Забайкальский край это важнейшая в стратегическом отношении область России, на которой совместно проживают представители различных культур и религий, поэтому изучение современной религиозной ситуации в крае является актуальной и насущной задачей.
На территории региона сегодня действуют 104 зарегистрированных религиозных организации, представляющие 16 конфессий, в том числе и такие мировые религии как христианство, буддизм, ислам. Конфессиональное поле Забайкалья это область мирного, толерантного взаимодействия организованных религий, органов административной и государственной власти, и населения, имеющего самые разные этнические и конфессиональные традиции, установки и предпочтения.
Современная религиозная ситуация в Забайкальском крае развивается в соответствии с общими тенденциями общероссийского конфессионального поля. Большинство населения края связывает себя с русской культурой, цивилизацией, языком и православием. Читинско-Забайкальская епархия РПЦ является одним из наиболее многочисленных религиозных объединений, как по числу зарегистрированных организаций, так и по числу прихожан. В своей политике и деятельности епархия ориентируется на тесное взаимодействие, сотрудничество и взаимопонимание с органами государственной власти. Основными направлениями указанного взаимодействия являются: церковное и храмовое строительство (строится более 50 объектов культа), духовно-нравственная и просветительская деятельность, социальная защита населения, образование, здравоохранение и др.
Значительным влиянием в крае пользуется Буддийская сангха, которая имеет поддержку среди этнической группы бурят. Политика руководства этой конфессии отличается толерантностью и ориентацией на взаимодействие с органами государственной власти и с общественными, этническими и культурными организациями. Значительным событием в жизни г. Читы стало строительство буддийского дацана.
Рост религиозного и этнического самосознания переживают такие группы забайкальского населения как: азербайджанцы, армяне, евреи, корейцы, татары, поляки, немцы и другие. Указанные группы связывают себя с такими религиями как ислам, христианство, иудаизм, буддизм, католицизм и другие, развивающиеся сегодня конфессии. Продолжает ощущаться присутствие протестантских церквей, которые все активнее включаются в общественную жизнь региона. Протестантизм, не имея этнической поддержки, пользуется растущим влиянием среди молодежи. Не прекращаются попытки проникновения на конфессиональное поле Забайкалья новых религиозных движений.
Все эти процессы нуждаются в тщательном изучении и экспертной оценке, которая должна стать основой определения научного прогноза развития религиозной ситуации в Забайкальском крае. В течение ноября - декабря 2008 года Лабораторией этнологических исследований ЧитГУ при участии студентов группы САН 04 проводилось исследование современной религиозной ситуации в г. Чита. Целью проводимого опроса было выявление структуры конфессионального поля, отношения населения города к различным религиозным течениям представленным на территории региона. Исследование носило разведывательный характер. При выборке использовался метод случайного отбора, она составила 244 человека.
Базовым вопросом при изучении религиозной ситуации является распределение участников опроса по их отношению к религии в целом. Большинство участников опроса определило себя как людей верующих – 57,4 %. Если сравнить эту цифру с данными предыдущих исследований 2003 [1, 50], 2005 [2], 2006 [3, 181-184], 2007 [4, 235-243] гг., то мы обнаружим некоторую, возможно неустойчивую, но все же тенденцию к росту численности верующего населения.
Отношение к вере |
2003 г., данные по Читинской области |
2005 г., данные по Читинской области |
2006 г., данные по г.Чите |
2007 г, данные по г. Чите |
2008 г, данные по г. Чите |
Верующие |
52.2% |
46.8% |
53.2% |
50,4% |
57, 4% |
Колеблющиеся |
26% |
33,3% |
32.8% |
32% |
30,3% |
Неверующие |
20.4% |
16% |
14% |
17, 6% |
12,3% |
Около трети опрошенных являются колеблющимися, то есть выбирают между верой и неверием. Определенную тенденцию к снижению количества имеет группа неверующего населения. Любопытным является то что, отвечая на дополнительные проверочные вопросы, не только верующие, но колеблющиеся и неверующие, хотя бы отчасти идентифицировали себя с какой либо религиозной культурой или этнической конфессией.
Группа верующих (57,4% от общего числа опрошенных) включила в себя – православных 50,8%[1]; буддистов – 2,5%; католиков - 0,4%; христиан вне конфессии – 0,8%; язычников – 0,4%; Свидетелей Иеговы – 0,4%; верующих одновременно в православие и буддизм – 0,8%.
Группа неверующих (12,3%) включила в себя: ориентирующихся на православие – 3,3%; ориентирующихся на буддизм – 1,6%; на язычество - 0,4%; на ислам – 0,4%; на внеконфессиональное христианство – 0,4%; на пятидесятничество и православие одновременно – 0,4%. Таким образом, более половины респондентов, изначально определившихся как неверующие (6,5% из 12,3 %) в процессе опроса отнесли себя к каким-либо конфессиям.
Группа колеблющихся (30,3%) включила в себя: ориентирующихся на православие – 21,3%, на буддизм – 0,4%; на католицизм – 0,4%; на христианство вне конфессии – 0,4%; на иудаизм – 0,4%, на язычество – 0,4%. Таким образом, 23,3% из 30,3%, определившихся изначально как колеблющиеся отнесли себя к различным конфессиям.
В результате распределение верующих по конфессиям внутри межконфессиональной структуры респондентов представляется нам следующим образом. В целом в нашем исследовании оказались представлены православные, буддисты, мусульмане, иудеи, католики, пятидесятники, Свидетели Иеговы и христиане вне конфессии. Ведущая роль среди них принадлежит православию, приверженцами которого объявили себя 75,4% участников опроса (включая «колеблющихся православных» и «неверующих православных»). Следующую позицию занимают буддисты – 4,5%; христиане вне конфессии – 1,2%; язычники – 1,2%; исповедующие смешанное вероисповедание (православие и буддизм, или православие и пятидесятничество) – 1,2%; католики – 0,8%; мусульмане – 0,4%; иудеи – 0,4%; Свидетели Иеговы – 0,4%. Не указали на свое вероисповедание – 11,8% участников опроса.
Как показывает сравнительный анализ с данными социологических опросов внутриконфессиональная структура Забайкальского края имеет тенденцию к изменению в сторону православных идентификаций. Динамика ответов на вопрос о принадлежности к определенной религии ответы распределились следующим образом:
|
2003, данные по Читинской области |
2005, данные по Читинской области |
2006, данные по г.Чите |
2007, данные по Чите |
2008, данные по Чите |
Православию |
53.1% |
58,5% |
68,8% |
66,8% |
75,4% |
Буддизму |
9.3% |
11% |
6,8% |
7,6% |
4, 5% |
Католичеству |
0.8% |
1,4% |
3,2% |
0,4% |
0,8% |
Исламу |
1.1% |
1,6% |
0,8% |
1,6% |
0,4% |
Иудаизму |
0.3% |
1,4% |
1,2% |
0,4% |
0,4% |
Баптизму |
0.7% |
0,5% |
0% |
0% |
0.4% |
Пятидесятникам |
0.2% |
0,5% |
0,4% |
0,4% |
1,2% |
Шаманизм |
0% |
0,8% |
0,4% |
0,4% |
0.4% |
Свидетелям Иеговы |
0% |
0,3% |
0% |
0% |
0,4% |
Другое |
1,7% |
0% |
0% |
0% |
0% |
Не указано |
32.8% |
24% |
18,4% |
21.2% |
11,8% |
Определение конфессиональной принадлежности свидетельствует о широком распространении в Читинской области и г.Чите двух мировых религий православия и буддизма. Однако необходимо отметить, что процент православных верующих по г.Чите гораздо выше, а процент буддистов ниже по сравнению с данными социологических опросов, проводимых среди населения области. Другие конфессии несмотря на их разнообразие представлены количеством верующих не превышающем 2%. При этом показателен тот факт, что все меньше и меньше опрашиваемых относят себя к графе «Другое», не указывая своего вероисповедания, а также все меньшее количество респондентов не указывает его. Это можно считать показателем того, что постепенно общество не только становится все более и более терпимым к различным проявлениям религиозности, но и приобретает устойчивые конфессиональные параметры. На территории Забайкалья население предпочитает связывать религиозные ценности с православной и буддийской религией, относя их к традиционным религиозным направлениям.
Согласно данным нашего опроса 93% респондентов считают православие традиционной религией. К этому же типу религий относят ислам – 82%; буддизм – 81,1%; католицизм – 62,3%; иудаизм – 54%. Участники опроса были частично согласны, с тем, что к традиционным можно отнести такие религии как старообрядчество - 39,3% и шаманизм – 30,3%, несколько меньшим доверием пользуются кришнаиты – 21,3% и евангелическо-лютеранское направление – 19,3%. Следом за ними идут Новоапостольская церковь – 13,9%; баптизм – 12,7%; Свидетели Иеговы – 11,1%. Наименьшим доверием пользуются представители религии Бахаи – 7,8%; пятидесятничество – 6,1 %; и Адвентисты Седьмого дня – 3,7%.
Необходимо отметить, что представления о связи с традицией той или иной конфессии являются очень традиционными для Забайкалья, и круг традиционных конфессий, куда входит православие, буддизм, ислам, католицизм, и иудаизм уже на протяжении ряда лет является неизменным. Мы можем констатировать только, что такие неразрывно связанные с историей Забайкалья религии как старообрядчество и шаманизм, выпадают из указанного списка соответствия традиции. Может быть, это объясняется тем, что сегодня изменяются сами представления о «традиции». Тем не менее, указанные религиозные традиции продолжают вызывать интерес и пользоваться симпатией населения. Это доказывают данные ответов на вопрос о доверии и симпатиях населения к различным религиям. Как и следовало ожидать наибольшим доверием и симпатиями пользуется православие: ему доверяют и симпатизируют полностью или частично – 86,1% респондентов. Значительно отстают, но также являются привлекательными для части населения: буддизм – 50,9%; ислам – 39,7%; католицизм – 30,3%; шаманизм – 25,4%; старообрядчество – 24,5%; иудаизм - 20,1%. На противоположной стороне находятся Новоапостольская церковь (2,9%), Бахаи (1,2%), Пятидесятничество (1,2%), Кришнаиты (0,8%), Адвентисты Седьмого Дня (0,8%); Лютеранство (0,8%), Свидетели Иеговы (0,8%), Баптизм (0,4%).
Выделение среди религиозных организаций традиционных и нетрадиционных позволяет нам задать вопрос о функциональной значимости для России этих видов организаций. Подавляющая часть опрошенных (80,1%) включая верующую, неверующую, и колеблющуюся по отношении к религии группы считают, что нетрадиционные религиозные организации не внесли никакого вклада в развитие культуры. Более сложным является отношение к функциональной роли в развитии культуры со стороны традиционных организаций, так как часть респондентов (48,7%) не считает, что традиционные для России религиозные организации внесли какой-либо существенный вклад в развитие российской культуры, и почти столько же (48%) считает что представители традиционных религиозных организаций внесли значительный вклад в развитие российской науки и культуры.
Выявляя степень толерантности (религиозной терпимости) жителей г. Читы мы определили, что 41,4 % опрошенных считают поликонфессиональность (сосуществование различных религий на одной территории) является неотъемлемой частью культуры Забайкалья. 43,8 % участников опроса напротив считают, что в Забайкалье должны существовать только традиционные религиозные верования. Таким образом, на конфессиональном поле г. Читы существуют две тенденции отношения к религиозному многообразию, одна из которых связана с признанием его необходимости, а вторая с утверждением о важности сохранения имеющейся культурной традиции. Некоторым дополнением к указанным настроениям населения может служить вопрос о возможной зависимости религии от национальности верующих в нее людей.
Необходимо отметить, что этноконфессиональность в Забайкалье имеет очень широкое распространение. Например, среди жителей г. Читы связь между этничностью и религиозностью считается обязательной, либо желательной, это подтверждается в 46,7% вариантов ответов. Необязательной эту связь признают 39,9% опрошенных. Приблизительно равные показатели отношения к религиозному многообразию с одной стороны, и религиозной традиции, с другой указывают на существующее равновесие и сдержанность населения в его отношении к традиционным и новым конфессиям.
На это же указывает вопрос, связанный с оценкой религиозных представлений читинцев на предмет их толерантности. Показателем высокой степени терпимости в возможности представлений о Боге стали ответы на предложение анкеты указать свое отношение к утверждению: «Бог один, а вер много». 66,4% опрошенных полностью согласились с указанным утверждением, 21,3 % согласились частично, и только 10,3 % респондентов отметили свое несогласие с указным утверждением.
Толерантность на Забайкальском конфессиональном поле подтверждается утверждениями респондентов о степени свободы, которую они испытывают при осуществлении своего вероисповедания: 73,4% опрошенных отметили абсолютную свободу в этом вопросе; 18,8 % считают, что свободны отчасти, 5,4% считают, что несвободны в отношении осуществления своего вероисповедания.
Существенно дополняет наши знания о толерантности Забайкальского конфессионального поля вопрос, отвечая на который респонденты должны были определить степень своей готовности защищать правоту своей веры с оружием в руках. Высокую степень готовности взяться за оружие отметили 18,9 % участников опроса. Не готовы браться за оружие 42,9% респондентов, не думали об этом 34,1% отвечающих. Из всех ответивших на свою нетерпимость в религиозном вопросе указали 7,7 % среди которых были и верующие, и колеблющиеся и неверующие, 11,4% считают возможным применение вооруженной силы в исключительных случаях, в то же время 77,5 % читинцев считает, что религиозные конфликты нужно решать мирно и только путем мирных переговоров. Подавляющие количество участников опроса никогда не участвовало в конфликтах на религиозной почве. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что большинство жителей г. Читы несмотря на имеющие отдельные и вполне объяснимые проявления религиозной нетерпимости, все же толерантны и открыты к межрелигиозному диалогу на конфессиональном поле Забайкалья.
Отдельным блоком были представлены вопросы, характеризующие личностное отношение респондентов к таким вопросам как, возможность вступления в брак с представителем другой религии; возможность включения в круг своих друзей, коллег по работе, соседей, людей, являющихся представителями других вероисповеданий; возможность получения Российского гражданства для представителей других религий, и возможность отмечать свои религиозные праздники для представителей нетрадиционных для России религиозных течений. Необходимо указать, что в отношении указанных вопросов читинцы продемонстрировали удивительное единодушие, в большинстве своем, высказавшись за возможность толерантных и добрососедских отношений на бытовом уровне с представителями других религий. Отсутствие фиксируемого религиозного фанатизма также проявляется и в ответах на вопрос о возможности получения религиозного образования для своих детей. Утвердительно ответили на этот 19,3 % респондентов, большинство же (48,4%) указало на возможность частичного религиозного образования. Таким образом, читинцы в целом указали на то, что приоритетное значение для них занимают светские ценности, и в частности возможность получения светского образования для своих детей.
Характеристика конфессионального поля Забайкалья была бы неполной, если бы мы не упомянули о тех ответах респондентов, в которых они демонстрируют содержательную сторону своей религиозности. Она, как правило, характеризуется своей традиционностью в аспекте ее этноконфессиональной культуры (православие, буддизм), и одновременно с этим, насыщенностью элементами, связанными с дохристианской и добуддийской языческой культурой. К примеру, 47, 5 % опрошенных верят в существование домовых, чертей, леших. Большинство респондентов (72, 6%) убеждены в возможности сглазить человека или навести на него порчу, а 7% даже ощущали это действие на себе. 46, 3 % участников опроса отмечают, что обращались к услугам народных лекарей, знахарок, гадалок и других представителей народной магии. Это указывает на то, что для многих забайкальцев, наряду со светской ориентацией в практической жизни, важной остается насыщенность существования пережитками древних языческих представлений, и связанного с ними культового поведения. Многие, заявляя о своем православии, не осуществляют религиозного поведении, не посещают регулярно храм, религиозные службы и церемонии, не участвуют в церковных таинствах. Поэтому мы можем сказать, что религия в Забайкалье, как и в предыдущие годы, выполняет зачастую нерелигиозные функции, проявляясь в первую очередь как социокультурный институт. Религия проявляет себя через активное строительство, участие в социальных проектах, образовании, пытается занять нишу, традиционно занимаемую народной магией, народными ритуалами и праздниками. В свою очередь, население использует религию в качестве инструмента этнической идентификации.
Подобная инструментальность религии и прагматизм установок, как руководства церквей, так и населения является одним из важных факторов толерантного межконфессионального взаимодействия на конфессиональном поле Забайкальского края. Общий толерантный фон взаимодействия, тем не менее, не скрывает целого ряда проблем, которые необходимо решать религиозным организациям, этническим конфессиям, и взаимодействующим с ними административным и государственным органам. Это, главным образом, вопросы, связанные с необходимостью урегулирования конфликтов различного уровня, связанных с землепользованием, строительством, ремонтом и эксплуатацией зданий культового назначения. Кроме этого, беспокойство вызывают некоторые аспекты политики православной епархии и близких к ней групп по отношению к представителям иных вероисповеданий. Определенные опасения вызывает активное распространение некоторых новых для Забайкалья религиозных групп, а также существование и деятельность незарегистрированных религиозных движений. Требует внимания факт интенсивного распространения протестантской и нетрадиционной религиозности в УИН и среди военнослужащих РА. Также мы не можем исключить и локальную возможность отдельных конфликтов на почве этнической или религиозной неприязни.
Современные тенденции развития российской государственности и мировой глобализирующейся культуры указывают на очевидную невозможность для этноконфессиональных сообществ Забайкалья оставаться только в рамках ограниченных национальных или конфессиональных культур. В своем развитии они неизбежно должны включаться в процесс модернизации, который все более интенсифицируется вследствие активизации миграционных и интеграционных движений. Этому же способствует и стремление к развитию общероссийской идентичности. С другой стороны, выживание их на уровне своих этносов в значительной мере обеспечивается только направленностью на сохранение своей этничности, своих конфессиональных особенностей. Диалектика развития исторического процесса требует от этнических и религиозных сообществ Забайкалья объединения и консолидации на основе равноправия, взаимного уважения, и сохранения культуры каждого народа, населяющего этот край.
Как показало проведенное нами в декабре 2008 исследование конфессионального поля г. Читы, в Забайкальском крае на уровне решения региональных проблем, выполнения задач строительства гражданского общества, развития общественных взглядов, при содействии органов власти происходит постепенная консолидация духовного потенциала традиционных конфессий. Стало очевидным, что сегодня религиозная сфера Забайкальского края находится в стадии формирования. И только последовательное развитие методологии взаимодействия различных религиозных взглядов и контактов руководства религиозных организаций с органами власти, а также использование позитивного опыта предотвращения конфликтных ситуаций позволят говорить о наличии и сохранении межконфессиональной стабильности в регионе.
Как показывают итоги проведенного исследования, в регионе сохраняется устойчивая межконфессиональная обстановка. Однако этнические и конфессиональные сообщества региона стоят перед рядом проблем, требующих последовательного разрешения. Основными из них являются:
- латентная угроза внешнего инокультурного влияния, могущего привести к кризису сложившейся системы межконфессиональных и национальных отношений региона (китайский фактор, фактор исламского экстремизма);
- угроза нарушения баланса структуры межконфессиональных и этнических отношений за счет искусственного выдвижения на доминирующие позиции в области идеологии одной из действующих религиозных организаций и последующей борьбы за свои естественные права других народов, организаций и конфессий;
- наличие настроений, выражающих высокую степень готовности взяться за оружие, отстаивая интересы своей веры. Указанная тенденция ставит вопрос о необходимости углубленного изучения обнаруженных настроений, а также о том, что важной является работа по предотвращению тенденций, ведущих к напряженности в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений;
- настораживает и то, что по сравнению с общероссийскими данными в Забайкальском крае население в большей степени подвержено влиянию архаической религиозности, что создает базу для функционирования магический, мистический и оккультной религиозности.
Приведенные выше результаты анализа религиозной ситуации в г. Чите уже раз убеждают, что выживание будущих поколений забайкальцев в многогранном и стремительно изменяющемся мире возможно только при условии сохранения особенностей культуры всех народов региона, поддержания обстановки традиционного взаимоуважения, толерантности и терпимости к убеждениям каждого гражданина России.
Литература
1. Жуков А.В., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко А.В. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. – Чита, 2003. – 160с.
2. Янков А.Г. Религиозная ситуация в Восточном Забайкалье (по результатам социологических исследований)/Сибирь на перекрестке мировых религий. Материалы Третьей межрегиональной конференции. – Новосибирск: НГУ, 2006. – 310 с.
3. Жуков А. В., Зубакова Н. С. Современное конфессиональное поле г. Читы (по материалам социологического исследования) / Гражданское общество: сб. статей: в 2 ч. / Забайкал. гос. гум. пед. ун-т - Чита, 2007. – Ч. 2. – С. 181-184
4. Жуков А. В., Зубакова Н.С. Религиозная толерантность жителей г. Читы // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2007. Вып. I. 296 с.
[1] Все цифры даны, исходя из соотношения к общему числу участников опроса, которые составляют 100%.