Одной из основных задач гармоничного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание гуманных, нравственных отношений к окружающему миру.
В психолого-педагогических исследованиях доказано, что в дошкольном возрасте происходит становление и развитие нравственной сферы ребят, что способствует формированию нравственных качеств (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.).
Важнейшим фактором, оказывающим решающее влияние на формирование нравственных, заботливых качеств личности является семья.
Ведущим компонентом педагогического потенциала семьи является, несомненно, внутрисемейные отношения, которые играют важнейшую роль в формировании личности. В первую очередь это относится к отношениям между супругами, между родителями и детьми. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии личности дошкольника обусловлено тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которым сталкивается ребенок с момента рождения. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым.
Особую роль в нравственном развитии ребенка играет его близость с матерью в первые годы его жизни. Материнская любовь и забота являются наиболее желательным источником удовлетворения чувств ребенка, стимулятором его развития. Именно в этом заключается одно из самых важных преимуществ семейного воспитания перед другими воспитательными институтами.
Забота родителей и детей друг о друге является одним из социально – психологических механизмов становления и развития личности ребенка. Именно в процессе общения, взаимодействия со взрослыми ребенок познает правила и нормы человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления, идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта в собственной деятельности.
Наиболее важным для развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе родственных отношений, порождающих целый спектр интимно – эмоциональных, т.е. глубоко личных, душевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как родительская, сыновья (дочерняя) любовь и привязанность. Им в большей мере, чем другим присущ глубоко личный контакт, сердечность, отзывчивость, доверие, искренность, взаимное понимание, чуткость и забота друг о друге. Совокупность этих нравственных ценностей, лежащих в основе взаимоотношений между членами семьи и составляет нравственно – эмоциональную основу семейных отношений, а глубина и насыщенность семейных отношений этими ценностями – их нравственно – эмоциональную выразительность, которая играет незаменимую роль в формировании личности.
В семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько члены семьи (дети), обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других.
В своем исследовании мы рассматриваем особенности проявления детьми заботливого отношения к окружающему. Нас интересовало, кто, по мнению детей, больше всего нуждается в заботе, какое место в этом ряду занимает природа. С этой целью проводились, беседы с детьми (индивидуальные, групповые, по рисункам), предлагались проблемные ситуации нравственного характера, использовались ситуационные картинки. Кроме того, проводились систематические наблюдения за поведением детей в ситуациях, предполагающих проявление заботы и сострадания. Важно было определить, как дети понимают слово заботливость, о ком считают нужным заботиться, какое место в процессе проявления заботливости занимает природа. С этой целью, мы фиксировали высказывания и особенности поведения детей, обращали внимание, на проявление ими доброжелательности и отзывчивости по отношению к окружающей их природе (животным и растениям), стремятся ли помочь им, или, наоборот, оставляют объекты природы без поддержки, насмехаются, издеваются над ними, проявляют негативные формы поведения, затрудняющие воспитание заботливости.
Результаты обследования показали, что дети считают необходимым проявлять заботу о членах своей семьи. Так, на вопрос, о «ком необходимо заботиться?», они отвечали: о маме – (37%), о папе – (14%), о бабушке – (8%), о дедушке – (6%), о маленьких детях – (3%), о младшем братике (сестренке) – (4%), о друзьях – (4%), о знакомых – (4%), о кошке – (2%), собаке – (1%).
При этом выяснилось, что понятие заботливость для дошкольников вполне конкретно, и они готовы проявлять это качество только по отношению тех, кто находится рядом. Если в семье есть дедушки и бабушки, братья и сестры, то их дети так же включают в орбиту своего внимания.
В ходе работы мы выявили, что большинство дошкольников, среди нуждающихся в их заботе в первую очередь выделяют родителей, реже других членов семьи, то есть, о «близких» людей.
Причиной такой избирательности является личный опыт ребенка и пример взрослого. Так, например, девочка, имеющая дома младшего братика, говорит: «Я помогаю маме заботиться о братике» (Катя Д.). Те, кто видит, как родители заботятся о других членах семьи (младшем брате, сестре, или о пожилом человеке (бабушке, дедушке), понимают важность и необходимость этого.
Полученные данные свидетельствуют о том, что более трети детей на первое место ставят заботу о маме, именно она, по их мнению, больше всего нуждается в ней. Ребята готовы «помочь донести маме до машины тяжелую сумку» (Артем К.), «помочь маме доварить вермишель» (Ира И.), «помыть посуду» (Марина З.), «помыть пол, вытереть пыль» (Алина Е.), «постирать, погладить» (Даша Р.).
Мы видим из результатов, что представления о заботе, у дошкольников, прежде всего, связано с выполнением взрослыми какой- либо домашней работы. Она для них более очевидна, понятна и, выполняется как правило мамой. Именно поэтому, гораздо меньшее число опрошенных (14%), считают нужным проявлять заботу о папе («Помочь папе пропылесосить» - Паша Р.). Интересна аргументация, которая при этом выдвигается: «о папе не надо заботиться, он сильный, крепкий и заботится обо всей семье» (Оля С.). Сами родители были крайне удивлены, узнав позицию ребенка по отношению к отцам.
В тех семьях, где имеются бабушки и дедушки, дети отмечали, что они тоже требуют заботы, но какой именно, не могли сказать. Нас насторожило то, что из понятия заботливое отношение у большинства дошкольников пропадает эмоциональный компонент. Многие отвечали, что у них «нет денег» для того, чтобы проявить заботу о ком–либо. Такое прагматическое отношение ребят, показывает незнание разнообразных способов проявления заботливости, таких, как: сказать доброе слово, посидеть рядом, обнять человека и т.д. Восполнить этот недостаток, на наш взгляд возможно, в процессе взаимодействия ребенка с природой. Возникающие при этом чувства (жалость, ответственность) заставляют дошкольника проявлять свою заботу в конкретных действиях. Это в определенной степени подтвердилось и при обследовании детей.
Тех, кто, выразил готовность проявить заботу о животных, оказалось немного (всего 3%). Это были дети, у которых в доме есть животные («Мне жалко, когда наша Муська голодная, я сразу даю ей поесть» - Ира И.)
Показательно, что никто из опрошенных не считает предметом своей заботы растения. Это объясняется тем, что дошкольники не воспринимают их как живые организмы и даже элементарный уход за растениями (полив, удаление пыли) не связывают с проявлением заботливости.
Таким образом, обобщая полученные данные, можно сказать, что основная часть опрошенных, проявление заботливости понимает как оказание непосредственной помощи родителям и близким людям. Дети чаще всего не осознают необходимость заботиться о животных, растениях имеющихся дома и в детском саду. Это связано с тем, что взрослые, как правило, не привлекают ребят к систематическому и самостоятельному уходу за питомцами. В результате дошкольники либо воспринимают живое (особенно животных) как предмет для игр, либо вообще забывают об их существовании.
Родители поддержали наше мнение о том, что необходимо специально формировать у детей осознанное, заботливое отношение к окружающему, учить проявлять заботу не только о членах семьи, но и о других людях, оказывать им помощь, отзываться на боль и радость окружающих, понимать и неравнодушно относиться к той заботе, которую проявляют по отношению к ним взрослые. Родители хотели бы, что бы их ребенок был способен испытывать чувства сострадания, жалости ко всем, кто в этом нуждается. В их число они включали так же животных и растения. Такие пожелания свидетельствуют о важности проведения специальной работы по воспитанию у детей заботливости.
На основе анализа полученных результатов, мы выделили основные положения, по которым следует осуществлять взаимодействие с семьей по формированию у старших дошкольников такого нравственного качества как заботливость.
Прежде всего, необходимо, что бы взрослые, окружающие детей, понимали, что заботливость это важное личностное качество, которое формируется у детей на эмоциональной основе и проявляется в деятельности.
Требуется уточнение самого понятия, «заботливое отношение», применительно к детям дошкольного возраста.
Ребенку важно осознать, что каждый может проявить заботу о тех, кто в ней нуждается. При этом, собственный пример всех членов семьи, оказывает на дошкольника большой воспитательный эффект.
Наличие в доме животных и растений создает условия для проявления заботливости. Однако добиться результата можно лишь тогда, когда у детей имеются постоянные обязанности по уходу за ними. Ребенок должен понять, что от его действий зависит жизнь и состояние как животных, так и растений.
Опыт заботливого поведения у детей приобретается на основе единства педагогических требований всех членов семьи при тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением.
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 352 с.
2. Выготский Л.С. Психология. – М.:Из-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008 с.
3. Козлова С.А. «Я-человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. – М., 1996. - №6. – с.59-65.
4. Маркова Т. А. Педагогические условия формирования экологической
воспитанности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.
канд. пед. наук. - СПб., 1999. -19 с.
5. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания
6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь. 1992. – 214 с.