Демократизация общественно-политической жизни, инициированная высшим государственно-политическим руководством в 1985г., способствовала складыванию объективных условий для всестороннего и глубокого изучения истории национальной политики и национальных отношений в СССР. Одним из проблемных моментов в истории государственной национальной политики является депортация и реабилитация народов Северного Кавказа, в том числе и балкарского народа. В постсоветский период наблюдается пристальное внимание широких слоев общественности и профессиональных историков к данной проблематике. Более того, проблемы депортации и реабилитации народов стали неотъемлемой частью и система образующим элементом этнической мобилизации репрессированных народов. В связи с этим для понимания глубинных основ существующих проблем в сфере национальной политики и национальных отношений необходим тщательный анализ и изучение проблем, связанных с депортацией и реабилитацией балкарского народа.
Проблема насильственного выселения балкарцев и последующая их реабилитация и сегодня является одним из важных элементов общественно – политической жизни в Кабардино-Балкарской республике. И по сей день, эти вопросы несут ярко выраженный эмоционально-нравственный аспект[1].
Существующие сегодня исторические концепции и политические программы по данной проблеме несут отпечаток социально – политического контекста на разных этапах исторического развития. Выселение народов с последующими репрессивными мерами – это главный инструмент сталинской национальной политики – по своей сути являлась этнической чисткой, а, следовательно, преступлением против человечности[2]. Один из наиболее крупных блоков такой практики составляет депортация целой группы народов и национальных групп уже в условиях коренного перелома в ходе войны в 1943-44гг. Жертвой этой преступной акции в Кабардино-Балкарии стал балкарский народ.
Ошибки в национальной политике, несомненно, нанесли удар по основам единства всех советских народов. Практика сталинизма порождала трудности в национально-культурном развитии народов, административно-командная система управления проникала и управляла национальными процессами[3]. Актуальной остается процесс насильственного выселения балкарского народа в Среднюю Азию и Казахстан и проблемы его реабилитации. Показательно, что этот вопрос крупным планом выделяется в современных разработках и инициативах.
Политика этнического партикуляризма, осуществлявшаяся сталинизмом, создала условия для этнических депортаций, при поведении которых преследовались, прежде всего, политические цели государства. Депортационная политика тоталитарного режима имела следующие характерные черты: административный, внесудебный характер депортации, ее ориентация на определенные социальные и этнические группы, взаимосвязь с внешней и внутренней политикой союзного государства в период военных действий. Форсированная модернизация, проходившая особенно сложно в национальных автономиях Северного Кавказа, аккумулировала консервативно-традиционалистические и националистические настроения среди части населения, принявшие антисоветскую форму и проявившиеся в годы. Великой Отечественной войны. Тоталитарный режим нашел в этом конъюнктурное объяснение репрессий, принудительных переселений и насильственного решения проблем этнополитической жизни[4].
Подготовленные НКВД СССР и КБАССР для высшей политической инстанции военного времени ГКО документальная база и представление к депортации включали ряд преувеличенных данных об отдельных национальных бандгруппах и игнорировали реальные масштабы мобилизации и участия воинов-балкарцев в Великой Отечественной войне[5].
Главное обвинение в адрес балкарцев было в предельно обобщенном виде сформулировано и выдвинуто в Указе Президиума Верховнего Совета СССР «О переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкаской АССР, и о переименовании КБАССР в Кабардинскую АССР» от 8 апреля 1944г. В этом документе содержались следующие, зловещие для всего балкарского народа слова: «…в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Кабардино-Балкарской АССР многие балкарцы изменили Родине, вступали в организованные немцеми вооруженные отряды и вели подрывную работу против частей Красной Армии, оказывали фашистским оккупантам помощь в качестве проводников на Кавказских перевалах, а после изгнании Красной Армии с Кавказа войск противника вступали в организованные немцами банды для борьбы против Советской власти»[6].
Формулировка решения высшего законодательного органа государства о судьбе целого народа выглядела слишком лаконично. На государственном уровне обвинения в адрес отдельных групп людей незаконно были перенесены на целый народ, в том числе на стариков, женщин и детей. Эта причина долгие годы господствовала в общественном мнении. Сходные обвинения были предъявлены и другим репрессированным народам. Эти формулировки и обвинения настолько стандартны и реалистичны для времени войны, тем более для условии оккупации, что может быть применимо к любому народу, оставленному под оккупацией. Можно согласиться с точкой зрения, что среди коллаборационистов преобладали граждане, которые сотрудничали с врагом вынуждено. Но были и такие, кто действовал по твердому убеждению в необходимости беспощадной борьбы со сталинской властью. Главную причину этого негативного явления следует искать в ошибках в национальной политике на Северном Кавказе в предвоенные годы, политических и социально-экономических факторах их жизни при советской власти, репрессиях в 20-30-е годы.[7].
Кабардино-Балкария находилась под оккупацией с 10 августа 1942г. И до 11 января 1943г., а районы преимущественного проживания балкарцев (кроме нескольких предгорных селений) - 35 дней. Есть селения, куда немцы за период оккупации так и не заезжали. Создание оккупантами новых управленческих структур в большинстве балкарских селений по времени оказалась запоздалой. 24 декабря 1942г. войска Закавказского фронта начали наступление. Немецкие войска, неся большие потери, отступили, что исключало появление ставленников и пособников немцев. Об отношении балкарцев к оккупантам говорит тот факт, что за период оккупации фашистами и их пособниками было расстреляно и убито около 500 человек.[8]. По разным данным от 8 до 10 тыс. из балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, партизанских отрядах КБАССР, Белоруссии и Украины, в рядах антифашистского сопротивления в Европе.[9].
Партийное и советское руководство КБАССР не сумело организовать должным образом эвакуацию промышленного оборудования, имущества и их часть попала в руки врага. Была провалена задача организации партизанского движения. Это был провал тех лиц, которые в республике занимали первые места. Но в 1944г. вместо того, чтобы трезво проанализировать эти и другие события, выяснить почему республика оказалась в не свойственном ей положении, определить кто виновен в этом и кто должен понести ответственность за все это, к сожалению, возобладало практика перекладывания вины на балкарские «бандгруппы», обвинения всего балкарского народа.[10].Аргументом для обоснования решения о выселении балкарского народа в значительной степени явились события в Черекском районе КБАССР осенью 1942 г., когда в ходе вооруженных действий было уничтожено мирное население. Выявленные исторические источники позволяют утверждать, что карательная акция была осуществлена отрядом НКВД и была официально за документирована как злодеяния немцев и их пособников[11]. С 27 ноября по 5 декабря 1942г. здесь под предлогом борьбы с бандитизмом, сводным отрядом внутренних войск численностью 900 человек было расстреляно более 700 мирных жителей (в том числе 155 детей в возрасте до 16 лет) и сожжено 519 домов с имуществом и хозяйственными постройками. Уничтожение пяти аулов Средней Балкарии является наглядным пример того, как войска НКВД уничтожали мирное население, взяв на себя исполнение репрессивно-карательных функций. Сразу после освобождения Кабардино-Балкарии от немцев карательная акция отряда НКВД была документально оформлена как злодеяния фашистов и их пособников[12]. Тем самым была подготовлена документальная база депортации балкарского народа. Только недавно 672 сфальсифицированных официальными структурами документа стали достоянием гласности[13].
Таким образом, причины депортации народов кроются в природе сталинской тоталитарной системы. Выселение балкарцев было частью общей политики советского государства, переселявшего миллионы своих граждан по национальному признаку для решения как политических, так и экономических задач. Депортации целых народов стали возможными в условиях функционирования судебной системы, игнорирующей презумпцию невиновности. Нельзя ставить знак равенства между бандитами и населением, откуда они были родом. Ни один народ не может и не должен расплачиваться за преступления своих отдельных представителей или даже за преступления группового характера. С точки зрения права, суверенность народа, являющаяся источником власти, снимает всякую возможность обвинения его в измене.
До открытия секретных фондов архивов вопрос о механизме принятия решения в определении судеб целых народов – каким государственным органом, на основании чьих докладов или докладных, какую роль в принятии решений играли местные власти, военные органы, учреждения госбезопасности – был не совсем ясным. Знакомство с ними полезно для постижения структурных основ сталинского режима, для выявления взаимосвязей его конструктивных элементов. Предпосылки к репрессированию целых народов формировались за счет принятия актов высших органов государственной власти. Прежде всего, это закон от 30 марта 1935г. о наказании «членов семей изменников родины», где косвенно признавался социокультурный характер «вины» детей и родственников обвиняемого. Указ ПВС СССР «О военном положении» от 22 июня 1941г. предоставлял военным властям местностей, где было объявлено военное положение, право выселять из них в административном порядке всех лиц, признанных социально опасными. 11 октября 1942г. в ГКО пришло постановление «О мерах наказания дезертиров, занимающихся бандитизмом, вооруженными грабежами контрреволюционной повстанческой работой». В нем действие постановления ГКО от 24 июня 1942г. «О членах семей изменников Родины» распространялось на совершеннолетних членов семей дезертиров указанных выше категории и они подлежали ссылке в отдаленные местности СССР сроком на 5 лет. Заложенная в этих документах идея – высылка всех неблагонадежных – оказалось в годы войны весьма востребованной и широко практиковалась карательными органами. . возобладало практика перекладывания вины на балкарские «бандгруппы», обвинения всего балкарского народа[14].
Непосредственно подготовка операции начиналась с принятия решения ГКО или ЦК ВКП(б) и СНК СССР, затем следовали указы ПВС СССР, приказы НКВД СССР. В них подробно излагалась цель предпринимаемой акции и технологии ее проведения. Последовательность законодательных актов и действий была нарушена при депортации балкарцев. На основании донесении из республики, Берия 24 февраля 1944г. обратился с ходатайством к Сталину о необходимости их депортации. Его положительный ответ был получен на следующий день, и тут же началась непосредственная подготовка к депортации[15].
Практические распоряжения по проведению акции были отданы 26февраля. В этот день, еще до принятия решения на государственном уровне, НКВД СССР за подписью Л.П.Берия издал приказ «О мероприятиях по выселению из Кабардино-Балкарской АССР балкарского населения»[16]. Для силового обеспечения депортации балкарцев были задействованы войсковые соединения и крупная оперативная группа НКВД-НКГБ общей численностью 21тыс. чел. Начало операции намечалось на 10 марта 1944г., однако, затем срок был передвинут на 8 марта. Контролировал ход операции Л.П.Берия. Вернувшись в Москву, Берия, чтобы узаконить принятое уже решение о выселении балкарского народа, поставил вопрос в Государственном комитете обороны. 5 марта 1944г. ГКО принял постановление о выселении всего балкарского население Кабардино-Балкарии в Казахскую (25тыс.чел) и Киргизскую ССР (15тыс.). Это Задача была Возложена на НКВД СССР[17].
Санкции Сталина оказалось достаточно для того, чтобы еще до принятия решения на государственном уровне приступить к организации массового выселение балкарцев. Окончательный документ, указ ПВС СССР об упразднении автономии и переселении балкарцев в Среднюю Азию, появился только через месяц после депортации. Руководил операцией по выселению балкарцев генерал-майор И.И.Пияшев, его заместителями были генерал-майор М.И.Сладкевич и два местных наркома – К.Н.Бзиява и С.И.Филатов. Ход операций строго контролировался НКВД СССР[18].
На новый уровень проблема депортации вышла в январе 1944г., когда по свидетельству И.Ф. Бугая состоялось первое предварительное обсуждение вопроса, о переселении балкарцев и было рекомендовано Государственному Комитету Обороны «высказать свое мнение по данному Вопросу». В этом контексте становятся понятными два других обстоятельства. Во-первых, то, что постановление ГКО от 31 января 1944г., непосредственно касавшиеся чеченцев и ингушей, не упоминает их напрямую, а говорит о спецпереселениях вообще[19]. И во-вторых это то, что постановление ГКО№5309 от 9 марта 1944г., касающиеся балкарцев, содержало в п. 1 формулу «В дополнение к постановлению ГКО №5073с. от 31 января 1944г.». Оно выглядит следующем образом: В дополнение к постановлению ГОКО №5073 от 31 января 1941 г. обязать НКВД СССР направить в Казахскую Киргизскую СССР 40 тыс. спецпереселенцев из Кабардино-Балкарской АССР. В Казахскую-25 тыс. и 15 тыс. в Киргизскую ССР[20]. Таким образом, анализ показывает, что концепция обусловленности депортации внутренних для КБАССР общественно- политическими факторами представляет собой некую схему, а не вывод, обоснованный документами и фактами.
Для организации необходимых подготовительных мероприятии проведения операции по выселению балкарского народа он называет генерал-майора Пияшева. Его заместителями: наркома внутренних дел КБАССР полковника госбезопасности Филатова, Бзиаву, генерал-майора Сладкевича. Для подготовки и проведения операции по депортации балкарцев предполагалось осуществить следующие мероприятия:
1. Организовать пять оперативных секторов:
а) первый – Эльбрусский, в составе Эльбрусского района, место дислокации с. Нижний Баксан. Начальник оперативного сектора, генерал-майор Петров, его заместителем по оперативной работе майора Г.Б. Афанасенко, подполковник Г.Б. Парцханадзе, по войскам полковник Дроженко;
б) второй оперативный сектор – Чегемский, в состав Чегемского района, место дислокации с. Нижний Чегем, начальник сектора генерал-майор Прошин, его заместители: по оперативной работе –подполковник Г.Б Парцханадзе, по военной- полковник Шевцов[21].;
в) третий оперативный сектор- Хуламо-Безенгиевский, в составе Хуламо-Безенгиевского района, место дислокации с. Кашхатау, начальник сектора подполковник С.Б. Шестаков, его заместители: по оперативной работе подполковник Краснов, по войскам - подполковник Каменев;
г) четвертый сектор – Черекский, в составе Черекского района, место дислокации с. Куспарты, начальник сектора Г.Б. Клепов, по войскам полковник Алексеев, по оперативной работе – подполковник Г.Б. Хапов;
д) пятый сектор- Нальчикский, в составе г. Нальчика, с. Ташлы-Тала Лескенского района, с. Хабаз и Кичмалка Нагорного района, место дислокации - г.Нальчик, начальник сектора – подполковник Г.Б. Золотов, его заместители: по оперативной работе полковник милиции Егоров, по войскам- полковник Хорьков[22].
За одни сутки, 8-9 марта, целый народ был изгнан из своих домов, погружен в эшелоны и отправлены за тысячи километров от своих родных мест. Есть телеграмма, от 11 марта 1944г., Народного Комиссара Внутренних Дел Председателю ГКО СССР о ходе выселения балкарцев: «НКВД докладывает, что операция по выселению балкарцев из Кабардино-Балкарской АССР закончена 9 марта. Погружено в эшелоны и отправлено к местам нового поселения в Казахскую и Киргизскую ССР 37103 балкарца[23]. 8 апреля 1944 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР «О переселении балкарцев, проживающих в КБАССР и о переименовании КБАССР в Кабардинскую АССР»[24].
Этот указ полностью противоречил существующим тогда законам, являлся дискриминационным актом, не имеющим прецедента в истории права. Народ был выслан, а указ появился задним числом, после фактически совершившегося события. Известно, также, что Указы ВС СССР вступают в силу после того, как они утверждаются сессией Верховного Совета. Это произошло в июне 1946г., когда выселение давным-давно состоялось.
Правовая система Советского Союза не имела в своей структуре нормативного положения, предусматривающего коллективную ответственность и применение меры наказания по этническому признаку. Политика репрессий сталинского тоталитарного режима против целых народов являлось попранием советской Конституции, действующих законов и сопровождалось массовым нарушением гражданских прав.
Депортация повлекла за собой физическое уничтожение части балкарского этноса, насильственное разрушение всей структуры его политического, социально-экономического, культурного развития и привела к ликвидации его государственности - важной шкалы в системе советских ценностей. В новых местах жительства балкарский народ объективно был под угрозой исчезновения как этнос в силу тяжелых условий жизни и дисперсного расселения на огромной территории. Депортация балкарцев нанесла урон экономическому развитию всей республики, оставшемуся населению пришлось осваивать и поддерживать опустевшие земли по добровольно-принудительной схеме[25].
Административно-правовой статус спецпереселенцев - балкарцев был неопределенным: официально они не были лишены гражданских прав, в то же время были сосланы на спецпоселение. Разнообразные элементы структуры правового статуса гражданина - права, обязанности, гарантии, ответственность, гражданство и т.д. - не были подкреплены системой гарантий социального, экономического и правового характера. В местах спецпоселения труд явился основой существования депортированных балкарцев и способствовал в определенной мере развитию сельского хозяйства и местной промышленности Казахстана и Киргизии[26].
Первоначально идея защиты элементарных человеческих прав депортированных народов возникла в недрах политической эмиграции из СССР. Балкаро-карачаевская эмиграция использовала все возможности для облегчения тяжелого положения ссыльных северокавказских народов. С принятием в 1948г. Декларации прав человека на Западе утвердилось мнение, что права человека не являются внутренней проблемой государства. Проблема репрессированных народов в СССР стала приобретать международный характер[27].
В «секретном» докладе Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» впервые высшим должностным лицом страны была дана оценка совершенному сталинизмом геноциду в отношении репрессированных народов. В докладе прозвучало признание, что власть в официальных документах зачастую санкционировала создание картины, весьма далекой от реальной действительности. XX съезд, осудивший ошибки «периода культа личности», заложил фундамент реабилитации репрессированных народов. Съезд партии решил исправить допущенную в отношении балкарского и ряда других репрессированных народов несправедливость, восстановить их национальную автономию и тем самым обеспечить необходимые условия для их национального и культурного возрождения[28].
Советское правительство постановлением от 13 марта 1956г. впервые разрешило некоторым спецпереселенцам вернуться в родные края. 28 апреля 1956г. вышел Указ ПВС СССР о снятии ограничений по спецпоселению с балкарцев, крымских татар, турок-месхетинцев и членов их семей. Но это еще не было полным восстановлением их прав. В Указе говорилось, что снятие людей с учета спецпоселений не предполагает их возвращения на родину и компенсацию имущества, конфискованного при выселении[29].
24 ноября 1956г. ЦК КПСС принял постановление «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». В этом документе также были признаны допущенные ранее ошибки в национальной политике. 9 января 1957г. ПВС СССР издал указ «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР»[30]. Но в этом Указе отсутствовало правовая и политическая оценка Указа ПВС СССР от 08 апреля 1944г. и в особенности – его прямых обвинений в адрес балкарского народа, перечисленных в констатирующей части этого документа. В рамках КБАССР была воссоздана государственность балкарского народа и реализована программа социально-экономического и культурного характера. Однако не были сняты в полном объеме политические обвинения, послужившие поводом для депортации[31].
В период демократических преобразований конца 1980-х - начала 1990-х гг. в основу решения реабилитационной проблемы было положено правовое начало, приведшее к принятию Закона Верховного Совета РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". Этот акт создал правовую базу для концептуального решения проблем реабилитации и национального развития репрессированных народов на государственной основе. Однако практическая реализация Закона и устранение всех последствий депортаций осложнились радикальной политической реформацией, системным социально-экономическим кризисом и масштабными этнополитическими конфликтами в Северо-Кавказском регионе. [32].
День 28 марта, когда Верховный Совет республики преобразовал Кабардинскую АССР в Кабардино-Балкарскую АССР с 1994г. считается национальным праздником Кабардино-Балкарии, Днем Возрождения балкарского народа. Балкарцы вновь обрели свою национальную государственность, его представители стали включаться в работу государственных партийных органов.
Библиография
1Балкария. Депортация: свидетельствуют очевидцы. Вып. 2. Сост. М.А. Котлярова, В.Н. Котляров. Нальчик, 2004.
2Балкарцы: выселение, на спецпоселении, реабилитация. 1944-2001. Документы, материалы, комментарии. Сост. Х-М.А. Сабанчиев. Нальчик, 2001.
3Депортация народов СССР (1930-1950-е гг.). М., 1992.
Политика и право в сфере этногосударственных отношений Кабардино-Балкарии. Сост. 4С.И. Аккиева, Х.М. Думанов. т. 2. Москва-Нальчик, 2001.
5Иосиф Сталин – Лаврентию Берии: «Их надо депортировать». Документы, факты, комментарии. Сост. Н.Ф. Бугай. М., 1992.
6Реабилитация народов и граждан. 1954-1994 гг. Документы. Сост. И.И. Алиев. М., 1954.
7Час испытаний. Депортация, реабилитация и возрождение балкарского народа. Документы и материалы. Сост. Б.М. Зумакулов, А.Х. Каров. Нальчик, 2001.
8Боров А.Х. Депортация и реабилитация балкарского народа // Исторический Вестник. Нальчик, 2006. № IV. С.195.
9Сабанчиев М.А. Были сосланы навечно. Нальчик, 2004. С.7.
10Шабаев Д.В. Правда о выселении балкарцев. Нальчик, 1994.
11Депортация народов СССР (1930-1950-е гг.). М., 1992.
12Иосиф Сталин – Лаврентию Берии: «Их надо депортировать». Документы, факты, комментарии. /Сост. Н.Ф. Бугай. М., 1992.
13Аккиева С.И. Участие балкарского народа в Великой Отечественной войне на фронте и в тылу // Репрессированные народы: история и современность Нальчик, 1994. С.29.
14Балкарцы: выселение на спецпоселении, реабилитация. 1944-2001. Документы, материалы, комментарии. /Сост. Х-М.А. Сабанчиев. Нальчик, 2001.
15Час испытаний. Депортация, реабилитация и возрождение балкарского народа. Документы и материалы. /Сост. Б.М. Зумакулов, А.Х. Каров. Нальчик, 2001.
16Балкария. Депортация: свидетельствуют очевидцы. Вып. 2. /Сост. М.А. Котлярова, В.Н. Котляров. Нальчик, 2004.
17Реабилитация народов и граждан. 1954-1994 гг. Документы. /Сост. И.И. Алиев. М., 1954.
18Хутуев Х.И. Балкарский народ в годы Великой Отечественной войны и послевоенных период. Восстановление автономии балкарского народа. Дисс … к.и.н. Ростов н /Д., 1965..
19Сабанчиев Х.-М.А. Высылка балкарского народа в 1944.// Тарих. № 4.
20Сабанчиев Х.-М.А. Возвращение на родину. М.,2007.
21Сидоренко В.П. «Войска НКВД на Кавказе в 1944-45:исторический аспект». СПб, 2000.
22Зумакулов Б.М. Реабилитация балкарского народа. Нальчик, 1988.
23Зумакулов Б.М. Из новейшей истории балкарского народа. Нальчик, Нальчик, 1994.
24 Коваленко В., Костоев И.Правозащитники репрессированных народов. М., 1996
25Маремшаова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Кавказа. Нальчик, 2003.
26Медведев Р. Н.С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990.
27Бугай Н. Ф., Гонов А.М. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики. М., 2005.
28Бугай Н.Ф. Берия – И. Сталину: Согласно вашему указанию … М., 1995.
29Бугай Н.Ф., Гонов А.М. В Казахстан и Киргизию из Приэльбрусья. Н., 1997.
30Аксютин Ю.В.,АккиеваС.И., Башиев Х.Л.Репрессированные народы: история и современность. Нальчик, 1994.
31Алафаев А.А. Миннац России и проблемы реабилитации репрессированных народов.//Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппозиция и репрессии. Пермь, 1998.
32Алиев И. Реабилитация репрессированных народов – политический блеф или добрая воля руководства?//Конференция репрессированных народов РФ 1990-1992 гг. М., 1993.