Ускоренные темпы развитие экономики Азербайджанской Республики и его выход на рубежи развитых стран мира, обусловили коренных изменений в сфере системы образования. Появление различных типов образовательных учреждений привело к созданию многовариантных образовательных программ и учебников, формированию ряда новых отношений в структуре и содержании, в управлении образованием.
Одним из необходимых условий применения новых педагогических технологий в обучение физики является «обновленное» использование всех эффективных форм и методов, к числу которых относится подача учебного материала на интегрированной (межпредметной) основе.
Использование в процессе преподавания физики межпредметных связей служит осознанию школьниками природы общественных событий и выявлению их взаимосвязи, и одновременно формированию у них полного и целостного представления о природе. При многосторонней межпредметной связи развитие и воспитание школьников, переходя на качественно новый уровень, составляет основу комплексного взгляда в подходах и решениях сложных задач.
В настоящее время физика превратилась в универсальное научное знание. Существующий уровень современного научно-технического прогресса определяет потребность и направления в обучении физике. Кроме того, обучение физике, которое объединяет в себе сложные технологии и передовые идеи развивающегося общества, требует внимания каждого индивидуума.
Преподавание физики молодому поколению является решающим фактором в силу того, что данная наука лежит в основе современных технологий, формирования новых подходов и мировоззрения. Эти науки формируют у человека систему знаний, необходимых для правильного познания мира, и развивают способности по применению последних достижений научно-технического прогресса в целях улучшения жизненных условий.
Необходимо правильно определить роль и место курса школьной физики в формировании у молодежи научного мировоззрения, интереса к техническому прогрессу и выявления творческой способности.
Известно, что физика тесно связана с философией, математикой, химией, биологией, экологией, географией, экономикой, она также посредством их влияет и на другие области науки. Всем известна и тесная связь физики с экономикой, экономики с политикой, правом и т.д. Эффективность экономических проектирований в здоровой экологической среде, также уже доказана. С развитием экономики и научно-технического прогресса, необходимо соблюдать и относиться с уважением к законам природы.
В противном случае, желание заработать за счет вредных технологий, в результате может превратиться в катастрофу, привести к глобальной проблеме. Вследствие таких глобальных проблем, как загрязнение вредными технологиями воздуха и воды, неправильное использование энергии космоса и пр., которые волнуют мир, в последнее время наша планета оказалась лицом к лицу с катастрофами: равновесие между человеком и природой нарушилось. Эти глобальные проблемы призывают людей по-новому все обдумать, общаться с природой на ее языке и быть к ней милосерднее. Поэтому, обучение связям физики с другими предметами с точки зрения современных требований можно считать шагом к решению этих проблем.
В реализации идеи интегрированного преподавания физики, и других предметов ряд задач в повышении роли межпредметных связей, ждет своего решения:
-проведение новшеств, обеспечивающих усовершенствование межпредметных связей, структуры и содержания подготовки учителей до профессионального образования в период педагогического и базово -профессионального образования;
-усовершенствованию практики претворения в жизнь идеи межпредметной связи и расширения этих возможностей;
-необходимость создания особого курса под названием «межпредметная связь», который бы обеспечил полное претворение в жизнь идеи межпредметной связи;
-проведение научно-педагогических исследований, направленных на обеспечение межпредметной-межнаучной связи разных наук, а также, формирование мировоззрения о единстве этих предметов;
-ликвидация дефицита научно-методической литературы в области межпредметных связей, публикации и передача результатов научно-исследовательских работ специалистам, работающим в этой области;
-изучение и распространение передового опыта в области правильного использования информационных технологий, имеющих незаменимую роль в обеспечении качественного восприятия идеи межпредметной связи.
Литература
1. Гаралов З.И., Современный взгляд на системы образования. Баку: Педагогика, 2003,48 с.
2. Марданов М.Д., Шахбазлы Ф.Ш. Образовательная политика Азербайджана (1998-2004. 1 книга. Баку: Чашыоглу, 2005, 832 с.
3. Мехрабов А.О.Современные проблемы образования Азербайджана.Баку, 2007, 448 с.