В статье описывается опыт психолого-педагогической деятельности в области коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся начальной школы. Основной акцент дан на психологические игры и упражнения, как эффективное корригирующее средство. Автор приводит примеры кейсов и делает вывод об эффективности психологической деятельности.
Ключевые слова: психология, школа, обучающиеся, эмоции, коррекция.
Введение . Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года определяет цели, задачи, концептуальные идеи, принципы и направления развития психологической службы, отвечающие современным тенденциям развития системы образования Воронежской области. Концепция отвечает актуальным запросам участников образовательного процесса исходя из особенностей, специфики и ресурсов системы образования. Концепция реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Степень изученности проблемы .
Д. М. Рыжов выдвинул гипотезу о том, что коррекция эмоциональной сферы и мироощущений младших школьников будет проходить благоприятно при условии учета сформированного типа психологической защиты и при наличии научно обоснованной технологии [3].
Т. В. Артемьева разработала методы психолого-педагогической диагностики, которые дают представление о мотивации детей к обучению в школе, отслеживают познавательное и личностное развитие младших школьников и их социализацию. Автор предлагает психологические задачи, упражнения, которые направлены на адаптацию к школе, на развитие эмоционального интеллекта и высших психических функций [1].
Гипотеза исследования О. Б. Мартиенко подтверждена доказательной базой о том, что проведение педагогом-психологом комплексной психологической и коррекционной работы с младшими школьниками, обеспечивает снижение показателей выраженности страхов, тревожности, эмоциональной напряженности [2].
Также вопросами нарушений эмоциональной сферы и ее коррекцией занимались отечественные и зарубежные ученые, описывая эффективные средства диагностики и коррекции (А. Адлер, С. А. Бадмаев, Е. М. Беспаленко, К. Н. Волков, В. И. Гарбузов, Г. А. Калашников, P. P. Калинина, Н. Л. Кружева, А. Е. Личко, В. Н. Мясищев, Дж. Моррисом, М. В. Осорина, A. M. Прихожан, М. Ратгер, Л. Н. Таран, К. Телзроу, К. Хорни, В. А. Якунин).
Изучение научной и научно-методической работы позволило определить проблему исследования и поставить цель — изучение актуальности психологических игр и упражнений в коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся начальной школы.
Объект исследования — эмоциональные нарушения у обучающихся начальной школы.
Предмет исследования — психологические игры и упражнения как средство коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся начальной школы.
Задачи:
– изучение научных трудов по проблеме;
– разработать комплекс психологических упражнений и игр для использования в работе с обучающимися начальной школы, имеющими эмоционально-волевые нарушения;
– провести анализ эффективности психологических упражнений и игр в коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся начальной школы.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся начальной школы МКОУ «Высокинская СОШ» Лискинский район, Воронежской области.
Методы исследования: для проведения мониторинга использовались проблемные кейсы «Тетрадь потерялась», «Почему мальчик плачет?»; психологические игры «Сказка по кругу», «Метафора моего настроения»; психологические упражнения «Зеркало», «Анабиоз», «Доверие».
Результаты и их обсуждение
При проведении первичной диагностики, было выявлено, что 63 % обучающихся имеют различные страхи. Страх в психологии считается отрицательной эмоцией, возникающей в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни человека. На поведенческом уровне страх проявляется у 27 % обучающихся. На когнитивном — у 13 %, и на эмоциональном у 23 %. Доказано, что велико влияние эмоциональных нарушений на развитие личности обучающегося младшего школьного возраста. Усугубляются эмоциональные диссонансы социализацией и адаптацией к учебным условиям. Основными факторами, участвующими в возникновении эмоциональных нарушений у младших школьников, являются: родители, учителя и незнакомые взрослые, догматическая система обучения и воспитания, завышенные требования к освоению учебных предметов и др.
Эффективная коррекция нарушений эмоциональной сферы должна проводится в двух направлениях:
Во-первых, это осознание родителями стиля родительского отношения к ребенку, своих жизненных сценариев, вызывающих тревожность, депрессию, апатию и др.
Во-вторых, это создание условий в школе для благоприятного развития ребенка, понимание и принятие его, проведение психокоррекции.
В-третьих, это психолого-педагогическое сопровождение детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
Многими учеными доказано, что эмоциональные нарушения оказывают неоднозначное влияние на успешность учебной деятельности. С нарастанием силы переживания, результаты учебной деятельности снижаются. При слабой силе переживания и равнодушии результаты учебной деятельности также не могут быть высокими. Для успешного осуществления учебной деятельности необходимо среднее оптимальное переживание и устойчивые позитивные эмоции.
Пример психологических кейса «Тетрадь потерялась».
«Девочка шла в школу. Из — под воротни выскочила большая собака и стала на нее лаять. Девочка испугалась, побежала, упала, из школьного рюкзака высыпались учебники и тетради. Девочка быстро все собрала и пошла в школу. В школе она заметила, что тетрадь по математике пропала, скорее всего потерялась. Девочка заплакала, растерялась, так как хорошо училась, была ответственная и прилежная. Со страхом она пошла на урок математики».
1) Определите проблемное поле.
2) Из проблемного поля выделите проблему.
3) Предложите идею для решения проблемы.
4) Какие методы и приемы можно использовать, чтобы успокоить девочку?
Это один из решаемых детьми кейсов. Проблемные кейсы помогают рассмотреть сложные и болезненные в эмоциональном плане ситуации. Любой кейс дополняется психологической игрой. Дети любят метафорические сказки и психологические игры. Например, «Сказка про Слонёнка», «когда со всеми слонами жил маленький Слонёнок, который отличался от всех тем, что был розовым. Над ним смеялись другие слоны, не играли с ним. Он тяжело переживал и обратился к мудрому Орлу с просьбой помочь ему стать таким, как все. Орел предложил Слонёнку подняться на вершину горы и съесть там все прекрасные розы. Трудное испытание Слонёнок выдержал, съел все розы, после чего стал серым, как все. Поняв, что теперь он как все, Слонёнок сел и заплакал». Детям предлагается закончить сказку, исходя из того, что в каждой сказке есть зачин, повествование, кульминация, развязка и концовка.
Таких сказок много используется в работе по коррекции эмоционального состояния. Прорабатывая проблему сказочного героя, дети избавляются от своих страхов, переживаний, тревоги.
Проведенные мониторинги подтвердили эффективность коррекционной работы, проводимой в школе с обучающимися в начальной школе. Все результаты хранятся в личных делах (папка с исследованиями, развитием и коррекцией), которые педагог-психолог создает, когда ребенок приходит в школу в первый класс.
Таким образом, выбранный путь коррекции эмоционального состояния в виде использования психологических игр и упражнений доказал свою эффективность
Литература:
- Артемьева Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. — Казань: Отечество, 2013. — 157с.
- Мартиенко О. Б. Оптимизация деятельности школьного психолога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьников: диссертация... кандидата психологических наук: — Москва, 2005. — 209 с.
- Рыжов Д. М. Психологическая коррекция эмоционального мироощущения у детей младшего школьного возраста: Дис.... канд. психол. наук: Казань, 2005, — 181 с.