Исторически доказано, что в периоды мировых финансовых кризисов преимущество стабилизации и быстрейшего выхода из него получают те страны которые внедряют инновационные механизмы в модель своего экономического развития. Для общества в период таких потрясений необходима поддержка со стороны государства, к такому мнению приходят все больше и больше современных экономистов и политических деятелей. Широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий является ключом к решению экономических проблем России. В ситуации нехватки финансового капитала процесс обновления основных фондов может быть значительно ускорен активным внедрением механизма финансовой аренды (лизинга) [1]. В свое время именно лизинг был предложен как инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального сектора экономики, что поддержало Правительство РФ.
Подобной отраслью могла бы стать сфера жилищно-коммунального хозяйства, а также дорожная сеть и связанная с ней инфраструктура России. Необходимость модернизации данных отраслей давно назрела. Кроме повышения качества жизни населения подобная мера позволит привлечь высвободившуюся, из-за кризиса, рабочую силу и дать возможность гражданам стабилизировать свое финансовое положение, уменьшив уровень безработицы.
Жилищно-коммунального хозяйство является наиболее проблемной частью экономики нашей страны, которая за время реформ практически не претерпела изменений, а степень обновления основных производственных фондов не превышает 1 % в год, что в 10-15 раз ниже темпов их обновления в доконверсионный период. Высокая степень износа основных фондов (средний возраст машин и оборудования в данной отрасли к концу 2008года составлял 22-24 года), низкий уровень эксплуатации, неэффективная работа предприятий коммунальной сферы- все эти факторы вызывают разбалансированность экономики отрасли. Резко снижается (до 25-30%) уровень использования производственных площадей, главным образом вследствие сокращения численности рабочих и специалистов.
Привлечение инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйствования проблема сложная и без инновационных методов инвестирования ее не решить. Превалирующим методом и способом финансирования должен стать лизинг, естественно с учетом отраслевых особенностей и влияния специфических факторов. Практика показывает, что инновационные предприятия (в том числе и жилищно-коммунальной направленности) весьма эффективны, количество нововведений на единицу затрат, как правило, в них больше, чем на иных сопоставимых предприятиях.
Современное финансовое состояние предприятий коммунальной теплоэнергетики фактически полностью исключает системный подход к решению проблемы обеспечения качественного теплоснабжения потребителей за счет собственных средств и средств местных бюджетов. Следовательно, формирование и реализация программы с государственной поддержкой, реформирования коммунальной теплоэнергетики является той основной базой, в рамках которой возможно систематизировано реализовывать мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эффективности и реальным улучшением качества теплоснабжения населения и объектов социальной сферы. Обследования жилищно-коммунального хозяйства показали, что основными причинами снижения экономичности являются: ветхие пути доставки тепловой энергии потребителям и нерациональное их использование, отсутствие систем водоподготовки, большая доля ручного труда, отсутствие современных энергосберегающих технологий и приборов технологического контроля, низкий уровень обслуживания.
Финансовые возможности лизинга как высокоэффективного и чрезвычайно гибкого инвестиционного инструмента широки, что позволяет оперативно использовать в производстве достижения научно-технического прогресса, а также на конкретных примерах разбирать экономические механизмы реализации лизингового бизнеса в условиях действующей в стране нормативной базы.
Внедрение системы инновационных методов инвестирования, основанных на использовании лизинга, в жилищно-коммунальную отрасль позволит:
Ø обеспечить предприятия жилищно-коммунального хозяйства современной специализированной техникой;
Ø внедрить в необходимом количестве средства контроля качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход энергоресурсов;
Ø внедрить современные высокоэффективные технологии и оборудования, приспособленные для использования наиболее дешевых для каждой территории топливно-энергетических ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.д.
Наряду с положительной динамикой развития лизинга в России, остались многие проблемы, которые тормозят развитие и осложняют систему быстрого взаимодействия клиента и компании. Я имею ввиду, в первую очередь, низкую «экономическую культуру» нашего бизнеса, это не только затягивает вопрос подписания договоров (для проверки кредитной истории клиента), но и завышает ставку процента и занижает объем возможного кредитования (для минимизации риска не возврата кредита). Все эти аспекты естественно осложнят взаимосвязь лизинговых компаний и предприятий ЖКХ.
В систему мер по выходу из кризиса, стабилизации и подъему ЖКХ важнейшим направлением является организация инвестиционных проектов, основанных на лизинговых операциях под государственные гарантии. Отсутствие необходимых финансовых ресурсов у предприятий ЖКХ и в местных бюджетах делает актуальным привлечение инвестиций в виде кредитов либо на основе лизинга. При этом средств, поступающих за предоставленные жилищно-коммунальных услуг в результате произошедшего в последнее время значительного повышения тарифов, в большинстве случаев для этого достаточно.
Для гарантии возврата ссуды и своевременного погашения процентов по кредиту необходимо со стороны государственной власти, прежде всего Федеральной в лице Правительства, создать фонд финансирования лизинговых программ для сферы жилищно-коммунального хозяйства, который бы полностью или частично участвовал в проектах и гарантировал лизинговым компаниям своевременный возврат кредита. Речь идет о лизинге, как кредита на возвратной и платной основе, государственная власть тем самым смогла бы увеличить свои резервы, обновить технологический парк системы ЖКХ, оживить как сферу производства техники необходимой для коммунального хозяйства, так и исследования в области развития новых технологий, снять социальную напряженность и т.д.
|
|
|
Много проблемных вопросов в случаях предоставления в лизинг техники и оборудования муниципальным и государственным унитарным предприятиям. Реальным хозяином здесь являются не предприятия ЖКХ, а муниципалитеты. По существующим нормам предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях. А многие муниципальные и государственные предприятия не вправе заниматься бизнесом. Лизинговые компании не устраивает и длительная процедура принятия решений по заключаемой сделке. Кроме того, незаинтересованные коммерчески, предприятия ЖКХ легко могут пойти на нарушение условий оплаты по договорам лизинга. Зачастую и просто прослеживается надежда, что поставят технику и оборудование в лизинг, а долги потом спишут. Следовательно, ответственность нужно возлагать на реального хозяина – бюджеты субъектов. В этой связи лизингодатели требуют предоставления гарантий администрацией за лизингополучателя по договору лизинга с утверждением защищенной строки в бюджете. Как итог – немногие банки и страховые компании готовы принимать гарантии того или иного региона либо муниципалитета. Необходима гарантия федерального центра.
С помощью лизинговых операций можно решить ряд проблем в ЖКХ, таких как:
Ø обновление средств производства и предоставление услуг;
Ø целенаправленное кредитование на приобретение основных средств;
Ø ужесточение контроля за эффективным использованием вложенных средств и ритмичностью работы предприятий ЖКХ;
Ø привлечение средств зарубежных инвесторов через поставки оборудования по лизингу (по международному законодательству это не влечет увеличение внешнего долга);
Ø управление холдингом предприятий ЖКХ и финансовых компаний через систему лизинговых и сопутствующих договоров.
Справедливой ценой капитала, по мнению большинства специалистов в этой отрасли, можно считать сумму равную ставке рефинансирования Центрального банка + 2-3% в зависимости от предоставленного проекта, его технического и экономического обоснования. В соответствии с решением Совет директоров Центрального Банка Российской Федерации и Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" с 01 декабря ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России установлена в размере 13% годовых. Таким образом, процентная ставка по лизинговым кредитам, с учетом создания государственного фонда, не должна превышать 15-16% годовых на данный момент, а в случае снижения уровня инфляция ставка рефинансирования должна снижаться, следовательно должна уменьшаться и плата за пользование кредитом, что будет способствовать развитию системы кредитования, в частности системы лизинга.
Изменение ситуации в сторону повышения экономической и энергетической эффективности требует значительных капитальных вложений со стороны всех заинтересованных сторон, при этом инвестирование должно носить плановый и системный характер, приравненный к уровню «национального проекта».
В последние два десятилетия лизинг успешно развивался на всех пяти континентах. Этому значительно способствовала серьезная государственная поддержка лизинговой деятельности, которая свидетельствует о понимании правительствами многих стран важной роли лизинга в активизации инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса.
Очевиден огромный разрыв в недоиспользовании кредитных возможностей лизинга в России. Интеграция российских и международных финансовых институтов, при условии продолжения тенденций сближения с экономиками развитых рыночных стран мира, по мнению большинства специалистов в области лизинга, в ближайшие годы должна исправить эту разницу и довести до 20-30% от общей суммы привлечения инвестиций в производство. Значительной по объемам сферой возможности увеличения инновационного для России варианта инвестирования должна стать отрасль ЖКХ и смежных с ней производств.
Маневренность, гибкость управления, которые являются неотъемлемой частью лизинговых сделок, относятся к положительным составляющим развития лизинга. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства применяющие инвестиции на основе лизинговой сделки значительно увеличивают качество предоставляемых услуг, снижают издержки и соответственно увеличивают прибыль, при изменении стоимости предоставления услуг населению на величину уровня среднестатистической инфляции.
Развитая инновационная деятельность оказывает позитивное влияние на:
Ø увеличение масштабов производства предоставляемых товаров и услуг,
Ø повышение степени использования научно-технического потенциала отраслевой науки,
Ø ускорение практического использования результатов функциональной науки,
Ø создание предпосылок для решения проблем экологической безопасности,
Ø эффективное использование инвестиций.
Внедрение новых инновационных подходов и методов привлечения инвестиционных ресурсов в России придаст экономике страны возможность преодоления препятствий в финансировании дотационных и нерентабельных сфер, а также сформирует базу для дальнейшего позитивного развития и оптимального регулирования экономики. Эти меры позволят увеличить уровень жизни населения и обновить основные средства, внедряя передовые технологии.
Специфика отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в сравнении с иными сферами народного хозяйства страны, велика, полная экстраполяция на лизинговые операции и проекты в других сферах бизнеса невозможна по вышеуказанным причинам, отсюда необходимо разработать методику расчета эффективности, методологию, контроля и т.д. опираясь на специфические условия функционирования отрасли ЖКХ. Следовательно, необходима корректировка классических методов анализа в сторону снижения по единой системе для всей сферы жилищно-коммунального хозяйствования.
Реализация предлагаемых инновационно-инвестиционных решений на основе лизинга будет способствовать увеличению эффективности деятельности предприятий ЖКХ, и как следствие, общей эффективности управления жилищно-коммунальной сферы в целом по России, что в свою очередь благоприятно отразится на производстве оборудования смежных отраслей и выхода из кризиса всей промышленности в целом.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля 2006 г.), «Гарант», 2009.
2. Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», «КонсультантПлюс», 2009г.