терминов. Представляется, что необходимо либо упорядочить терминологию, приведя ее к единству, либо дать развернутое определение отсутствующему понятию.
Исходя из ст. 5 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» [3] можно отметить, что рассматриваемые понятия разграничены по субъектам медицинского обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности. Так, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру граждан осуществляется военными комиссариатами, а проведение мероприятий по медицинскому обследованию граждан — медицинскими организациями [7, с. 46].
В силу п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения или альтернативной гражданской службы» [6] в предусмотренных законом случаях призыв на военную службу включает в себя не только обязанности граждан, установленные п. п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [3], но и другие обязанности, например прибытие призывника по направлению призывной комиссии в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания. При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования преступлением или административным правонарушением, суды устанавливают направленность умысла уклоняющегося лица.
На практике чаще всего призывники уклоняются от дополнительного обследования в психоневрологических диспансерах. Дополнительное обследование может быть признано необходимым, если есть какие-то сомнения у призывной комиссии.
Отношение у населения к психиатрической нередко сложное. Многие предпочитают не соприкасаться с этой областью медицины. Действия молодого человека, который должен пройти медицинскую комиссию, регламентируются законодательными актами, которые входят в некоторое противоречие: Закон «О воинской обязанности» [3] предусматривает ответственность (как административную, так и уголовную) за отказ обследоваться в диспансере в дополнение к уже проведенным исследованиям. Однако закон «Об основах охраны здоровья в РФ» [4] принудительную госпитализацию гражданин запрещает, исключая ситуации, когда состояние его здоровья угрожает окружающим или ему самому.
В военкомате призывнику выдается направление, а также ряд других документов, в частности — акт исследования состояния здоровья, направляют призывника в диспансер по месту жительства. Некоторые призывники уклоняются от явки в диспансер, однако есть и те, которые являются, пишут мотивированный отказ от госпитализации. Далее следует просьба о назначении обследования не в полном стационаре, а в дневном или же амбулаторно. Однако главврачи психоневрологического диспансера почти в ста процентах случаев налагают резолюцию: «Нуждается в стационарном обследовании», что ведет к такой правовой проблеме, как принуждение к госпитализации.
Ст. 128 УК РФ за такое действия предусматривает лишение свободы до трех лет. Призывник в данной ситуации от освидетельствования полностью не отказывается, но просит применить другую его форму. На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] каждый человек имеет право отказаться от любого вида медицинского вмешательства (в том числе от проведения стационарного обследования): «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина».
Также право на отказ от прохождения стационарного обследования в условиях психоневрологического диспансера гарантируется п. п. 1 и 2 ст. 4 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: «Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия обследуемого на его проведение» [5].
На основании вышеуказанного призывник имеет право обратиться с направлением военного комиссариата в диспансер и официально отказаться от проведения стационарного обследования с заполнением соответствующей документации. Однако в соответствии со ст. Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Прохождение и проведение освидетельствования граждан при призыве на военную службу является обязательным» [4], а значит, прохождение указанного обследования для вынесения решения о категории годности необходимо. В противном случае военный комиссариат имеет право квалифицировать действия призывника как уклонение от призыва на военную службу.
Как видим, в данном случае возникает правовой тупик. Главные причины, по которой молодые люди не хотят ложиться в диспансер, следующие: потеря времени (страдают работа, учеба), неопределенность времени обследования (от 10 рабочих дней, при этом верхний предел не обозначен), плохие условия нахождения в стационаре (отсутствие отдельных палат для призывников, нахождение их в одном помещении с людьми, имеющими подтвержденные психиатрические заболевания). Итогом становится затяжное противоборство военкомата и призывника. Молодой человек порой прямо говорит о том, что хочет служить, однако работники военкомата заявляют, что не могут взять на себя такую ответственность. Получается патовая ситуация.
Думается, что выходом могло бы стать принятие на законодательном уровне нормы, позволяющей проходить обследование в психоневрологическом диспансере амбулаторно или в режиме дневного стационара. Негибкость ныне существующей системы приводит к вытеснению в ряды уклонистов молодых людей, которые никогда не имели обращений к психиатру, не страдали нарко- или алкогольной зависимостью, но по какой-то причине вызывают подозрение у психиатра военкомата, который может быть необъективен.
Таким образом, практическое применение ст. 21.6 КОАП РФ сопряжено с некоторыми проблемами. Прежде всего, не полностью узаконена терминология, требуется ее доработка и унификация. Также имеются противоречия между нормами законов в области общегражданского, военного и психиатрического законодательства. В каждой из этих областей преследуются свои цели: общегражданское стремится максимально полно отстаивать права человека, военное направлено на то, чтобы в армии служили здоровые и ответственные люди, психиатрическое старается учесть интересы тех и других. Как представляется, необходимо проявить определенную правовую гибкость, которая позволит сочетать все интересы, не нанося урон ни интересам государства, ни интересам армии, ни интересам призывников.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (с изменениями от 01.07.2020) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144(8198).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Российская газета, № 272, 30.11.2023.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 07.08.2023, № 32 (Часть I), ст. 6171.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2023, № 31 (Часть III), ст. 5812.
- Закон РФ от 02.07.1992 № 3185–1 (ред. от 30.12.2021) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2022, № 1 (Часть I), ст. 60.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 (ред. от 18.05.2023) «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 7, июль, 2023.
- Кузьмин С. А., Избагамбетов К. А., Григорьева Л. К. Правовые основы организации медицинского обеспечения граждан, подлежащих призыву на военную службу // Общественное здоровье и здравоохранение. 2023. № 2. С. 46–49.
- Ларина Е. А., Серенко Р. С. К вопросу об административной ответственности за уклонение от воинского учета: разграничение административных правонарушений и уголовных преступлений // Актуальные вопросы юриспруденции. 2022. С. 142–144.
- Рыбка О. С. Защита прав лиц, проходящих медицинское освидетельствование в целях призыва в армию в РФ // Юридические исследования. 2023. № 7. С. 71–79.