В научной работе авторы рассматривают такое понятие как избирательный процесс, который является важной составляющей всего политического процесса в государстве. Также в статье исследуются принципы, состав и этапы избирательного процесса. Стоит отметить, ещё важную составляющую, именно принятие политических решений, которая является важным элементом политического процесса, а также внутренней стороной механизма воспроизведения целостной политической системы.
Ключевые слова: избирательный процесс, избирательная кампания, государство, выборы, избирательное право, политические решения, политика.
Под избирательным процессом понимается урегулированная законом и другими нормативными актами строгая последовательная деятельность по подготовке и проведению выборов. Проведение выборов является важной организационной задачей.
Избирательная кампанию представляет собой деятельность, направленную на подготовку и проведение выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов» [1].
Политические решения являются важным элементом избирательного процесса, поскольку они влияют на исход выборов и на то, каким образом будет управляться страна или регион. Политические решения могут приниматься как правительством, так и другими органами власти, а также политическими партиями и общественными организациями.
Политические решения, влияющие на избирательный процесс, могут включать в себя: изменение избирательного законодательства, определение границ избирательных округов, назначение даты выборов, финансирование избирательных кампаний, регулирование избирательных кампаний, организация и проведение выборов.
Политические решения, принимаемые в отношении избирательного процесса, могут иметь значительное влияние на исход выборов и на то, каким образом будет управляться страна или регион. Поэтому важно, чтобы эти решения принимались открыто и прозрачно, с учетом интересов всех участников избирательного процесса.
В рамках избирательного процесса можно выделить четыре больших этапа. Первая стадия-подготовительная, включающая определение даты выборов, регистрация избирателей, формирование избирательных комиссий. Вторая стадия представляет собой проведение информационных избирательных кампаний, включая в себя выдвижение и регистрацию кандидатов, информирование избирателей о программах кандидатов. Третья стадия является стадией проведения выборов. Четвертая стадия включает подсчет голосов, подведение итогов выборной кампании, рассмотрение протестов.
Избирательная комиссия Российской Федерации представляет собой следующую структуру [2]: центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Важнейшей категорией в избирательном законодательстве с 1999 года является «избирательные права граждан», которая определяется как: «конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации» [3].
Избирательный процесс на территории Российской Федерации осуществляется на основе ряда принципов, которые являются основой правового регулирования отношений, возникающих в ходе избирательного процесса [4]. Среди принципов можно выделить следующие:
– всеобщность (принцип отражен в статье 32 Конституции РФ [5], обозначающий, что в выборах могут принимать участие все граждане РФ, за исключением ограничительных цензов: недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда);
– анонимность (согласно статье 7 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ голосование на выборах является тайным, никто не может контролировать и воздействовать на волеизъявление граждан);
– добровольность (согласно статье 3 пункту 3 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ никто не вправе осуществлять деятельность, направленную на принуждение гражданина к участию в выборах);
– открытость и гласность (согласно статье 3 пункту 5 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ выборные процессы осуществляются открыто и гласно, доступны к информационному освещению);
– альтернативность (согласно статье 38 пункту 33 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ требование законодательства РФ заключается в том, чтобы число зарегистрированных мандатов (или список кандидатов) не было меньше или равно числу мандатов);
– периодичность проведения выборов (требует проведение выборов в обязательном порядке в определенные сроки, обеспечивая сменяемость политической власти).
Как уже было сказано выше избирательный процесс имеет обширную нормативную базу. Источниками избирательного права являются [6]:
– Конституция РФ, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
– федеральные конституционные законы; федеральные законы, а также законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок проведения выборов в различные органы государственной власти и органов местного самоуправления.
Благодаря новой Конституции РФ 1993 года, была создана новая структура организации государственной власти в России. Согласно статье № 11 Конституции РФ, парламентом в Российской Федерации является Федеральное собрание РФ, состоящее из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В статьях № 94–109 разграничивались обязанности двух нововведенных органов [7].
На современном этапе развития российского парламентаризма Государственная Дума обладает необходимой законодательной базой и реальными политическими возможностями для проведения различных социально-экономических, правовых и политических преобразований, направленных на обеспечение общественно-политической стабильности в государстве [8], которые создают все условия для осуществления управленческих процессов в избирательной среде.
Литература:
- Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67 — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18173 (дата обращения: 08.12.2023).
- Алехина, И. С. Система избирательных комиссий в Российской Федерации// Управленческое консультирование. — 2014. — № 4. — С. 129.
- Лучин, В. О. Избирательное право России: учебник для студентов вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Закон и право, 2010. — С. 568.
- Биктагиров, Р. Т. Принципы российского избирательного процесса и их правовое содержание // Избирательное право. — 2011. — № 4. — С.3.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- Митюшев, Д. И. Избирательное право и процесс: учебное пособие / Д. И. Митюшев. — Сыктывкар, 2019. — С.8.
- Труфанова, А.Ю., Бабенкова, В.Р., Шепелева, М.П., Пенькова, А. Н. Трансформация Российской избирательной системы и права от постсоветского периода до современности // Вестник ВУиТ. — 2022. — № 2 — С.29.
- Давыдова, Н. С. Модели партийно-электоральной агрегации в политической жизни современной России// Коммуникология. — 2022. — № 1. –. С.179.