В работах В.А.Адольфа, Л.П.Алексеевой, А.В.Воротникова, Ю.В.Варданяна, Е.В.Григорьева, А.А.Деркача, Э.ФЗеера, И.В.Ильиной, И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой, Н.В.Карнаух, С.С.Муцынова, О.С.Орлова, М.Н.Певзнер, Г.Н.Подчалимовой, В.Г.Рищулина, В.А.Сластенина, О.М.Шиян профессиональная компетентность рассматривается как одна из важнейших характеристик деятельности учителя, обобщенное личностное образование, отражающее уровень профессионализма работника, его способность продуктивно осуществлять профессиональную деятельность и совершать профессиональные действия адекватно сложившимся ситуациям в образовании человека. Определяя понятие «профессиональная компетентность учителя» ученые по-разному расставляют акценты: в одних - на деятельности учителя: владение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности [3], [9] , в других - на его личностных качествах [1],[4], [5].Тем не менее, сущность понятия во всех определениях одна. Она заключается в том, что это понятие является системной характеристикой учителя, оно отражает его теоретический уровень, образовательную практику и личностную гуманистическую позицию [6].
В большинстве проанализированных работ профессиональная компетентность определяется как система компонентов, наличествующих у специалиста и позволяющих ему профессионально выполнять функции обучения и воспитания (Т.Г.Браже, Н.П.Гришина, В.И.Зверева, Н.В.Карнаух, А.Н.Карпов, В.Н.Максимова, А.К.Маркова, И.И.Мищенко, В.А. Сластенин, С.С.Татарченкова и др.)
Педагогическое взаимодействие учителей с родителями учащихся – особый вид педагогической деятельности, который требует наличия у учителя профессиональной компетентности именно в этой сфере профессиональной деятельности, поскольку, как подчеркивает И.А. Хоменко, общение с родителями строится не по законам педагогики детства, а по законам педагогики взрослых [2].
Исходя их сущности профессиональной компетентности и учитывая изложенные точки зрения, под профессиональной компетентностью учителя в сфере педагогического взаимодействия с родителями мы понимаем сложную многоуровневую характеристику личности и деятельности педагога, обеспечивающую успешное общение и совместную деятельность с родителями учащихся. По нашему мнению в структуру профессиональной компетентности учителя в сфере взаимодействия с родителями входят образовательный, операциональный и личностный компоненты. Образовательный компонент выражается во владении учителем знаниями, необходимыми и достаточными для эффективного педагогического взаимодействия с родителями учащихся, знаниями по широкому кругу человековедческих дисциплин. Операциональный компонент включает владение учителем необходимыми умениями в сфере взаимодействия с родителями учащихся. Личностный компонент, по нашему мнению, включает направленность учителя на взаимодействие с родителями, профессионально значимые личностные качества педагога – общительность, эмпатию, гибкость, способность к сотрудничеству, отсутствие личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Нами выделены и охарактеризованы три уровня для оценки профессиональной компетентности учителя в сфере взаимодействия с родителями учеников: высокий, средний и низкий (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика уровней профессиональной компетентности учителя в сфере взаимодействия с родителями учащихся
Компонент Уровень |
Образовательный
|
Операциональный |
Личностный
|
Высокий |
Полные, осознанные, глубокие знания в области закономерностей и принципов семейного воспитания, психологических особенностей подростков и методов взаимодействия с детьми подросткового возраста, основ андрагогики, направлений и форм взаимодействия с родителями учащихся, общения и построения совместной деятельности с родителями учащихся. Систематическое самообразование. |
Сформированность всех необходимых умений и навыков во взаимодействии с родителями учащихся: умений анализировать, прогнозировать и проектировать процесс взаимодействия с родителями учащихся, а также рефлексивные умения применительно к сфере взаимодействия с родителями учащихся. Развитые организаторские умения: выстраивания системы взаимодействия с родителями учащихся,владение технологией проведения родительского собрания как традиционного, так и нетрадиционного типов, технологией проведения совместных мероприятий. Развитые коммуникативные умения: умения строить индивидуальное и коллективное общение с родителями учащихся. |
Ярко выраженная потребность в общении с родителями учащихся и направленность на взаимодействие с ними. Высокий уровень развития эмпатии, способности к сотрудничеству, общительности, гибкости, отсутствие конфликтности. Удовлетворенность общением и совместной деятельностью с родителями учащихся. Активность и творчество в организации сотрудничества школы и семьи. |
Средний |
Присутствует профессиональный интерес к семейной проблематике. Устойчивые знания в области основных закономерностей и принципов семейного воспитания, психологических особенностей подросткового возраста и отчасти - методов взаимодействия с подростками, основных форм и методов взаимодействия с родителями, частично – приёмы привлечения родителей к сотрудничеству. Осознание значимости самообразования при отсутствии систематического занятия им.
|
Частичная сформированность необходимых умений и навыков во взаимодействии с родителями учащихся.: анализировать, прогнозировать, проектировать процесс взаимодействия с родителями учащихся. Умение в общих чертах выстраивать систему взаимодействия с родителями учащихся. Владение технологией проведения традиционного родительского собрания и отчасти – нетрадиционного. Умение проводить отдельные совместные мероприятия с родителями учащихся. Недостаточно развито умение строить общение с родителями учащихся. |
Наличие потребности в общении с родителями учащихся и направленность на взаимодействие с ними выражены неярко. Средний уровень развития эмпатии, способности к сотрудничеству, общительности, гибкости. Не выражена удовлетворенность общением и совместной деятельностью с родителями учащихся.Высокая исполнительность в использовании стереотипных форм работы с семьёй, отсутствие творческого подхода. |
Низкий |
Интерес к информации по семейной проблематике не выражен. Знания фрагментарные, отсутствие системы по основам семейной педагогики, непонимания сущности процесса семейного воспитания, его закономерностей и принципов. Отсутствие знаний в области технологии взаимодействия с семьёй, наличие лишь незначительного набора стандартных знаний в этой сфере. Нет осознания необходимости и наличия самообразования в сфере взаимодействия с семьями учащихся. |
Несформированность необходимых умений и навыков во взаимодействии с родителями учащихся: аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений в области построения общения и совместной деятельности. Не владеет технологией проведение родительского собрания, организации совместных мероприятий с родителями учащихся. Низкий уровень развития организаторских и коммуникативных умений. |
Невыраженная потребность в общении с родителями учащихся и направленность на взаимодействие с ними. Неразвитая способность к сотрудничеству, эмпатия, повышенная конфликтность, неумение встать на точку зрения другого человека. Отсутствие удовлетворенности общением и совместной деятельностью с родителями учащихся. Отсутствие активности во взаимодействии с семьёй учащихся.
|
С целью выявления уровня профессиональной компетентности учителей в сфере взаимодействия с родителями учащихся нами было предпринято экспериментальное исследование, в котором приняли участие 38 классных руководителя (5-9 кл.) общеобразовательных школ п. Локоть Брасовского района Брянской области. Из них со стажем работы в школе до 5 лет – 10,5%, со стажем 5-10 лет – 10,5%, 10-20 лет – 42,1 %, свыше 20 лет – 36,8 %.
Для диагностики сформированности профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с родителями учащихся были использованы карта самодиагностики для классного руководителя «Профессиональные знания и умения в сфере взаимодействия с родителями учащихся» и карта диагностики для заместителей директоров по воспитательной работе «Профессиональные знания и умения классного руководителя в сфере взаимодействия с родителями учащихся», психодиагностические методики: методика на эмпатию, присоединение и сензитивность к отвержению (автор А. Мехрабиан, адаптирована Г. Миккин) [7], тест описания поведения К.Томаса [8, c. 69-77],оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) [8, c.42-45]. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни профессиональной компетентности педагогов в сфере взаимодействия с родителями учащихся в подгруппах по стажу работы (в %).
Уровень/ Стаж |
низкий |
средний |
Высокий |
до 5 лет |
100 |
0 |
0 |
5-10 лет |
75 |
25 |
0 |
10-20 лет |
37,5 |
43,8 |
18,8 |
свыше 20 лет |
42,9 |
42,9 |
14,3 |
Все педагоги со стажем работы до 5 лет имеют низкий уровень профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с родителями учащихся. В подгруппе со стажем 5 – 10 лет большинство классных руководителей (75%) также имеют низкий уровень профессиональной компетентности в рассматриваемой сфере деятельности. 43,8% педагогов со стажем 10 – 20 лет и 42,9% педагогов со стажем свыше 20 лет имеют средний уровень профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с родителями учащихся. Однако следует отметить, что в этих же подгруппах по стажу работы от 37,5% до 42,9% классных руководителей имеют низкий уровень и от 14,3% до 18,8% высокий уровень профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с родителями учащихся. Различия между всеми показателями в стажевых подгруппах до 5 лет, 5-10 лет, 10-20 лет достоверны при р < 0,01. При сравнении показателей в подгруппах со стажем работы 10-20 лет и свыше 20 лет обнаружена тенденция к увеличению количества классных руководителей с низким уровнем профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с родителями учащихся, и к уменьшению - со средним и высоким уровнем в подгруппе со стажем работы свыше 20 лет (так как различия в показателях не достигают уровня значимых).
Таким образом, анализ результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Классные руководители всех стажевых подгрупп обладают недостаточным уровнем профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с родителями учащихся.
2. С увеличением педагогического стажа работы уменьшается количество классных руководителей с низким и увеличивается со средним и высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере взаимодействия с родителями учащихся.
3. Наиболее успешны в сфере педагогического взаимодействия с родителями учащихся классные руководители со стажем работы в школе 10-20 лет.
Литература
1. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века.- М.: Совершенство, 1998.– 608 с.
2. Директору школы о сотрудничестве с родителями/Под ред. А.С.Роботова, И.А.Хоменко, И.Г. Шапошникова. – М.: Сентябрь, 2001. – 176 с.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
4. Лукьянова М.И. Психолого – педагогическая компетентность учителя : Диагностика и развитие.- М.: ТЦ Сфера, 2004 .- 141 с.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого – социальный институт, 1998. – 200 с.
6. Просвирнина И.В. Развитие профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы в условиях внутришкольной формы работы. Дис. … канд. пед. наук. Н.Новгород, 2005 . – 220с.
7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие/ Авт.-сост. Г.А.Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006 – с.179 – 184.
8. Психологические тесты. В 2 т. /Под ред. А.А.Карелина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Т.2.- 247с.
9. Шепель В. Человеческая сущность управления/ В. Шепель// Народное образование. – 2000. - № 9. – с. 41 – 45.