Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 3657 раз

Библиографическое описание:

Идрисходжаева, Ж. С. Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию / Ж. С. Идрисходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 479-481. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6247/ (дата обращения: 15.11.2024).

Я часто перечитываю слова Абдуллы Авлони: “Воспитание для нас - вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, блаженства или несчастья”. Насколько эти слова великого просветителя считались важными и актуальными для нашей нации в начале века, настолько же, даже в большей мере, они являются важными и актуальными для нас и сегодня. Учебно-воспитательный процесс – плод сознания, и в то же время считается фактором, который определяет уровень и развитие сознания человека. Следовательно, не изменив систему учебно-воспитательного процесса невозможно изменить сознание. Не изменив же сознание и мышление, невозможно достигнуть высшей цели – создания свободного и благоустроенного общества.

Ислам Каримов


В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркивается значение инновационного подхода в системе учебно-воспитательного процесса, который считается основой достижения цели педагога-воспитателя при подготовке дошкольников к школьному образованию.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, инновационные технологии, дошкольное воспитание, взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, технические средства, мастерство педагога, созидатель, инновационный процесс, интенсификация, активация, повышение качества, школьное образование.


Развитие национального образования обеспечивают педагогические технологии, которые нацелены на достижение высоких результатов путём внедрения и эффективного применения новых форм и средств в практику учебно-воспитательного процесса. Дошкольное воспитание создаёт благоприятные условия для рационального применения новых педагогических технологий, позволяющих связать отдельные элементы учебно-воспитательного процесса между собой, и, учитывая структуру и содержание этого процесса, организовать деятельность воспитанника, направить ребёнка на развитие самостоятельного мышления.

Педагогические инновационные технологии являются системой совершенствования деятельности ребёнка, опираются на передовые методы и технические средства учебно-воспитательного процесса. Эта система создаётся педагогом-воспитателем и служит для взаимосвязи ступеней учебно-воспитательного процесса.

Их цель состоит в создании форм и средств учебно-воспитательного процесса, планирования занятий, направленных на развитие моральных качеств, формируемых у воспитанника.

Роль ребёнка в учебно-воспитательном процессе, то есть требования, предъявляемые к ребёнку со стороны взрослых, считаются основным свойством педагогической технологии. Достижение эффективных результатов от занятий обеспечивается применением передовых инновационных технологий.

Таким образом, педагогические технологии применяются на основе системного подхода к образованию, в рамках которого учитываются возраст, психологические свойства, кругозор, знание, степень активности ребенка и др.

Основу деятельности воспитателя в качестве организатора, руководителя, созидателя, в данном процессе составляют его знание и мастерство, его умение использовать технические средства, способность стимулировать интерес и активность ребёнка, используя методы, ведущие к достижению гарантированного эффекта.

В последнее время, развитие педагогических инноваций связано с действиями широкой педагогической общественности, с потребностью быстрого развития системы школьного образования.

Довольно быстро широко распространилось применение новых подходов. Исходя из этого, обострилось потребность в расшифровке и интерпретации таких понятий как “новость”, “инновация”, “инновационный процесс”.

Само слово “инновация” с латинского означает обновление, исправление, введение новизны. Понятие “инновация” (из лат. In – внутри, novus – новое) ряд авторов трактовал как “применение нового”.

Как известно, понятие “инновация” широко применяется с ХIХ века. Понятие “инновация” нацелено на преемственность, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Инновации – это методы, введённые для развития внутренних ресурсов и шансов повышения качества и эффективности сознания личности.

Инновация” – понятие, означающее “введённые сызнова порядки, правила, технологии и новости”1.

Инновацией можно назвать новые методы, применяемые при решении проблем для достижения благоприятного результата, обеспечения качества и эффективности учебного процесса.

Инновации возникают в результате совершенствования педагогической деятельности, при использовании форм, методов, средств новой методики, с учетом специфических особенностей этой методики, создается подход, применяемый в учебном процессе.

Инновации приводят к определённым переменам в образовании, к обеспечению качества и эффективности развития инициативности в сфере образования.

Инновация” – это новый подход при решении проблем в определённой деятельности, обеспечение высоких результатов путём применения новых технологий в учебном процессе. Одним словом, инновационный подход является концептуальным подходом в данном процессе2.

Создание, распространение инноваций,– это комплексный процесс использования новшеств.3.

Исходя из вышесказанного, суть инновационных механизмов, используемых педагогами-воспитателями при подготовке воспитанников дошкольной ступени к школьному образованию, можно выразить в следующем порядке:

- создание творческой среды, пробуждение мотивации у детей подготовительной группы для получения дальнейшего образования в школе;

- создание социально-культурных и материальных условий для восприятия разнообразных новшеств происходящих в социальной среде;

- проведение исследований в системе образования и поддержка их механизмов со всех сторон;

- интегрирование самых перспективных и производительных проектов, оказывающих реальное действие, в систему дошкольного образования, а также внедрение накопленных инноваций в исследовательский и эксперементально-образовательный режим системы.

Исходя из влияния, оказываемого на эффективность учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, инновационные модели образования подразделяются на следующие виды:

- инновационные технологии, направленные на активацию и интенсификацию деятельности воспитанника дошкольного образования для дальнейшего его образования в школе;

- инновационные технологии, направленные на образование, эффективность управления образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях при подготовки детей к школьному образованию.

Инновационная деятельность педагога-воспитателя в учебно-воспитательном процессе дошкольников актуальна в следующих случаях:

  • для точной постановки цели учебно-воспитательного процесса;

  • при анализе нестандартных ситуаций и принятия быстрых решений;

  • при поиске приемлемых и эффективных средств решения проблем и систематизации результатов эксперимента;

  • в процессе планирования самостоятельной работы над собой;

  • в процессе контроля и анализа результатов своей работы;

  • при необходимости использования новых информационных технологий;

  • при поиске новых идей, алгоритмизации педагогических задач.

Степень формирования инновационной деятельности у педагога-воспитателя определяется наличием умений и навыков критического анализа собственной деятельности; степенью владения педагогом умением применять в своей деятельности инноваций, педагогических технологий; анализируя результаты экспериментов других исследователей-педагогов, умением применять их в практике, обмениваясь своими идеями; оказание методической помощи; владение мастерством создания авторских концепций; избегая противоречий, умение принимать правильные решения в педагогических ситуациях.

В заключение можно сказать, что в современных условиях на основе инновационного подхода в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию, создаются возможности совершенствования содержания и методов учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В дошкольных образовательных учреждениях требуется обеспечение условий и благотворной среды для осуществления и регулярного использования педагогами-воспитателями современных форм и инновационных методов подготовки дошкольников к школьному образованию.

Следует помнить, что XXI век – это век ума и проницательности. Как писал великий русский поэт В.Брюсов: “По возможности будь впереди века, если нет возможности будь вместе с веком, но ни в коем случае не оставайся позади века”.

Педагог-воспитатель, испытывая жажду к современным знаниям, и одновременно правильно направляя интересы детей, их способности в получении образования, в первую очередь должен постоянно работать над собой и быть осведомлённым в применении информационно-коммуникационных технологий, знакомиться с новостями глобальной сети. Только в этом случае осуществится великая задача, поставленная перед системой образования, суть которой – всестороннее развитие молодого поколения, становление полноценных личностей, овладевших в будущем в полной мере какой-либо профессией.


Литература:

1. Ислом Каримов – Баркамол авлод орзуси. “Шарқ”. Тошкент – 1999йил.

2. В.И. Загвезинский «Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука», Тюмень 1990 г.

3. Педагогик атамалар лўғати. “Фан” Тошкент. 2008 йил.

4. Тарбия энциклопедияси. “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти. Тошкент-2010й.

5. Шодмонова Ш.С., Ибрагимова Г., Ҳикматова Ш. “Педагогик инноватика”. – Тошкент. “ТДПУ”, 2011йил.

6. Шодмонова Ш.С., Исянов Р., Гаппарова М. Педагогика фанидан қисқача изоҳли луғат. – Тошкент. “ТДПУ”, 2011йил.

1 Педагогик атамалар лўғати.Тошкент. Ўзбекистон Республикаси Фанлар академияси “Фан” нашриёти 2008 йил, 48 бет.

2 Шодмонова Ш.С., Исянов Р., Гаппарова М. Педагогика фанидан қисқача изоҳли луғат. – Т.: “ТДПУ”, 2011.- 85 б.

3 Шодмонова Ш.С., Ибрагимова Г., Ҳикматова Ш. “Педагогик инноватика”. – Т.: “ТДПУ”, 2011.- 106 б.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, школьное образование, инновационный подход, инновация, учебный процесс, дошкольное воспитание, дошкольное образование, инновационный процесс, обеспечение качества, учебно-воспитательный процесс дошкольников.


Ключевые слова

инновационный процесс, инновационные технологии, Учебно-воспитательный процесс, дошкольное воспитание, взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, технические средства, мастерство педагога, созидатель, интенсификация, активация, повышение качества, школьное образование., школьное образование

Похожие статьи

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования

В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...

Роль умственного воспитания в формировании педагогического мышления

В статье повествуется о том, что формирование нового педагогического мышления является актуальной проблемой современного периода, о роли в развитии педагогического мировоззрения и умственного воспитания учеников и разрешении данной проблемы преподава...

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...

Похожие статьи

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования

В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей

Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...

Роль умственного воспитания в формировании педагогического мышления

В статье повествуется о том, что формирование нового педагогического мышления является актуальной проблемой современного периода, о роли в развитии педагогического мировоззрения и умственного воспитания учеников и разрешении данной проблемы преподава...

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...

Задать вопрос