В статье автор исследует закрепленные в Конституции РФ положения о социальной защите населения, а также рассматривает ключевые направления государственной социальной политики.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, права и свободы человека, элементы социальной защиты, институт социальной защиты населения, конституционные основы, социальное равенство, гражданин.
В статье 7 действующей редакции Конституции Российской Федерации содержится прямое указание на то, что Россия является государством социальным. Это значит, что в качестве ключевой цели всей государственной политики выступает создание условий, способствующих реализации принципов социального равенства, взаимной ответственности и всеобщей солидарности.
Такое государство провозглашает своей идеей первоочередную помощь слабым, стремление влиять на распределение экономических благ в пользу каждого гражданина.
Так, например, несмотря на то, что в Российской Федерации установлено равное право на труд (статья 37 Конституции РФ), на практике часто возникают ситуации, когда такое право гражданином не может быть реализовано по определенным причинам. В связи с этим, например, государством обеспечивает с помощью различных инструментов защиту от безработицы и т. д.
Также следует указать, что личная ответственность каждого лица за свое благосостояние непосредственно связано с семьей и семейными ценностями.
Институт брака в данном случае выступает ключевой формой оформления отношений «индивид-государство». Это позволяет закрепить за властными структурами обязанность по обеспечению социальной защиты семьи.
Как уже было указано, государство стремится всеми силами обеспечить социальное равенство своих граждан. Если правовое государство выполняет указанную функцию через равный доступ всех и каждого к закону, то государство социального толка стремится к ликвидации социального неравенства.
Так, в частности, одной из форм проявления социального неравенства является утрата возможности к получению средств к существованию в результате заболевания, старости и т. д.; включая дополнительную финансовую нагрузку, возникающую непосредственно в рамках социальной среды (например, похороны умершего родственника, утрата имущества в результате стихийных бедствий и т. д.).
Ключевым инструментом ликвидации социального неравенства является социальное обеспечение.
В качестве главной цели всей социальной политики нашей страны специалисты выделяют достижение определенного уровня благосостояния человека индивидуально и общества в целом, реализация равенства для реализации потенциала каждого [1, c.84–90].
К ключевым направлениям в рамках государственной социальной политики сегодняшней России принято относить:
а) охрана труда и здоровья граждан.
Рассмотрение настоящего пункта следует начать с того, что труд в России является добровольным, в законодательстве не предусмотрено инструментов фактического понуждения к выполнению тех либо иных трудовых функций.
Так, социальную активность населения, связанную с обеспечением реализации своих потребностей посредством выполнения социально-полезных функций различного толка, приносящим заработок и/или иные доходы, называется занятостью.
Современное государство стремится к искоренению т. н. трудовой дискриминации по половым, национальным, возрастным признакам, к обеспечению равного доступа всех и каждого к работе, защите прав и законных интересов в сфере труда.
К таким мерам можно отнести, например, осуществление на безвозмездной основе подготовки или переподготовки профессиональных кадров, стоящих на учете в службе занятости.
Также государство фактически обеспечивает финансовую поддержку при отсутствии занятости, при высвобождении кадров с предприятий и так далее.
Охрана здоровья же реализуется через организацию систем муниципального и государственного, а также частного здравоохранения, в т. ч. посредством развития спорта как меры профилактики заболеваний населения.
б) законодательное закрепление МРОТ.
Данное направление реализуется преимущественно в ситуации отсутствия объективной возможности у того либо иного лица на получение стабильной заработной платы и/или иного вида дохода.
Отдельно выделим, что некоторые ученые прямо связывают формат и характер реализации такой меры с экономическими возможностями общества, что прямо указывает на комплексный характер мер социальной поддержки [2, c.17–24].
в) защита семьи как социального института, поддержка материнства, отцовства и детства (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и пожилых граждан).
Вступление в брак является сугубо добровольным согласием каждого из супругов, совершенного в условиях их полного равенства.
Следует отметить, что семья является своеобразным индикатором социального здоровья населения, может сигнализировать о проблемах различного характера в обществе в целом, требующих незамедлительного решения. Именно с этим и связано такое пристальное внимание к данному институту.
Также на институте семьи фактически сконцентрирована функция образовательно-педагогического характера в отношении детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
Государство и общество обеспечивают также содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах.
г) разработка и реализация системы социальных льгот для населения.
Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, государство предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях [3, c.523–534]
д) установление пенсий, пособий и иных льгот и гарантий для населения.
Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляционными явлениями:
– уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников;
– распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий;
– уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.
Литература:
- Орлова Е. Е. Механизм финансирования реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение в сфере занятости населения // М.: Вопросы современной науки и практики, 2019. — № 49. — С.84–90.
- Васильева Ю. В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // М.: Государство и право, 2023. — № 11. — С.17–24.
- Федорова М. Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обеспечения // М.: Российский ежегодник трудового права, 2022. — № 7. — С.523–534.