Эффективное транспортное обслуживание населения играет важную роль в развитии экономики региона. Пассажирский авиатранспорт, удовлетворяя потребности населения в передвижениях, создает предпосылки для нормального функционирования экономики региона, служит решению задач социального прогресса общества, предоставляет им возможностей пользоваться услугами территориально рассредоточенных звеньев социальной инфраструктуры.
Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Однако он не может существовать в единстве от товарного рынка и развивается в рамках общих законов рыночной экономики. Тем не менее, рынок транспортных услуг имеет ряд специфичных отличительных особенностей, которые отражают степень удовлетворенности спроса населения на транспортные услуги. Транспортная система Республики Таджикистан включает в себя следующие виды транспорта:
- железнодорожный,
- автомобильный,
- авиационный,
- трубопроводный.
По качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг Республика Таджикистан отстает от уровня развития ведущих стран мира, тем не менее, рынок транспортных услуг динамично развивается как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Переход экономики к рыночным отношениям требует четко оценить преимущества рыночной системы. Если при планово-централизованной системе в качестве основного звена выступал план, то вся рыночная система основана на саморегулирующемся рынке. Рынок является основным координатором деятельности предприятия. Он устанавливает свободные связи между производителями и потребителями. Рыночная система очень подвижна и динамична, способна быстро реагировать на изменение потребностей.
Динамика изменения объема перевозки пассажиров различными видами транспорта в Республике Таджикистан за 2001-2007гг.
(млн. пасс.)
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2007г. в % к 2001г. |
2007г. в % к 2006г. |
Весь транспорт |
171,6 |
225,9 |
265,5 |
340,6 |
398,4 |
415,4 |
429,2 |
2,5 раза |
103,32 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
автотранспорт предпринимателей |
34,8 |
67,6 |
125,9 |
200,3 |
250,9 |
240,1 |
292,6 |
8,4 раза |
121,85 |
автотранспорт не общего пользования |
12,4 |
35,2 |
16,0 |
8,0 |
20,7 |
31,2 |
34,3 |
2,77 раза |
109,94 |
транспорт общего пользования |
124,4 |
122,9 |
123,1 |
108,0 |
102,1 |
101,3 |
102 |
81,99 |
100,69 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
автобусный |
97,2 |
98,1 |
99,0 |
82,5 |
82,8 |
75,8 |
78,3 |
80,56 |
103,29 |
таксомоторный |
2,7 |
2,6 |
2,4 |
2,3 |
1,8 |
1,8 |
1,3 |
48,15 |
72,22 |
электрический |
23,8 |
21,3 |
21,1 |
21,9 |
16,5 |
22,6 |
21 |
88,24 |
92,92 |
железнодорожный |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
2 раза |
114,29 |
авиационный |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
2 раза |
150,00 |
международный транспорт |
- |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
- |
100,00 |
Рассчитано автором на основе: Cтатистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). - Душанбе, 2008, стр.318.
Проведенные расчеты показывают, что авиационный транспорт будет играть важную роль в развитии экономики страны на ближайшие годы. К основным особенностям рынка услуг пассажирского авиатранспорта можно отнести:
1. Высокую динамичность и мобильность рыночных процессов
2. Транспортную сегментацию
3. Специфику организации производства услуг
4. Локальный характер
5. Специфику процесса оказания услуг
6. Неопределенность результата деятельности по оказанию услуги
7. Высокую скорость оборота капитала
8. Высокую степень чувствительности к изменениям рыночной среды
Значительную долю в общем объеме капитальных вложений в строительстве по Республике Таджикистан занимает транспортная отрасль, в которую за период 2006года вложено 150,7млн. сомони или 25,4% от общего объема капитальных вложений. По сравнению 2005 годом, объем возрос в 2,4 раза. Фактически введено в действие основных фондов на 29,6 млн.сомони, 19,6% к объему капитальных вложений (52,3% к уровню 2003 г.). Объем капитальных вложений в автодорожную сферу составил 112,1 млн. сомони. Введено в действие основных фондов в размере 541,3 тыс. сомони или 0,5% от общего объема капитальных вложений в автодорожную сферу.
Ниже уделено внимание исследованию формам зависимости объема перевозки пассажиров и грузов авиационным транспортом в Республике Таджикистан за 2000-2008 годы (рис. 1,2,3).
Рис.1.
Рис.2.
Рис.3.
Проведенные экспериментальные расчеты показывают, что авиационный транспорт будет играть важную роль в развитие экономики страны на ближайшие годы.
Основной задачей пассажирского авиационного транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребности населения в перевозках, повышение эффективности и качества транспортного обслуживания. Пассажирский авиационный транспорт превратился в один из основных и наиболее распространенных видов пассажирского транспорта страны. Ему принадлежит ведущая роль в обеспечении транспортных потребностей населения, массовых и индивидуальных перевозок пассажиров авиапарком. Эффективное транспортное обслуживание населения играет важную роль в развитии экономики региона. Пассажирский авиатранспорт, удовлетворяя потребности населения в передвижениях, создает предпосылки для нормального функционирования экономики региона, служит решению задач социального прогресса общества, предоставляет ему возможности пользоваться услугами территориально рассредоточенных звеньев социальной инфраструктуры.
Литература
1. Артамонов Б.В. Коньюктура мирового рынка авиационных перевозок. 1984г.
2. Афанасьев В.Г. Мировой воздушный транспорт. 1985г.
3. Бортовой журнал ГУАП «Таджик Эйр» (издания за 2007 – 2008г.г.)
4. Статистический ежегодный сборник РТ. 2008г.