В статье автор исследует вопросы, касающиеся порядка заключения и исполнения договоров транспортной экспедиции.
Ключевые слова: транспортная экспедиция, транспортное право, транспортная логистика, правовое регулирование, экспедитор, клиент.
Транспортную логистику следует рассматривать как сложное экономическое и правовое явление, правовой институт и вид предпринимательской деятельности. Отношения, возникающие в транспортной логистике, обосновываются заключением независимых гражданско-правовых договоров на логистические услуги, определенных в системе транспортных обязательств.
На уровне локального правового регулирования необходимо отметить, что роль «локомотива» по стандартизации экспедиторской деятельности возложена на Правительство РФ, которое в развитие своих властных полномочий утвердило перечень унифицированных экспедиторских документов.
Данный факт свидетельствует о настоятельной необходимости особого подзаконного регулирования отношений в сфере транспортно-экспедиторской деятельности.
Основных понятий теории гражданского права в правилах, утвержденных Правительством Российской Федерации, применяются в подавляющем большинстве договоров. Однако необходимо сразу же отметить ряд упущений законодателя. Предлагаемое им определение договора транспортной экспедиции, сформулированное как гражданско-правовая сделка, не соответствует понятию договора, закрепленному в Гражданском кодексе Российской Федерации как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (статья 420). Согласно правилам транспортно-экспедиторской деятельности, клиент выдает экспедитору заполненный и подписанный заказ. Само исполнение договора не упоминается.
Выполнение заказа экспедитором связано с моментом, когда клиент получает письменное подтверждение своего согласия от экспедитора. Нелегко согласиться с таким подходом к оформлению договорных отношений. Думается, что не было необходимости устанавливать уникальные методы по сравнению с существующими правилами заключения гражданско-правовых договоров, предлагаемая заявка (письменное поручение клиента исполнителю) и подтверждение их согласия с экспедиторами являются ничем иным, как офертой и акцептом. Сам момент заключения договора определен в пункте 1 статьи 433 Гражданского кодекса.
Эпоха глобальной цифровизации, пронизывающая всё новые и новые сферы, не обошла стороной и экспедиционную деятельность. Необходимость ускорения темпов обмена информацией для занятия лидирующих позиций на конкурентном поле мотивирует экспедиторские компании приобщаться к новациям. Одним из механизмов реализации заключения договора на ТЭО предлагается форма публичной оферты, которая в ряде отраслей закрепилась в качестве главенствующей формы. Оператор-экспедитор размещает на своем официальном сайте публичную оферту в виде типового договора. Фактом акцепта или иначе говоря — фактом присоединения, клиентом-заказчиком для оператора-экспедитора будет являться уже сам факт заказа услуги. Намерения возможно подтвердить и путем оплаты или передачей груза. Нет запрета и на привычное, традиционное подписание договора. Такие договорные формы отношений приемлемы для обычных грузов, не требующих специального к ним отношения. Для «нетрадиционных» же грузов следует скорее настаивать на заключение узкопрофильного договора, позволяющего предусмотреть, например, особенности терморежима перевозки и хранения. Комплексные договоры эти нюансы не учитывают. В проанализированных формах правил есть и другие недостатки, не включенные в исследование. В то же время содержание этих документов подтверждает необходимость особого правового регулирования транспортной экспедиции не путем адаптации существующих нормативных актов, регулирующих аналогичные отношения, а путем разработки новых правовых актов, учитывающих ее особенности и основанных на классических категориях договорного права. Также необходимо учитывать тенденции развития цифровой экономики, которые могут серьезно изменить структуру транспортно-логистической деятельности, например, в письменной форме различных сопроводительных транспортно-экспедиционных документов, включая предоставление транспортно-логистических услуг.
Транспортная экспедиция — это предпринимательская деятельность. Следовательно, предоставление услуг подлежит возмещению; оно регулируется гражданско-правовыми договорами. Действующее российское законодательство содержит юридическое определение договора транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор может оказывать различные услуги. Во вторичных источниках правовой литературы, они подразделяются на основные и дополнительные услуги.
Согласно подпункту 3 п.1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, такие операции, необходимые для доставки груза, как получение документов, необходимых для экспорта или импорта, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и разгрузка, уплата пошлин, сборов и другие расходы, возлагаемые на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение других операций и услуг, предусмотренных договором, может предоставляться в качестве дополнительных услуг. Как было отмечено, перечисленные функции представляют собой не что иное, как транспортно-логистические услуги. Соответственно, текст этого пункта статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, до внесения соответствующих изменений применявшая метод телеологической интерпретации, имеет полное применение и применяется к транспортно-логистической деятельности.
Таким образом, экспедитор может заключить договор транспортного экспедирования, содержащий элементы и соглашения о транспортно-логистических услугах. Одновременно может быть заключен только отдельный договор на оказание транспортно-логистических услуг. В таком случае стороны заключают соглашение, не предусмотренное законом, которое в гражданско-правовой доктрине называется непоименованным
Экспедитор может взять на себя обязательство осуществить перевозку груза. Если он использует это право, экспедитор считается перевозчиком с точки зрения прав и обязанностей, вытекающих из перевозки. В этом случае, в дополнение к плате, запрашиваемой за его деятельность, экспедитор может потребовать свою обычную плату за перевозку.
Аналогичным образом, если сумма, включая транспортные расходы, определяется как единовременная выплата, экспедитор приобретает права и обязанности перевозчика в отношении перевозки. Плата может быть определена отдельно в отношении пересылки, или она может быть определена как единовременная цена, включающая плату за перевозку.
В общем и частом транспортно-экспедиторских услуг России является полностью свободным и открытым. На законодательном уровне отсутствуют нормы, регулирующие правила присоединения участников на этот рынок, равно как и нет правил ухода и напрочь отсутствуют требования к экспедиторам — профессиональным участникам рынка. По сути своей для выхода на рынок оказания экспедиторских услуг компании необходимо лишь отразить в своих учредительных документах в качестве одного из разрешенных видов деятельности, например, код ОКВЭД — 52.29 «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками». После этого компания (уже компания-экспедитор) для рынка становится полноправной участницей как на национальном уровне, так и международном, т. к. в России нет разделения на международную или национальная транспортно-экспедиторская деятельность.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ не классифицирует экспедиторскую деятельность как лицензируемую, в отличие, например, от перевозок грузов и пассажиров. Отказываясь лицензировать эти виды деятельности, правительство демонстрирует, что оно свободно не только от управления, но и от контроля в этой сфере.
В то же время государственное управление деятельностью активно заменяется саморегулированием. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315 указывает, что саморегулируемые организации — это некоммерческие организации, основанные на членстве, которые объединяют хозяйствующие субъекты на основе единства отрасли, в которой они производят товары (работы, услуги), или рынка произведенных товаров (работ, услуг), или которые объединяют профессиональные организации определенного типа. Этот закон позволяет объединять хозяйствующие субъекты и профессиональные организации определенного типа в одну саморегулируемую организацию.
Что касается экспедиторской деятельности, то требование об участии в саморегулируемых организациях организациями законодательно не закреплено.
В рамках исполнения договора транспортной экспедиции экспедитором могут выполняться различные обязательства, продиктованные только общей направленностью и целью договора. Это могут быть как обязательства, вытекающие из возмездного оказания услуг и поручения. В данном случае можно вести речь об исполнении или экспедитором или привлеченным им в интересах клиента третьем лице посреднических услуг брокера. При проведении предшествующих непосредственно перевозке груза операциях, таких как проверка количества и состояния груза, также возможно с привлечением сторонних организаций. Погрузка и выгрузка груза безусловно должна проводится если не силами грузоотправителя, то с привлечением специализированных организаций. Договором экспедиции может быть предусмотрено ранее уже озвученное поручение по хранению груза до его отправки или же момента получения груза грузополучателем. Также в договоре может быть предусмотрено страхование груза. При наличии данного условия к перечню «соисполнителей» по договору транспортной экспедиции можно добавить сюрвееров — независимых экспертов, осуществляющих осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска. В случае перевозок особо ценных, специальных и/или военных грузов, в качестве привлеченной специализированной организации могут выступать охранные организации различного толка. Т. к. и на законодательном уровне нет лимита и закрытого перечня по смежным с транспортной экспедицией услугам, то этот список можно расширять до известной меры предела.
Ведь уплата пошлин, сборов и других расходов, которые по общему правилу возлагаются на заказчика, также может быть «перевозложена» им на экспедитора, в рамках, предусмотренных договором.
Вариативных характер договора транспортной экспедиции дает возможность подстраивать его условия под потребности клиента, в том числе в зависимости от способа транспортировки груза (автомобильным, железнодорожным, морским или воздушным транспортом) и от условий поставки (FCA, FOB, CIF и т. д.).
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 5. — Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 04.08.2023) О лицензировании отдельных видов деятельности // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
- Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) О саморегулируемых организациях // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, ст. 6076.
- Правила транспортно-экспедиционной деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — N 37. — Ст. 3890.