С точки зрения социально-экономического развития депрессивных регионов проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных. Кризисное положение, сложившееся в инвестиционной сфере депрессивных регионов в период структурных преобразований, обусловлено рядом причин, основные из которых: общий кризис национальной экономики; резкое снижение эффективности регулирования инвестиционных процессов на всех уровнях экономики; политическая и экономическая нестабильность, высокие инвестиционные риски; неразвитая рыночная инфраструктура, слабое информационное, кадровое и техническое обеспечение управления инвестиционной деятельностью; инфляция, дезорганизующая инвестиционную деятельность, подавляющая стимулы к накоплению капитала и подрывающая внешние источники финансирования высокой ценой кредита; дефицит инвестиционных ресурсов, связанный с отвлечением финансовых средств из реального сектора экономики; налоговый пресс, сдерживающий развитие предпринимательства и инвестиционную деятельность и т.д.
На современном этапе достижение целей стабилизации и ускоренного развития депрессивных регионов возможно лишь на основе осуществления эффективной инвестиционной политики. Проблемы социально-экономического упадка депрессивных регионов можно решить, только используя комплексный подход. Нам представляется, что региональная политика не должна концентрироваться только на вопросах финансовой помощи депрессивным регионам, следует также задействовать внутренние резервы развития. Финансовую помощь депрессивным регионам следует оказывать с расширением использования рыночных рычагов и методов. Возможно предоставление дополнительных финансовых средств на конкурсной основе по результатам и эффективности работы местных властей по организации функционирования социальной сферы, созданию институциональных условий развития рынков товаров и услуг, труда и капитала и регулирования развития производства. По отношению к более благополучным регионам следует проводить политику невмешательства.
Задачу привлечения инвестиций в депрессивные регионы можно решить, создавая благоприятные условия инвестору. Важным моментом, определяющим привлекательность территории для вложения средств, является четкая определенность стратегических целей предполагаемого объекта инвестирования. Для этого необходимо определение долгосрочных (не менее 10 лет) ориентиров экономического развития страны, субъектов федерации и депрессивных муниципальных образований. На федеральном и региональном уровне стратегия развития определена, депрессивным муниципальным образованиям также следует разработать собственную стратегию развития.
В современных условиях по мере сокращения бюджетного финансирования на федеральном уровне и финансовой несостоятельности бюджетов депрессивных регионов в качестве основного источника инвестиционного финансирования выступают средства предприятий и организаций, размещенных на территории региона, а также средства иностранных и отечественных инвесторов. Органы власти должны осуществлять эффективную инвестиционную политику в депрессивных регионах для создания экономических возможностей достижения поставленных целей социально-экономического развития этих регионов. При этом основной и самой труднорешаемой проблемой является привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики депрессивного региона отрасли.
Стратегический механизм региональной инвестиционной политики по привлечению реальных инвестиций в промышленные и сельскохозяйственные предприятия депрессивных регионов должен представлять собой реализацию определенного перечня проектов и программ, составляющих функциональное единство, в рамках установленных мероприятий. Последние в механизме инвестиционной стратегии по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли депрессивного региона можно разделить на группы по содержательному признаку: нормативно-правовое регулирование деятельности; организация привлечения реальных инвестиций; информационное обеспечение инвесторов; экономическое стимулирование притока инвестиций; поддержка в установлении партнерских связей между предприятиями и инвесторами; содействие продвижению товаров и услуг отраслей промышленности и сельского хозяйства региона на рынки.
По рейтингу Национального рейтингового агентства «Эксперт РА» Республика Башкортостан входит в первую тройку среди субъектов по минимальному экономическому риску и законодательному обеспечению инвестирования. Постоянное повышение уровня рейтингов способствует улучшению условий привлечения заемных средств на внешних и внутренних финансовых рынках, позволяет успешно развивать связи с зарубежными кредитными организациями. На протяжении ряда лет Башкортостан по объемам инвестиций в основной капитал уверенно входит в первую десятку среди регионов Российской Федерации, однако по показателю инвестиций на душу населения республика занимает 38 место (таблица 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей, характеризующих инвестиционную деятельность в Республике Башкортостан*
|
1990 |
1995 |
1998 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб.[1] |
5,8[2] |
86432 |
12575 |
35497 |
54778 |
67421 |
84471 |
104108 |
в % к предыдущему году |
102,6 |
101,9 |
88,2 |
137,9 |
102,3 |
106,0 |
110,6 |
109,6 |
доля в РФ, % |
2,3 |
3,2 |
3,1 |
3,0 |
2,5 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
место среди субъектов РФ |
… |
4 |
5 |
7 |
7 |
9 |
9 |
10 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. |
1457 |
21223 |
3090 |
8626 |
13369 |
16502 |
20749 |
25660 |
место среди субъектов РФ |
… |
11 |
11 |
16 |
27 |
33 |
30 |
38 |
*Республика Башкортостан и отдельные субъекты Российской Федерации. Статистическое обозрение – Уфа: Башкортостанстат, 2007. – с. 9.
Основу нормативно-правовой базы, регулирующей отношения участников инвестиционного процесса, составляют федеральные законы: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях», «О финансовой аренде (лизинге)» и др. В нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан направленно на установление правовых гарантий инвесторам, активизацию инвестиционных процессов, использование разнообразных способов и механизмов привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Закон Республики Башкортостан «О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» предусматривает создание благоприятных условий для инвесторов и прямое участие органов государственной власти в инвестиционной деятельности: предоставление государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности; предоставление бюджетного кредита Республики Башкортостан субъектам инвестиционной деятельности; предоставление льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей, зачисляемых в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством, инициатору инвестиционного проекта, претендующего на государственную поддержку его реализации; предоставление налогового кредита и инвестиционного налогового кредита в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан; предоставление льгот по арендной плате за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан при реализации инвестиционного проекта; приобретение оборудования за счет средств бюджета Республики Башкортостан в собственность республики для его дальнейшего предоставления субъектам инвестиционной деятельности на льготных условиях; долевое участие Республики Башкортостан в уставном капитале юридических лиц, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.
Закон Республики Башкортостан «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» предусматривает организациям с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25%, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70% общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг): в течение 4 лет с момента государственной регистрации снижение на 4% ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет республики; при реализации приоритетного инвестиционного проекта Республики Башкортостан срок предоставления льготы продляется до 5 лет; в течение 3 лет с момента государственной регистрации освобождение от уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в бюджет РБ; меры государственной поддержки могут дополняться возмещением части процентной ставки по кредитам, полученным в банковских и иных кредитных организациях за счет средств бюджета РБ в размере 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ в соответствии с законом РБ бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год для приоритетных инвестиционных проектов.
Результат анализа применяемых в России механизмов инвестиционной политики показал, что предоставление налоговых льгот является базовым, наиболее распространенным элементом региональной системы стимулирования инвестиций. На уровне субъекта Федерации, его административных районов и муниципалитетов в целях повышения инвестиционной активности чаще всего используются следующие налоговые льготы: отсрочка выплаты налогов на прибыль, полученную в рамках финансирования инвестиционных проектов на период нормативных сроков их внедрения и освоения; освобождение от платежей из прибыли на срок нормативной окупаемости проекта; льготы по налогам в местные бюджеты; распространения действия инвестиционного налогового кредита на проекты по внедрению прогрессивных технологий.
Необходимость дальнейшего применения налоговых механизмов с целью социально-экономического развития депрессивных регионов не вызывает сомнения. При совершенствовании налогового законодательства в вопросе условий инвестирования важной задачей является снятие налоговых ограничений на прирост инвестиций, реинвестирование прибыли, списание издержек при реализации инвестиционных проектов и реализацию механизма ускоренной амортизации. Налоговые льготы должны предоставляться при условии наличия ТЭО и бизнес-плана проекта. Важным моментом при реализации инвестиционной политики является ее целевая направленность, должен осуществляться контроль целевого использования инвестиционных ресурсов. Механизмы стабилизации и развития депрессивных регионов будут эффективными, только если при их разработке и реализации будут учтены факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на социально-экономическую динамику.
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан в период с 2000 по 2006 гг. были проведены выборочные обследования инвестиционной активности организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Основной целью обследования являлось получение информации об инвестиционной активности организации в отчетном году и инвестиционных намерениях на следующий год. В результате обследования были количественно формализованы цели и направления инвестиций в основной капитал, факторы, сдерживающие инвестиционную деятельность, получена характеристика видов приобретаемого оборудования и масштабов развития вторичного рынка оборудования, проанализировано состояние основных фондов и потребность в инвестициях.
В таблице 2 представлены факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность в депрессивных регионах Республики Башкортостан. Результаты обследования показывают, что значимым для периода первых лет проведения обследования относительно последующих лет выступал фактор неопределенности экономической ситуации в стране, а также фактор несовершенной нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы. В течение всего срока проведения обследования основным фактором, сдерживающим инвестиционную деятельность, являлся недостаток собственных финансовых ресурсов. В современных условиях наиболее вероятным решением проблемы недостаточности финансов предприятий и организаций является привлечение заемных средств. Однако вторым по величине сдерживающим инвестиции фактором выступает высокий процент коммерческого кредита, за которым следует взаимосвязанный с ним фактор – сложности механизма получения кредитов для реализации инвестиционных проектов. Таким образом, повышению инвестиционной активности существенно поспособствует снижение процента по кредиту, а также упрощение процедуры составления кредитной заявки и получения кредита.
Таблица 2
Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность
(по данным выборочного обследования, в % к общему числу организаций)*
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Недостаточный спрос на продукцию |
11,5 |
11,3 |
8,3 |
10,4 |
6,5 |
12,5 |
8,4 |
Недостаток собственных финансовых средств |
23,8 |
23,0 |
34,0 |
36,0 |
39,7 |
36,6 |
38,1 |
Высокий процент коммерческого кредита |
19,7 |
19,3 |
18,8 |
18,1 |
14,7 |
21,3 |
22,8 |
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов |
13,6 |
11,9 |
12,2 |
10,9 |
14,2 |
10,6 |
12,4 |
Инвестиционные риски |
10,5 |
15,0 |
11,0 |
10,4 |
11,0 |
7,9 |
6,4 |
Неудовлетворительное состояние технической базы |
13,6 |
7,6 |
7,9 |
7,8 |
6,0 |
4,2 |
4,5 |
Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал |
7,4 |
11,9 |
7,9 |
6,3 |
7,9 |
6,9 |
7,4 |
*Таблица составлена на основе: Инвестиционная и строительная деятельность в Республике Башкортостан. Статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2008. – с. 36.
Влияние факторов отражается и на структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. Структура источников инвестиций в основной капитал в целом по Республике Башкортостан и ее депрессивным регионам существенно отличается (рисунок 1). В депрессивных регионах низка доля собственных средств 35% при 45% по республике. В инвестициях в основной капитал велика доля средств федерального и республиканского бюджетов (6 и 19% и соответственно 3 и 13% по республике), средств внебюджетных фондов (4% в депрессивных регионах, 1% – в республике). Значительная доля бюджетных средств, особенно республиканского и местного бюджетов, доказывает особую значимость с точки зрения стабилизации депрессивных регионов проведения региональной инвестиционной политики.
Исследование источников инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в динамике показало, что доля заемных средств в структуре инвестиций невысока, хотя в последние годы их значение существенно возросло. Банковские кредиты и другие займы составляют в структуре инвестиций не большую часть (12% в депрессивных регионах, при 14% по республике). Следовательно, имеется потенциал развития кредитной сферы в депрессивных регионах республики.
Рисунок 1 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2007 г. (в процентах к итогу)[3]
Нам представляется, что реализация механизмов стабилизации и развития депрессивных регионов с целью наиболее эффективного использования социально-экономического потенциала депрессивных территорий должна основываться на проведении экономического и институционального аудита региона, который представляет собой детальную оценку существующего экономического, природно-ресурсного, социального, туристского и иного потенциала и включать в себя: анализ состояния отраслей экономики депрессивных регионов; SWOT-анализ ключевых аспектов развития депрессивных регионов; выявление критических факторов успеха; формулировка базовых целей развития депрессивных регионов; определение и выбор стратегии развития регионов; определение основных программ в структуре стратегии.
С помощью подробного исследования, базирующегося на SWOT-анализе депрессивных регионов выявляются слабые и сильные стороны инвестиционного процесса, воздействуя на которые, органы государственной власти и управления могут либо снизить негативное влияние первых, либо усилить позитивное влияние вторых; определяются возможности и угрозы, представляющие собой отдельные стороны внешней среды и отражающие особенности инвестиционного климата региона.
Для каждой депрессивной территории следует проводить детальные исследования причин упадка, выявлять особенности и индивидуальные черты социально-экономической депрессии. При этом акцент следует сделать на системную совместную работу с жителями депрессивных регионов, так как без их непосредственного участия планы развития депрессивных территории не могут быть реализованы. Внешние консультанты могут только помочь раскрыть существующий потенциал и найти пути его практического использования. Исследование депрессивной территории поможет выявлению тех объектов, потенциала и возможностей, которые можно использовать для создания привлекательных и прибыльных предприятий, проектов.
Одним из механизмов формирования благоприятного инвестиционного климата депрессивных регионов является совершенствование рекламной деятельности и системы информационного обеспечения инвесторов. С целью формирования благоприятного имиджа и брэнда депрессивной территории, его позиционирования необходима разработка маркетинговых мероприятий и сегментация рынка с целью продвижения создаваемых продуктов и привлечения инвесторов. Следует регулярно публиковать рекламные и информационные издания (буклеты, каталоги), проводить конференции, консорциумы, презентации регионов в России и за рубежом.
Для проведения анализа инвестиционных проектов с целью предоставления государственных гарантий инвесторам необходимо наличие полной информации об альтернативных проектах. Эту проблему может решить формирование региональных информационных центров, которые должны не только оценивать инвестиционные проекты, но и осуществлять общеэкономический мониторинг в регионе, обеспечивать проведение на должном уровне экспертизы разрабатываемых программ и проектов. Проведение анализа инвестиционных проектов целесообразно учреждать с участием местной администрации, государственных статистических и других заинтересованных органов путем создания городских и районных маркетинговых служб, готовящих информацию для потенциальных инвесторов. Информация для частных лиц и организаций может предоставляться на платной основе через защищенные информационные сети. Создание рынка альтернативных инвестиций окажет существенное положительное влияние на привлечение финансовых ресурсов в депрессивные регионы.
Традиционным механизмом привлечения финансовых ресурсов в депрессивные регионы является создание зон благоприятствования, принцип действия которых заключаются в установлении особого режима инвестирования для депрессивных регионов с учетом приоритетности развития отдельных отраслей (и даже предприятий), особенностей происходящих на территории воспроизводственных процессов. При создании зон благоприятствования в депрессивных регионах необходимо соблюдение баланса развития между соседними территориями, а также исключить конкуренцию новых зон между собой в привлечении специалистов. Специальный режим инвестиционной деятельности, определяющий налоговые и таможенные льготы на данных территориях, пользователями которых будут только некоторые предприятия, реализующие инвестиционные проекты, отвечающие определенным требованиям. Снижение налогового бремени на предприятия, имеющие потенциал к развитию, приводит к их заинтересованности в работе, повышению числа рабочих мест, что непосредственно отражается на социально-экономическом развитии депрессивных территорий.
Одним из наиболее эффективных инструментов снижения инвестиционных рисков в мировой практике считается страхование. Это особенно важно в депрессивных регионах, где необходимы высокоэффективные механизмы защиты инвестиционных проектов. В их разработке большую помощь окажет использование опыта стран, в которых успешно реализуются программы защиты инвесторов. В зарубежной практике для активизации и поддержки инвестиционного процесса основной упор делается на формирование системы страхования имущества, залоговой деятельности, предоставления государственных гарантий. Системы предоставления на территории депрессивных регионов государственных гарантий инвесторам, страхования некоммерческих инвестиционных и эксплуатационных рисков с привлечением для этих целей средств федерального и регионального бюджетов позволят сгладить неблагоприятные условия инвестиционной деятельности.
Одним из факторов устойчивого социально-экономического развития депрессивных регионов является развитие малого предпринимательства, которое способствует обеспечению занятости населения, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений, формированию среднего класса. В настоящее время в малом бизнесе занято более 20% трудовых ресурсов Башкортостана. Малое предпринимательство представлено практически во всех видах экономической деятельности. Наибольшее развитие получило оно в оптовой и розничной торговле, строительстве, в виде операций с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг, обрабатывающих производствах. Малые предприятия обеспечивают более 12% республиканского объема отгруженных товаров. В 2007 г. они обеспечивали весь выпуск спичек, стальной сетки, пористых наполнителей, более 90% республиканского выпуска металлопластиковых окон и дверей, 40% швейных изделий, лакокрасочных материалов, мебели. Вместе с тем в сельском хозяйстве доля малых предприятий незначительна и не превышает 3%.
Малое предпринимательство может сыграть большую роль в выходе депрессивных регионов Башкортостана из состояния глубокого социально-экономического упадка. Однако очевидной является неравномерность развития малого предпринимательства по отраслям. В условиях депрессивных регионов существует необходимость государственного регулирования малого предпринимательства. Под системой государственного регулирования малого предпринимательства понимается экономическое, правовое и институциональное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития субъектов малого предпринимательства. Данная система включает различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Потенциальные возможности для развития малого предпринимательства на территории депрессивного региона содержатся в отраслях автомобильного транспорта, строительства, «агротуризма» и др.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в депрессивных регионах необходимо создание эффективной системы информационной поддержки его, а также дальнейшая активизация деятельности банковского сектора в кредитовании малого бизнеса. При этом возможными механизмами являются: субсидирование процентной ставки по кредитным договорам субъектов малого предпринимательства, компенсация части страховых взносов по договорам страхования малого бизнеса, субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, производящих высокотехнологичную продукцию а также товары (работы, услуги) на экспорт.
Развитие форм взаимодействия малого и среднего бизнеса (усиление межотраслевого взаимодействия) с крупным бизнесом, плановая и целенаправленная организация производственной кооперации крупных предприятий с малыми, создание в регионах сети малых предприятий по производству продукции на базе и при содействии крупных предприятий может послужить фактором, активизирующим развитие бизнеса в депрессивных регионах.
Крупные хозяйственные структуры проводят более активную инвестиционную политику, наиболее глубокую модернизацию деятельности предприятий, так как имеют значительные ресурсы, могут последовательно концентрировать их на отдельных объектах. Крупномасштабные проекты, реализуемые в Республике Башкортостан, являются инвестиционно привлекательными, что подтверждается высокими оценками ведущих мировых рейтинговых агентств инвестиционного климата региона.
Получение в 2006 г. Уральской горно-металлургической компанией (УГМК) в доверительное управление сроком на пять лет контрольных пакетов акций трех предприятий депрессивных регионов Башкортостана: ОАО «Башкирский медно-серный комбинат» (БМСК), ЗАО «Бурибаевский ГОК» и ОАО «Хайбуллинская горная компания» позволило начать реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов. Акции металлургических компаний были переданы в соответствии с подписанным УГМК-холдингом и правительством Республики Башкортостан протоколом о развитии цветной металлургии. Интересы компании и правительства республики совпадают: холдинг заинтересован в расширении сырьевой базы, а республика – в интенсивном развитии горно-металлургического комплекса, которое позволяет расширить налогооблагаемую базу и создать дополнительные рабочие места. Главное условие передачи предприятий в доверительное управление – выполнение совместно разработанной сторонами инвестиционной программы. Она предусматривает: во-первых, строительство Хайбуллинского ГОКа мощностью 3,4 млн. тонн медно-колчеданной руды в год на базе Подольской группы месторождений (минимальный объем инвестиций УГМК – 40 млн. долларов); во-вторых, строительство цинкового завода в Сибае на базе БМСК мощностью до 100 тыс. тонн металлического цинка в год (объем инвестиций – 120 млн. долларов); в-третьих, реконструкцию Октябрьского подземного рудника мощностью до 400 тыс. тонн руды в год, на которую пойдет большая часть вложений в Бурибаевский ГОК. Основные расходы по всем проектам понесет УГМК, стоимость реализации всей инвестиционной программы около 350 млн. долларов.[4]
Механизмом привлечения финансовых средств в депрессивные регионы Республики Башкортостан может стать обеспечение доступа крупных инвесторов к привлекательным инвестиционным проектам республики на условиях участия данных инвесторов в паевом фонде. Средства данного фонда будут направляться на осуществление инвестиций в депрессивных муниципальных образованиях. При этом может быть введен особый режим налогообложения участников данного фонда, налоговые каникулы, налоговые льготы и прочее.
Предоставление государственных гарантий защиты инвестиций от принудительных изъятий в случае изменения законодательства; предоставление гарантий использования полученных инвесторами в результате инвестиционной деятельности доходов также является одним из способов привлечения инвестиций в депрессивный регион. Данный механизм может быть реализован путем создания залогового фонда инвестиций, источниками которого выступят средства регионального бюджета, активы внебюджетных фондов, природно-сырьевые ресурсы и недвижимость, находящаяся в собственности региона.
Существенным фактором повышения инвестиционного потенциала депрессивного региона может стать широкое применение лизинга. Актуальность развития лизинга в депрессивных регионах обусловлена, прежде всего, неудовлетворительным состоянием парка оборудования многих предприятий (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т.д.). На начало 2008 г. степень износа основных фондов в целом по Республике Башкортостан составила 35%, в депрессивных муниципальных образованиях республики – около 40%.
Активное развитие лизинга в депрессивных регионах возможно на основе освобождения от таможенных пошлин приобретаемого на условиях лизинга оборудования, машин, транспортных средств, освобождения банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления кредитов для реализации операций финансового лизинга. Преимуществами лизинга в депрессивных регионах являются: возможность осуществления платы за лизинг из суммы доходов, получаемых в результате использования предоставленного оборудования; увеличение оборотного капитала за счет равномерного распределения затрат на весь срок действия договора лизинга и отсутствия крупных затрат, воплощенных в средствах производства; оптимизация налоговых отчислений путем уменьшения размера налогооблагаемой прибыли за счет отнесения лизинговых платежей на производственные расходы; экономия финансовых ресурсов за счет трансакционных издержек, связанных с трудоемкими операциями по приобретению имущества (заключение договора купли-продажи, осуществление платежа и т.д.), созданию и обслуживанию (амортизационные отчисления, уплата налогов на основные средства, страхование), по ликвидации и продаже имущества; возможность выкупа оборудования, продления лизингового соглашения или обмена имущества на более современное.
В настоящее время на уровень регионов и муниципалитетов передано значительное количество полномочий, не всегда обеспеченных финансовыми ресурсами. Для субъектов Российской Федерации и муниципалитетов создание условий для диалога с бизнесом в рамках обеспечения устойчивых темпов развития региона (муниципалитета) становится насущной необходимостью. В целях повышения инвестиционной привлекательности регионов следует активизировать использование частно-государственного партнерства. Можно выделить следующие направления взаимодействия бизнеса и государства, привлечения частного капитала для развития экономической и социальной сферы депрессивных регионов:
– обеспечение участия бизнеса в разработке и реализации стратегии развития депрессивных регионов. Речь в данном случае идет как о комплексной стратегии развития региона, так и об отдельных сферах, например инфраструктуры депрессивного региона. Одним из ключевых направлений в данной сфере может стать определение оптимальных стимулов для привлечения бизнеса в депрессивный регион – выявление наиболее привлекательных льгот, направлений улучшения предпринимательского климата, ликвидации административных барьеров и т.д.;
– участие бизнеса в реализуемых органами власти проектах развития в депрессивных регионах. При этом бизнес может участвовать в реализации существующих проектов и выступать со своими предложениями по новым механизмам развития наиболее сложных регионов;
– активное использование таких механизмов привлечения инвестиций в депрессивные регионы, как концессионные соглашения.
Активизация использования частно-государственного партнерства в депрессивных регионах обуславливает необходимость создания единого республиканского методического центра по вопросам частно-государственного партнерства с образованием межмуниципальной филиальной системы, разработку механизма взаимодействия с республиканскими и федеральными венчурными фондами для финансирования инвестиционных проектов Республики Башкортостан.
Механизмами частно-государственного партнерства в депрессивных муниципальных образованиях Республики Башкортостан могут выступать: ведение динамического инвестиционного паспорта региона и муниципальных образований Башкортостана с использованием геоинформационных систем в виде бизнес-карт территорий; заключение концессионных соглашений в отношении объектов социального значения; организационно-методическая помощь органам местного самоуправления в рамках реализации соглашений между инвесторами и муниципальными образованиями Башкортостана; проведение курсов, семинаров повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих по вопросам частно-государственного партнерства в республике; освещение вопросов развития частно-государственного партнерства в Республике Башкортостан в средствах массовой информации, проведение форумов, конференций, семинаров и «круглых столов» по вопросам частно-государственного партнерства в Республике Башкортостан.
Создание республиканской сети территориальных и муниципальных бизнес-инкубаторов также послужит социально-экономическому развитию депрессивных регионов. Основными целями организации бизнес-инкубаторов является создание благоприятных условий для организации и становления новых предприятий, ориентированных на местную экономику, участие в формировании комплексной системы развития и поддержки предпринимательской деятельности.
Депрессивные муниципальные образования находятся в непосредственной территориальной близости друг от друга. В условиях Башкортостана ареалом депрессивности выступают уральские и зауральские муниципальные районы республики. Возможным современным инструментом повышения качества жизни населения может быть реализация межмуниципальных проектов и программ с привлечением бизнес-структур. Заказчиком межмуниципальных программ выступят органы власти региона, которые, основываясь на программно-целевых принципах, возьмут на себя большую часть управления, обеспечения эффективного взаимодействия между субъектами и объектами управления.
В настоящее время на территории депрессивных районов Республики Башкортостан, планируются или находятся на начальной стадии реализации несколько крупных инвестиционных проектов, общая стоимость которых составляет 90 млрд. руб. (более детальная информация о проектах, их целях, участниках, стоимости, сроках и этапах реализации представлена в таблице 3).
Таблица 3
Крупномасштабные инвестиционные проекты, реализуемые в депрессивных муниципальных образованиях Республики Башкортостан*
Место реализации |
Наименование проекта |
Стоимость |
Срок реализации |
Белорецкий район |
Строительство лесоперерабатывающего комплекса «Экобумпром» с целлюлозно-бумажным комбинатом |
17,0 млрд. руб. |
2007-2010 гг. |
Хайбуллинский район |
Вскрытие и отработка запасов Октябрьского месторождения для добычи медно-цинковой руды |
1,06 млрд. руб. |
2007-2027 гг. |
Вскрытие и отработка запасов Юбилейного месторождения для добычи медно-колчеданных и бурожелезняковых золотосодержащих руд открытым способом |
7,2 млрд. руб. |
2006-2022 гг. |
|
Строительство опытно-промышленного участка кучного выщелачивания золота из бурожелезняковых руд Юбилейного месторождения |
700 млн. руб. |
2006-2008 гг. |
|
Абзелиловский, Белорецкий, Бурзянский районы |
«Туристско-рекреационная зона «Урал» |
10 млрд. руб. |
2007-2010 гг. |
Создание туристическо-развлекательного комплекса «Золотое кольцо Башкортостана» |
На 1 этапе 10 млрд. руб. |
2006-2008 гг. |
* По данным http://minprom.bashkortostan.ru (Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ).
Стратегическим направлением для Башкортостана и ее депрессивных регионов может выступать развитие туристическо-рекреационного комплекса. Республика обладает уникальными возможностями по развитию туризма (горнолыжного спорта, альпинизма, горного туризма и т.п.). Природно-климатические условия, топология склонов, площади возможного освоения для горнолыжных трасс аналогичны возможностям лучших европейских горнолыжных центров. В республике имеются благоприятные условия для создания туристических горнолыжных центров мирового класса. Для развития туристической отрасли и создания в течение пяти-шести лет конкурентоспособных европейских туристических центров следует предоставить налоговые льготы (либо налоговый кредит на 5 лет, с гарантией возврата за счет средств республиканского бюджета) фирмам и частным лицам, инвестирующим средства в объекты туристического бизнеса в туристическо-рекреационной зоне «Урал», которая располагается на территории нескольких депрессивных муниципальных образований, среди которых депрессивные Абзелиловский и Белорецкий районы республики.
Развитие производства и розлива питьевой воды может быть организовано в депрессивных регионах, производство по изготовлению облегченной стеклотары обуславливает создание этого производства, организацию маркетинговой системы для продвижения и реализации продукции на национальном и международном рынках. Данное направление инвестирования обладает также благоприятным социальным эффектом – обеспечение экологически чистой фасованной водой лечебных, санаторно-лечебных и детских учреждения.
Важным направлением является развитие в депрессивных регионах производств строительных материалов. По данным Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан в республиканский фонд общераспространенных ископаемых, которые могут использоваться в производстве строительных материалов, включает более 900 месторождений, из которых эксплуатируется не более 30%. Преобладающее количество месторождений сосредоточено в центральной зоне республики. По 10 и более месторождений сконцентрировано в Баймакском, Караидельском, Кармаскалинском, Краснокамском, Куюргазинском, Стерлитамакском, Уфимском муниципальных районах. В целом по республике добыча общераспространенных полезных ископаемых в среднем не превышает 1% от величины учтенных балансовых запасов. В то же время в республике отсутствуют разведанные запасы мела и облицовочных камней, пригодных для получения высококачественной облицовочной плитки, дефицит покрывается, в основном, за счет ввоза из других регионов России. Имеющийся потенциал обосновывает экономическую целесообразность развития производств строительных материалов в депрессивных регионах республики.
Важным механизмом содействия отраслям промышленности и сельского хозяйства является государственный заказ товаров и услуг, производимых на территории депрессивных регионов, который следует использовать, отдавая предпочтение в первую очередь продуктам, заменяющим ввоз. Однако данный инструмент может иметь негативные последствия: в результате заключения государственных контрактов с фирмами из депрессивных ареалов возможно снижение конкуренции на региональных рынках. Государственный заказ следует применять только с учетом особенностей конкурентной среды депрессивных регионов.
Таким образом, активизации инвестиционной деятельности в депрессивном регионе должно быть отведено центральное место в экономической политике, реализуемой как на федеральном, так и региональном уровне. В целях социально-экономической стабилизации депрессивные территории следует рассматривать в качестве территорий приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности. Установление особого режима инвестирования для депрессивных регионов является важнейшим условием общего оздоровления экономической ситуации и создания благоприятного инвестиционного климата. Льготами на территории депрессивных регионов должны пользоваться только предприятия, реализующие инвестиционные проекты и отвечающие определенным требованиям. Налоговые льготы должны предоставляться при условии наличия технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта и контроле целевого использования средств. Развитие инвестиционного потенциала региона предполагает формирование объективной системы налогообложения, способствующей уменьшению дифференциации доходов, формированию оптимальной структуры рентабельности отраслей экономики и, как следствие, увеличению платежеспособного спроса населения, инвестиционной активности и привлекательности депрессивного региона, развитие приоритетных отраслей экономики.
[1] С 1990, 1995 гг. – капитальные вложения.
[2] Млрд. руб.
3 Тыс. руб.
[3] Составлено по данным http://minprom.baskortostan.ru (Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан)
[4] УГМК получила в управление три башкирских предприятия «Эксперт Урал» №22 (149)/14 июня 2004 «Эксперт online 2.0» (http://www.expert.ru/printissues/ural/2004/22/22ur-upov3/)