Сегодняшний день требует от нашего государства, создание системы противодействия коррупции путем принятия комплексных мер в области профилактики, предупреждения и карательных мер к коррупционным проявлениям в органах муниципальной власти. По данному направлению в Российской Федерации проводятся масштабные мероприятия по внесению серьёзных изменений в систему муниципальной службы, в том числе, по разработке и внедрению программ антикоррупционной направленности. Но проблемные аспекты остаются, снижая управленческий потенциал органом местного самоуправления.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальная власть, коррупция, антикоррупционная политика, муниципальные служащие.
В современном научном мире коррупцию рассматривают в правовом, социальном и других аспектах. Но проблема коррупционных проявлений лежит не в современном развитии демократического государства, а в основе возникновения самого государства, что позволяет отметить важность исторического опыта противодействия этим проявлениям.
Коррупция дискредитирует власть, в лице муниципальных служащих, принимающих решения от имени государства. Функциональные обязанности воспринимаются, как товар, приносящий прибыль, что и составляет сущность коррупции.
Коррупция стала нормой для правящей политической и экономической элиты, что реально угрожает нормальному управлению и законному функционированию муниципального сектора управления. Такое положение дел снижает престиж муниципальной службы, подрывает доверие населения к органам муниципальной власти.
К сожалению, в Российском обществе не создана атмосфера непринятия коррупционных проявлений. Большинство граждан нашей страны коррупцию воспринимают как что-то повседневное и естественное. Такие отношения в обществе являются катализатором развития коррупционных проявлений среди сотрудников. Коррупционные проявления в органах местного самоуправления на современном этапе угрожают безопасности государства, общества и личности в отдельности.
Сегодняшний день требует от нашего государства создание системы противодействия коррупции путем принятия комплексных мер в области профилактики, предупреждения и карательных мер к коррупционным проявлениям.
Борьба с коррупционными проявлениями становится эффективнее тогда, когда достигается понимание общества пагубности этого явления, повышаются правовые знания и правовая культура. Эти меры необходимо рассчитывать на долгосрочную перспективу эффективного результата противодействия коррупционным проявлениям.
Важно влияние общественного контроля, создание условий прозрачности власти, а также улучшение эффективности административно-правовых мер и ужесточение ответственности за правонарушения в этом направлении. Все эти меры возможны только в условиях проведения государством эффективной политики антикоррупционного направления.
В сложившихся условиях актуальность изучения проблемы коррупции в системе государственного управления обусловлена целым рядом обстоятельств:
– во-первых, важностью эффективной работы государства в области противодействия коррупции на территории страны, как основополагающего элемента благополучия граждан;
– во-вторых, необходимостью систематизации и углубления знаний о специфике реализации антикоррупционной политики в органах муниципальной власти;
– в-третьих, необходимостью поиска новых эффективных механизмов борьбы с коррупцией в системе муниципального управления, в условиях борьбы с нестабильности и риска.
По мнению Н. В. Сараева «Коррупция — это разлом морального сознания должностных лиц, которое выражено в незаконном взяточничестве и обогащении, по отношение к государственной казне» [1, с. 295].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что коррупция — это девиантное поведение того или иного субъекта, при котором он пользуется своим положением или занимаемой должностью, для реализации какой-либо корыстной задачи или же цели другого субъекта, при этом правонарушитель извлекает выгоду от совершенных действий.
Проблема заключается не в размерах должностных злоупотреблений, а в размерах этого бедствия. Борьба с укоренившимся во многих структурах мздоимство и должностными преступлениями, которым всегда уделялось серьезное внимание со стороны правоохранительных органов, выходит сегодня на первый план.
Вопросами управления коррупционными правонарушениями в системе муниципальной службы могут заниматься различные субъекты — непосредственно сами служащие, их руководители, специальные участники, играющие роль конфликтологов, и даже законодатель, посредством принятия различных правовых актов, улучшающих условия деятельности служащих.
По мнению Охотского Е. В. немаловажную роль в борьбе с проявлениями признаков коррупции играет и кадровый резерв. «В формировании кадрового резерва в обязательном порядке должны участвовать институты гражданского общества — политические партии, общественные палаты, неправительственные организации, профессиональные и творческие союзы, объединения промышленников и предпринимателей, СМИ» [2, с. 34].
На сегодняшний момент в Российской Федерации проводятся масштабные мероприятия по внесению серьёзных изменений в систему муниципальной службы, в том числе, по разработке и внедрению программ антикоррупционной направленности.
При этом антикоррупционная политика в органах муниципальной власти, предполагает наличие трех основных направлений, выделяемых по характеру деятельности:
1) профилактики коррупции, которая представляет из себя предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции;
2) борьбы с коррупцией, выраженной в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений;
3) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Указанные направления определены в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и выражаются в самых разнообразных формах и методах воздействия, многие из которых отражены в данном законе (ст.ст. 6,7,7.1 и т. д.). Некоторые меры закреплены в других нормативных и правовых актах.
Например, в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции содержится таблица с примерным перечным антикоррупционных мероприятий, сгруппированных в рамках шести направлений:
– нормативного обеспечения;
– реализации специальных процедур (например, защиты сотрудников, сообщивших о коррупционном нарушении);
– антикоррупционного образования;
– обеспечения внутреннего контроля и аудита;
– привлечения экспертов;
– оценки эффективности антикоррупционных мероприятий [3].
Реализация данных мер осуществляется в рамках программных документов, разрабатываемых в соответствии с деятельностью по планированию противодействия коррупции в органах муниципальной власти. При этом данные документы: планы и программы противодействия коррупции фактически содержат описание сущности антикоррупционной политики, включая в свою структуру указание на субъекты противодействия и содержание противодействия.
Таким образом, для реализации механизма противодействия коррупции в органах местного самоуправления власти необходимо работать во всех направлениях — на законодательном уровне, в информационном, культурном, социально-правовом, организационно-управленческом направлении. Муниципальный уровень противодействия коррупции требует планомерного и целенаправленного повышения культурного и этического уровня служащих, полноценного правового просвещения граждан, регулярного проведения мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений между населением и органами власти. Искоренять коррупцию следует сразу на всех уровнях взаимодействия, поскольку, в противном случае, никакие законодательные изменения на уровне федерального законодательства не помогут улучшить ситуацию.
Литература:
- Сараев Н. В. О некоторых вопросах применения законодательства России о противодействии коррупции / Н. В. Сараев // Административное и муниципальное право. — 2017. — № 1 (095). — С. 295.
- Охотский Е. В. Борьба с коррупцией — важнейшая составляющая кадровой политики демократического правового государства / Е. В. Охотский // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 2. — С. 34.
- Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции: Подготовлены Минтрудом России 12.11.2013 г. // СПС «КонсультантПлюс». — Документ опубликован не был.