Эффективность совместной деятельности студентов высших учебных заведений обусловливается в первую очередь степенью их адаптации к университетской жизни. Именно поэтому здесь следует особо подчеркнуть роль процесса адаптации. Адаптация – это процесс постепенного приспосабливания к уровню высшего образования, к новым умениям по выбранной профессии. В результате адаптации студентов к образовательному процессу в вузе происходит следующее:
1) формируется устойчивое, стабильное отношение к выбранной профессии;
2) идет подготовка к профессиональной деятельности;
3) выполняется процесс принятия присущей образовательной среды системы ценностей.
Ясно, что наиболее успешно адаптация происходит при удовлетворении потребностей личности, при появлении возможности расширения деятельности и развития (1). В этом случае адаптация ориентируется на решение психологических вопросов, относящихся к понятиям «превосходство», целенаправленность», индивидуальное развитие», «самоутверждение» и т.д.
Л.А.Антипова, изучив особенности адаптации студентов младших курсов к университетской жизни, получила интересные результаты: «Университетская среда, отражающая собой зону взаимовлияния системы обучения, материалы обучения и определенную часть социокультурного пространства субъектов процесса обучения, существенным образом влияет на процесс социальной адаптации студентов» (3, с.70).
Л.А.Антипова выделяет следующие формы адаптации обучающихся на младших курсах студентов к высшей образовательной среде:
формальная – познавательно-информационная адаптация к новой среде, к содержанию обучения в структуре вуза, к традициям, обязанностям;
социальная – внутригрупповое объединение студентов и присоединение данных групп к студенческой среде в целом;
дидактическая – адаптация новых форм и методов обучения к высшим учебным заведениям.
Другие ученые выделяют пассивную, активную, изменчивую и стабильную формы адаптации. Предполагается, что при пассивной адаптации нормы и принципы принимаются индивидом по принципу «я такой же, как и все». При этом он ограничивается простыми целями, несложными видами деятельности. Активная адаптация способствует успешной социализации. Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но также регулирует свою деятельность, строит отношения в соответствии со свойственным ему окружением. В этом случае у молодежи, наряду с иными интересами, появляется интерес к совместной деятельности. Они приобретают возможность для реализации в новой среде. Студенты, имеющие интерес к активной адаптации, имеют также обширные интересы к общению. Эти интересы ведут их к целесообразным связям со сверстниками, со средой. Студенты с изменчивой адаптацией различаются по двум направлениям: позитивному и негативному. Их адаптационный уровень то растет, то снижается. Стабильная адаптация протекает на трех уровнях: на высоком, среднем и низком (1;2).
В психологической науке указываются на многочисленные факторы для достижения высоких результатов в деле организации совместной деятельности студентов. Одним из них представляется понятие «социальной фасилитации» (на латыни sosialis – общественное, fasilitare - облегчение). Данное понятие выражает значение действовать при участии других». Сущность понятия социальной фасилитации заключается в том, что во время совместной деятельности присутствие других лиц облегчает и стимулирует действия личности. Однако, «во многих экспериментах получены обратные результаты. Так, присутствие других лиц во время совместной деятельности снижает эффективность результатов, создает задержки. Это – явление так называемой «социальной ингибиции» (2,с.185).
В нашем исследовании речь идет о среде высшего учебного заведения: о представленных в группах студентах, их совместной деятельности, личностной среды. Подобная среда формируется из студенческих групп. В структуре высшего образования они признаны как «первичный коллектив, коммуникативная среда, референтная группа» (3,с.70). Педагоги и кураторы, преподаватели факультетских и общеуниверситетских кафедр, администрация, а также профессиональная среда, включая также и студентов, формируют социальную среду обучения студентов.
Известно, что саморазвитие студентов в профессиональных учебных заведениях осуществляется в направлении развития их профессиональных способностей. В.А.Челянова сущность работы, которая должна вестись в высших и средних профессиональных учебных заведениях в связи с саморазвитием студентов, в первую очередь связывает с ростом их познавательной активности: «Саморазвитие является долгим процессом. Поэтому, работа по повышению познавательной деятельности для достижения поставленной цели должна осуществляться систематически, постепенно, в плановом и целенаправленном порядке, у студентов должны развиваться творческие способности. Средства и пути работы по увеличению познавательной активности должны служить не только развитию учебных интересов у студентов, но и развитию мотивов в этой области» (5, с. 34).
В.А.Челянова отмечает, что для достижения успеха в совместной деятельности студентов, педагог должен строить свою работу на базе ряда требований. «Процесс освоения знаний дает возможность объединять обучение, воспитание и мировоззрение. Проводимые под названием «Обучаться исследованию» мероприятия по профессиональному практикуму оказывают существенную практическую помощь студентам в исследовательской области. Проводимые под этим названием мероприятия (обсуждения, конкурсы, семинары, опыты и т.д.) создают основу для повышения работоспособности по соответствующим профессиям, для соответственного саморазвития» (7, с. 35).
В ходе опыта по изучению исследовательской способности студентам предлагается поисковая модель. Данная модель объединяет в себе следующие принципы:
- основные понятия, идеи студент не получает в готовом виде, а сам осваивает их, в ходе исследования действует, выступая из собственной субъективной позиции, а педагог выполняет при этом роль сотрудника-помощника;
- каждый студент, самостоятельно изучая полученные в ходе исследования факты, обсуждаемые явления, дает им разъяснение;
- внепредметная творческая деятельность позволяет студенту получать интегративные знания по своей профессии, расширяет круг исследований;
- исследовательские ситуации, позволяющие студентам приобретать новые представления, понятия, навыки и умения, создают возможность для практического применения познанного и т.д.
Проводимая на данном уровне работа осуществляется под руководством и контролем педагога. Подобный контроль в экспериментальных условиях, направляясь не на сам процесс непосредственно, а на его регулирование, направленность, носит визуальный характер. В данном процессе в качестве основного фактора выступают также личность студента, его индивидуальные свойства.
В.Я.Баширов характеризует личность студента по трем аспектам (4, с. 151): социальный аспект, являющийся воплощением социальных отношений, порождаемых вследствие принадлежности студента к конкретной национальности, группе; педагогически-психологический аспект, состоящий из единства психических процессов личности, переживаемых ею психический состояний, уровня образования и свойств личности; биологический аспект, включающий в себя высшую нервную деятельность, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи и глаз, роста и другие составные части. Эти аспекты, обобщаясь в социальном опыте студентов, составляют основу его познания.
Ясно, что обязанности профессиональных учебных заведений не завершаются только лишь подготовкой специалистов по различным специальностям. Они также должны готовить специалистов для саморегулирования, самоуправления и управления другими. Эффективная деятельность специалиста регулируется путем социального партнерства. В этой области, наряду с теоретическими вопросами, требуется также формирование практической деятельности.
Л.В.Серых и Л.В.Верзунова подходят к проблеме с позиции развития у студентов умений «социального партнерства» (6, с.14) в процессе подготовки специалистов. «В связи с этим, в соответствии с требованиями рыночной экономики и образовательных услуг, с позиции формирования профессиональной пригодности у обучаемых в профессиональных учебных заведениях специалистов, должны проводиться необходимые изменения для формирования умений социального партнерства. А это, в свою очередь, требует построения модели социального партнерства в сферах профессионального образования» (6, с. 15).
Авторы включают в структуру модели социального партнерства cледующие компоненты:
1) субъекты социального партнерства;
2) цель, содержание и механизмы регулирования отношений (М.А.Белякова, В.Ю.Выборнов, Н.М.Тайворонский, Е.В.Речняков, В.В.Протасов, Е.Г.Сафонова и др.). здесь в качестве субъектов социального партнерства (либо социальными субъектами) выступают индивид, группа либо организация. В нашем исследовании это – студенческая группа и составляющие ее индивиды. Каждый из них представлен в удачном становлении социального партнерства группе, к которой он принадлежит, своими интересами, стараниями, потребностями.
Л.В.Серых и Л.В.Верзунова справедливо высоко оценивают социальное партнерство как подготовительный этап к профессиональной деятельности студентов. При этом развитие студентов в ходе совместной деятельности перемещается в центр внимания в качестве необходимой задачи (6). Словом, в качестве содержания социального партнерства в системе образования выступает взаимное влияние субъектов, понимаемое как совместная деятельность студентов.
Таким образом, субъектами социального партнерства в учебных заведениях являются студенты, которые в то же время являются также субъектами обучения. Следовательно, совместная деятельность студентов может считаться идеальным фактором для формирования социального партнерства. Однако здесь имеются и другие важные задачи, требующие своего разъяснения. Так, для выяснения цели социального партнерства важным условием является активизация и актуализация каждого его субъекта (студента). Именно в ходе совместной деятельности они осуществляют испытание степени собственной готовности к социальным связям, взаимодействию, степени подчинения собственных целей общей цели.
Использованная литература
1.Алиев Р.И. Этнопсихология: глобализация и национализм.- Баку: Нурлан, 2007, 180 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 1999, 375 с.
3.Антипова Л.А. Условия успешной адаптации студентов младших курсов к условиям вуза // Среднее профессиональное образование, 2008, № 6, с. 69 - 71.
4. Баширов Б.Я. Дидактика высшей школы. -Баку: Маариф, 1992, 224 с.
5.Мусхелишвили Н.Л., Киселев А.П. Теоретические принципы психолого-герменевтического анализа чувственности, значений и смыслов // Вопросы психологии , 2008, № 3, с. 11-22.
6.Серых Л.В., Верзунова Л.В. Модель социального партнерства, обеспечивающая развитие профессиональной компетентности будущего специалиста//Среднее профессиональное образование, 2008, № 5, с. 14-17.
7. Челянова В.А. Саморазвитие личности в процессе познавательной Деятельности // Среднее профессиональное образование, 2008, № 6, с. 34-36.
8. Шоцкая Г.А. Социальная фасилитация в организации групповой работы студентов // Среднее профессиональное образование, 2008, № 3, с. 86-88.