Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании. По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.
С.И.Змеев выделяет следующие принципиальные различия между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности:
1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.
3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. (4)
Рассматривая предметно-содержательный аспект образования взрослых, его особенности по сравнению со средним и вузовским образованием, можно выделить некоторые, характерные для образования взрослых, черты. Так, М.Д. Матюшкина выделяет следующие особенности:
1. Актуальность предметного содержания образования, которую можно понимать в двух смыслах: а) актуальность, как приоритетность в содержании образования взрослых, самых новейших знаний в эпоху беспрецедентного информационного роста (известно, что «период полураспада» знаний специалиста оценивается в 5 лет, т.е. за это время знания, полученные в вузе или при предыдущем повышении квалификации, устаревают; возможно, в последнее время этот период еще сокращается); б) актуальность знания для личности конкретного взрослого, для решения его личностных, жизненных проблем. Очевидно, образование взрослых будет выполнять свою функцию, если совместит эти два типа актуальности.
2. Системность в подаче содержания, что подразумевает, с одной стороны, системный анализ конкретного изучаемого предмета, т.е. выделение его элементов, изучение их функциональных связей и «обратный» синтез полученных знаний с целью выявления системного качества изучаемого предмета, не сводимого к сумме его элементов, С другой стороны, системность подразумевает рассмотрение изучаемого предмета как элемента систем более высокого порядка, вплоть до включения его в общую проблематику основных сфер жизни «человек - общество», «человек – природа», «человек — человек».
3. Проблемность содержания образования взрослых, которая может быть рассмотрена в трех аспектах: 1) образование как способ решения жизненных проблем взрослого человека; 2) проблемностъ как характеристика подачи материала, при которой знания передаются не в виде готового итога, рецепта, а сами обучающиеся вовлекаются в эвристический поиск решений, при этом актуализируются их знания, опыт, аналитические умения, осознается недостаточность знаний и тем самым стимулируется познавательный процесс; 3) проблемность как выход за рамки конкретной рассматриваемой области в более широкие сферы науки, общественной жизни, искусства; связь изучаемого с глобальными проблемами человека и человечества.
4. Контекстность образования. В соответствии с этой особенностью, обучение, с одной стороны, преследует жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности общающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). Концепция контекстного подхода к содержанию образования как проектируемого опыта личности предложена А. А. Вербицким.
5. Практикоориентированность - подход к отбору содержания образования взрослых с приоритетом тех знаний и умений, которые находят непосредственное прямое применение в практике.
6. Вариативность (учебных программ, форм занятий и пр.) - необходимое качество образования, основанное на естественных различиях личностей обучающихся и на вариативности их образовательных запросов. Необходимость вариативности в образовании взрослых обусловлена обычно более широким разбросом как исходного уровня подготовки обучающихся, так и их неоднородностью в плане социального статуса, опыта и т.д.
7. Информативность в содержании образования взрослых подразумевает высокую информационную насыщенность учебного материала, что связано с дефицитом времени работающих взрослых и с их уже достаточно развитыми познавательными способностями, позволяющими им воспринимать и усваивать учебный материал в высоком темпе.
8. Мобильность. Образование взрослых представляет собой наиболее мобильную сферу образования, требование мобильности вытекает из вышеперечисленных требований актуальности и вариативности. Для обеспечения мобильности содержания образования оно должно обладать свойством открытости, а организационные формы должны допускать практически непрерывные корректировки учебных программ, планов с учетом: а) запросов обучающихся, б) изменившихся научных знаний, в) изменений социально-экономической и политической ситуации [4, с.63-66].
Содержание образования взрослых должно отвечать их потребностям и охватывать все аспекты жизнедеятельности: профессию, жизнь в семье и обществе. Условно оно может быть подразделено на два основных блока: социально-ролевое и общекультурное.
Образование взрослых, связанное с удовлетворением образовательных потребностей в рамках первого содержательного блока, можно подразделить на три группы: 1) профессиональное, связанное с удовлетворением потребностей становления и совершенствования личности как работника, участника производственной сферы; 2) семейно-бытовое, удовлетворяющее потребности в становлении и развитии умений, навыков, знаний и личностных качеств, необходимых для эффективного функционирования как члена семьи; 3) социальное, ориентированное на развитие и совершенствование функций человека как члена общества, социальной группы[4].
Социально-ролевое образование взрослых, способствующее самоопределению человека в разных сферах деятельности, призвано дать возможность человеку приобрести либо усовершенствовать его профессиональные знания, умения, навыки, необходимые в сфере производственной жизни; знания, умения, навыки и качества, необходимые ему в общественной и личной жизни. [4].
Общекультурное образование взрослых, призванное удовлетворить потребности личности в развитии собственной личности, в поддержании его здоровья, в проведении досуга, ориентировано на:
· приобщение человека к общечеловеческим ценностям;
· познание собственной личности, развитие нравственности, приобретение умений и навыков управления собственной личностью;
· приобретение знаний и навыков, необходимых для поддержания своего здоровья;
· овладение информацией, умениями и навыками содержательного проведения досуга.
В целом, методология и методы аналитической, исследовательской и проектной деятельности, являются содержанием тех ключевых компетентностей, которое должно обеспечить высшее профессиональное образование. В дальнейшем умения в этой сфере позволят личности получать и структурировать новое знание.
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. [Текст] / К.А.Абульханова-Славская, — М., 1991.
2. Адакин, Е.Е. Формирование творческого потенциала студентов вуза в условиях системы заочного обучения: Монография. [Текст] /Ред. Н.Э.Касаткина. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2005. – 328 с.
3. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. [Текст] / С.И.Змеев. М.: ПЕР СЭ, 2003 г.
4. Змеев, С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. [Текст] / С.И.Змеев. - М.: Флинта: Наука,1999 г.
5. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. [Текст] / М.В.Кларин. - М.: Наука, 1997. - 223 с.
6. Колесникова, И.А. Основы андрагогики [Текст] / И.А.Колесникова. - М.: Академия, 2003 г.