Термин профессиональность мировоззрения отражает связь профессии с формированием взглядов человека на бытие, оценку перспектив жизненного пути, отношение к культурным, духовным, интеллектуальным ценностям. Его обоснование связано с существующим уже термином «профессиональное мировоззрение», который, однако, по мнению автора, утратил свою четкость, при его употреблении не возникает ясного понятия, которое он призван обозначить.
Сегодня, говоря о профессиональном мировоззрении, его часто отождествляют с профессиональным самосознанием, субъективной картиной профессиональной деятельности и даже индивидуальным стилем деятельности. Также, исследователи склонны указывать, «что профессиональное мировоззрение отражает ту часть мировоззрения человека, которая связана с его профессиональной деятельностью» [12,с. 55].
В отличие от профессиональности мировоззрения профессиональное сознание (или профессиональное самосознание) главным образом осмысливается как осознание человеком своей профессии, познание, самооценка профессиональных качеств [2;10].
Например, Е. А. Климов [5, с. 81] в структуре профессионального самосознания выделяет:
- сознание своей принадлежности к определенной профессии;
- знание, мнение о степени своего соответствия профессии;
- знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
- знание о своих сильных и слабых сторонах;
- представление о себе и своей работе в будущем.
Субъективная картина профессиональной деятельности «является важнейшей составляющей профессионального бытия человека, формируется на основе накопленного опыта»; она «определяет направленность профессиональной деятельности» … в ней проявляется «своеобразие видения человеком своей профессии», «уровень постановки профессиональных задач»[4,с.173] .
Профессиональность мировоззрения связана с «профессиональным видением мира, центральнообразующим ядром которого является система личностных смыслов профессионала уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе» [13, с. 72].
Профессиональность мировоззрения будет отличаться следующими признаками.
Во-первых, его базовыми структурами – ценностями и идеалами – выступят те ценности и идеалы, которые поддерживаются определенной профессией (см. выше). Данные ценности глубоко осмысливаются профессионалом; они не представлены в его сознании «сами по себе», в отрыве от общей картины социального взаимодействия (что характерно для профессиональной деформации личности) и исторического развития конкретного общества, человечества в целом (что показывает низкий общий уровень развития человека и профессионала в целом). Напротив, профессионал видит тот «вклад» (по образному выражению А. В. Петровского, см. выше), который он делает в другие личности и, через них, в общественное развитие. В этом отличие профессионализма от профессиональной деформации, в случае которой человек не видит подлинного положения ценностей профессии в системе общественных отношений - например, как Сальери в психологическом этюде Б. М. Теплова.
Б. М. Теплов, предложив использовать в качестве одного из психологических методов анализ художественной литературы, анализировал трагедию А. Сальери, заключив, что «музыка для него не окно, через которое открывается вид на весь мир, а стена, все собой заслоняющая». Б. М. Теплов чрезвычайно тонко подметил суть развития подлинной личности в труде: трудовая деятельность становится для нее не затмевающей весь остальной мир, не сверхценной идеей (Сальери), но способом познания бытия, посредством которого человек реализует себя. Отсюда – широта интересов, достаточная «легкость» отношения к собственному делу у истинного профессионала, происходящая от естественности профессиональных занятий для такого человека, перехода у него профессии в стиль жизнь, а также связанная с индивидуальным пониманием профессии как одного из возможных видов самореализации. (Моцарт) [14,с.167]. Данную позицию, основанную на понимании профессии как формы реализации личностных потенций, разделяет сегодня большинство исследователей, изучающих вопросы профессионализации, развития личности в труде, например, Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Л. И. Иванова, Е. А. Климов, А. В. Серый и др.
Также, высокоразвитый профессионал умеет четко разделять то, что в профессии служит делу поддержания профессиональных ценностей (и, соответственно, общественному развитию), и то, что имеет какие-то иные цели – например, карьерные, цели личной выгоды и пр. Обращаясь к изучению профессионального мировоззрения выдающихся людей, мы сможем глубже понять данный тезис. С. В. Рахманинов писал: «Пианист-виртуоз обязан руководствоваться более значительными побуждениями, чем играть просто из выгоды. У него есть своя миссия, и эта миссия – просвещение публики. … Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора» [11,с.238].
Не случайно В. А. Бодров одним из качеств подлинно развитого профессионала называет ответственность – особенности выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом» [1,c.156].
Развивая данный тезис, мы приходим к пониманию новой грани профессиональной ответственности. Глубокое понимание значимости профессиональных ценностей характеризует высокоразвитых профессионалов, выдающихся специалистов своего дела. Зачастую, в ситуации с гениальными и талантливыми людьми, данное понимание находится в оппозиции с общественным мнением. При этом профессионал, возможно, остается невостребованным, однако он не отказывается от своих убеждений. Психологически тонко данную дилемму удалось, на основе изучения документов, раскрыть Д. Вейсу в жизнеописании В. А. Моцарта. Ниже мы приводим отрывок письма барона де Грима (друга семьи Моцартов), адресованного отцу В. А. Моцарта после того, как композитору не удалось привлечь внимание парижской публики и получить должность капельмейстера в Париже (цитата сделана по роману Д. Вейса Возвышенное и земное»): «в стране, где столько посредственных и даже из рук вон плохих музыкантов умудрились сколотить огромные состояния, сын Ваш, опасаюсь, едва ли сможет прокормиться … обладай он вдвое меньшим талантом и вдвое большей практической сметкой, я был бы за него спокоен»[3,с.395].
Обращаясь к качественно иной сфере профессиональной деятельности, можно привести пример М. В. Ломоносова, который, будучи высокоразвитым профессионалом, всецело преданным делу науки, имея основой собственного мировоззрения познавательный интерес, никогда, однако не упускал из виду тех целей, которым служит данная ценность, бесспорно лежащая в основе научного познания, профессии ученого. Популяризация науки, внедрение ее достижений в практику, просвещение – не менее яркая сторона профессиональной деятельности М. В. Ломоносова, чем собственно научно-исследовательская работа. Особенно очевидным это становится в поздних трудах ученого – например, в работе «О сохранении и размножении российского народа» 1761 г.[6]/
Таким образом, профессиональные ценности, входя в структуру профессионального мировоззрения, осмысливаясь профессионалом, предопределяют и специфику его профессиональную деятельность и «образ бытия» (см. выше), которой данная деятельность, по сути, является.
Во-вторых, профессиональность мировоззрения предполагает активную жизненную позицию, изначально подразумевает возможность определенного влияния на реальность с целью распространения, поддержания или создания профессиональных ценностей. Таким образом, можно сказать, что человек, обладающий профессиональным мировоззрением, обладает и определенной психологической устойчивостью, позволяющей ему противостоять негативным воздействиям среды, сохранять собственную тождественность. Основывается активное отношение к жизни на идеале трудолюбия, осознании процесса труда как важнейшего, естественного, доставляющего удовольствие. Можно сказать, что профессионал обладает установкой на труд как на средство самореализации. Причем мы можем наблюдать данные убеждения как у выдающихся деятелей в той или иной профессиональной сфере, так и у менее одаренных, но не менее профессионально развитых людей. Труд как идеал, представляющий собой средство самореализации, позволяет личности сохранять активность и продуктивность деятельности в сложных условиях, сохранять работоспособность в пожилом возрасте; также профессиональная деятельность таких людей зачастую заканчивается только в конце жизненного пути, вместе со смертью.
Можно привести здесь и примеры, характеризующие высокоразвитого профессионала, не добившегося, однако, таких результатов в своей деятельности, которые можно было бы признать объективно масштабными. То есть, одаренность не оказывает влияния на формирование профессиональности мировоззрения. Рассмотрим пример из воспоминаний выдающегося артиста цирка и кино Ю. В. Никулина: «во время представления за кулисами у занавеса стоит старый униформист. Этот человек, который, несмотря на толстые очки, почти ничего не видит, всю жизнь провел в цирке. В прошлом известный артист, выйдя на пенсию, он не смог жить без любимого искусства и начал работать в Москве в униформе. Во время представления, впуская и выпуская артистов на манеж, он может только открывать и закрывать занавес. Стоя весь спектакль в темном проходе, намотав на руки веревки от занавеса, он весь на манеже. Когда играет оркестр, он в такт подпевает и слушает, что происходит в зале» [7,с.469-470].
Изучая деятельность профессионалов, обращаясь к историческим примерам, к литературным источникам, наблюдениям за учебной деятельностью (как одному из трех видов деятельности в системе игра, учеба, труд) студентов и школьников мы пришли к выводу, что можно выделить три уровня деятельности. В этих исследованиях в качестве основного критерия мы выделяли наличие (уровень развития) профессиональности мировоззрения.
Первый уровень деятельности мы обозначили как социально обусловленный. В данном случае субъект деятельности исполняет определенные обязанности, либо полностью отчуждаясь от своей деятельности, ее результатов, ценностей, либо относясь к ним сугубо прагматически. Иллюстрировать данный тезис может исследование, проведенное А. Я. Морозовой [9,с.93-98] на базе одной из московских школ и подготовительного факультета вуза. «Из 228 школьников – пишет А. Я. Морозова - только 47 выделили в качестве мотивов обучения в школе и поступления в вуз собственно мотивы, связанные со сферой познавания (то есть, присвоения некоторой совокупности общественного знания) … Подавляющее большинство школьников (181 человек из 228) в образовательном процессе в школе и при планируемом поступлении в вуз не руководствуется мотивами познавания, познавательным интересом. Примеры высказываний респондентов, соответствующих этой группе:
11 класс: «Я пошла в школу по решению родителей. В институт я иду для получения квалификации и увеличения заработка (неквалифицированные работники ниже оплачиваются). Это единственная причина».
9 «Б»: Меня никто не спрашивал. А в институт я пойду, чтобы не работать дворником».
Среди абитуриентов ситуация была схожей. Самым точным определением социально обусловленной деятельности (в том числе профессионала) будет именно отсутствие потребности в ней.
Следующий выделенный нами уровень деятельности – рефлексивный. Его основной характеристикой для трудовой деятельности (профессионального обучения) является попытка субъекта деятельности выявить базовые профессиональные ценности, соотнести их с собственной самостью. Как видно, на этом уровне начинает развиваться профессиональное сознание (см. выше) и профессиональное мировоззрение – человек имеет установку на труд как средство самореализации. На данном уровне деятельности начинается процесс принятия личностью профессиональных ценностей, в соответствии с ними начинает развиваться личностный потенциал и перестраивается весь уклад жизни человека. Постепенно духовные потребности (связанные в первую очередь с профессиональными ценностями) начинают выступать ведущим мотивом жизнедеятельности – на эмпирическом уровне в ряде жизненных ситуаций оказывается возможным сказать, что человек «предан своему делу». Вместе с тем, профессия осознается одновременно как социальная функция – источник существования, способ получения материальных благ. Характерны проявления надситуативной активности (в учебе, труде).
Высший уровень деятельности, собственно, уже был представлен нами выше, когда мы обращались к определению профессионального мировоззрения. Деятельность становится способом бытия. Процесс соотнесения себя с деятельностью оказывается пройденным, поэтому деятельность становится естественной, занимающей все большее место в бюджете времени. Профессиональная деятельность присутствует в сознании не как узкая социальная функция – вклад в систему общественного производства благ на основе вознаграждения. Собственно мотивы материального благополучия (порой, и престижа) не являются доминирующими – деятельность совершается исключительно ради нее самой. Доминируют духовные потребности, в дилемме выбора между самореализацией и материальным благополучием выбор делается в пользу первого. Можно сказать, что в данном случае жизненное, личностное, социальное и профессиональное самоопределение оказываются взаимосвязанными, взаимопроникающими [8,с.55].
Литература
1. Бодров В. А. Психологическое исследование профессионализации личности. – М.: ИП АН СССР, 1991
2. Брагина В. Д. Влияние представлений о выборе профессии на самоопределение молодежи. Автореф. дисс. … канд. психологич. наук. – М., 1976
3. Вейс Д. Возвышенное и земное. Роман о жизни Моцарта и его времени. – М., 1970
4. Гаврилова Л. В. Субъективная картинная профессиональной деятельности// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Психология индивидуальности». – М.: МПГУ, 2007
5. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., Воронеж, 2003
6. Ломоносов М. В. Избранная проза/ Сост., вступит. Статья и коммент. В. А. Дмитриева. – М., 1980
7. Никулин Ю. В. Почти серьезно… - 2-е изд. – М., 1982
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1995
9. Морозова А. Я. К вопросу преодоления образовательного кризиса в современной России: реалии социальной функции образования// Социально-психологические основы развития и управления человеческими ресурсами. - М.: МАГМУ, 2007
10. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971
11. Рахманинов С. В. Литературное наследие. В 3-х т.: Т.3 Письма. – М., 1980
12. Рыбин С. Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Дис… канд пед. наук. – М, 2001
13. Серый А. В. осмысленное отношение к профессии как условие развития профессионально важных качеств психологов-практиков//Вестник КГ У - №2 (22) – Кемерово.,2005
14. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 2003