Одно из старейших храмовых зданий Кубани, являющееся памятником истории и архитектуры XIX в. федерального значения, храм во имя преподобного Онуфрия Великого расположено на юге России в городе-курорте Анапа.
Памятная доска, установленная на западной стене храма преподобного Онуфрия Великого, информирует о начале строительства церкви в 1829–1837гг., по указу императора Николая I, в память о взятии русскими войсками 12 (25 по н.ст.) июня 1828 г. крепости Анапа.
Журналист З. Н. Лемякина в очерке, посвященном истории храма, упоминает об этом событии: «Однако кровопролитного штурма (когда идут стенка на стенку, а потери неизбежны даже при благоприятном исходе) удалось избежать». [1, с.20]
В тот переломный момент, когда комендант турецкой крепости капитулировал, приняв условия русского командования, и сдал крепость без боя, по православному календарю отмечался день памяти преподобного Онуфрия Великого, утвердив его небесное покровительство анапской земле.
Крепость Анапа, став русской, в 1829 г. по Адрианопольскому мирному договору отошла к территории России.
Одновременно с заключением мирного соглашения, по инициативе коменданта Анапы Вышеславцева и плац-майора Новикова в крепости началось строительство православного храма. [2, c.34] Его возведением, как и постройкой жилья для казаков-поселенцев занимался Анапский строительный комитет. [3, c.163] Церковь освятили, на девятую годовщину взятия Анапы отрядом А. С. Грейга и А. С. Меньшикова, 12 июня 1837 г., в честь преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Приурочив к своему визиту в Анапу, 23 сентября 1837 г. на торжественном молебне в храме преподобного Онуфрия Великого присутствовал император Николай I.
К середине XIX в., во время боевых действий, ведущихся в Крымскую войну, Анапа серьезно пострадала, навсегда утратив, как архитектурный облик первой церкви преподобного Онуфрия Великого, так и статус города, который вернули только в 1866г.
В 1867 г., начальник Черноморского округа Д. В. Пиленко начинает активно возрождать город Анапу и восстанавливать храм. Здание храма, перестроенное и расширенное, было вновь освящено 12 июня 1874 г., в честь преподобного Онуфрия Великого.
По сути, историческая канва существования храма, определяет связь между двумя разновременными зданиями, объединенными в своем культовом предназначении, местом расположения и творческим усилием преемственности зодчих.
По — сведениям старосты храма преподобного Онуфрия Великого, документы, имеющие историческую ценность, связанные с этапами строительства и восстановления церкви, как и имя архитектора, были утрачены.
Принадлежность храмового здания преподобного Онуфрия Великого к типу четырехстолпных крестово-купольных двуглавых храмов с прямоугольным в плане алтарным выступом, поддержанным угловыми компартиментами, пристроенными позже, не исчерпывает всех его архитектурных особенностей. На этой простой и обычной схеме церкви архитектор воплотил новый образ, который выражен в пропорции храма, соотношении его форм и деталей. Его план несколько вытянут по продольной оси, имеет ориентировочную длину в 26,5 м., при ширине приближенной к 17,3 м.
В основе эклектичной стилистики храма преподобного Онуфрия Великого лежит неоклассика, обогащенная влиянием традиционного русского зодчества. Об этом влиянии говорят шатровый верх колокольни, изрезанная форма фронтонов (что делает их родственными кокошникам) и «перерезание» пилястр профилированными поясками (что рождает образ фигурных, с перехватами, колонн и столбов в древнерусском зодчестве).
Исследователь А. М. Новичихин, в контексте проведенной им работы, определяет особенности кладки стен храма, которая выполнена с применением кирпича, камня песчаника, известняка, реже слоистого камня, называемого в Анапе дикарь-трескун, уложенных на известковый раствор с добавлением различных примесей.
Изучив все стены храма в сентябре 1998г., относительно его северного и западного фасадов, исследователь отмечает: «Далее, на большей части основания храма, до высоты 0,9–1,25 м. следует кладка типа бутовой из мелких и средних камней песчаника неправильной формы с применением большого количества связующего известкового раствора. До высоты 1,5 м. идет кладка из тесаных квадров известняка и песчаника на плотном известковом растворе. Кладка может быть определена как постелистая однорядная ложковая. Высоту от 1.5- 1,7 м. составляет ряд кладки из пиленых квадров очень мягкого ракушечника на плотном известковом растворе, который прослежен на всей доступной для осмотра части периметра здания, за исключением северо-восточного угла и восточной стены. Квадры уложены в тычковой технике, т. е. обращены торцом к фасаду стены, причем все квадры имеют сколы. Выше следует обычная для архитектуры Анапы конца XIX в. кладка из местного желтого и розового кирпича на известковом растворе». [3, c. 165]
Разнообразные строительные приемы, использованные в конструкции стен здания храма преподобного Онуфрия Великого, во многом были предопределены т. к. складывались в течение долгого времени его существования, последовательно внося изменения в тектонику церкви, согласно требованиям, предъявляемым в тот или иной период истории.
Следует отметить, что сочетание каменного фундамента с кирпичными стенами характерно для всех сохранившихся в Анапе жилых и общественных построек конца XIX — начала XX вв. Храм преподобного Онуфрия Великого — самое ранее, из известных зданий, основание и стены которого выполнены в указанной технике. [3, c.168]
Оштукатуренные кирпичные стены, исключая восточный фасад, прорезаны порталами с полуциркульными арками. К западному и северному входу в церковь примыкают крыльца, облицованные керамической плиткой, используемой при проведении наружных работ. У каждого крыльца — три ступени, из которых верхние — большие площадки, минуя которые попадаешь в храм. Помимо этого, к северному порталу пристроен пандус, устроенный для маломобильных групп населения. Южный вход имеет только одну ступень — площадку.
К основным декоративным деталям фасадов храма преподобного Онуфрия Великого относятся наличники полуциркульных окон, приближенных к типу рамочных, узкие оконные проемы декорированы ленточным вариантом. Над порталами, в качестве дополнительного освещения для интерьера и декоративного акцента экстерьера храма, устроены окна (люнетты) в виде полукруглой арки. В восточной стене расположена прямоугольная ниша-киот, обрамленная плоским рамочным наличником, с выполненной в технике мозаики иконой, изображающей лик Иисуса Христа. Под венчающим карнизом восточную стену прорезает круглое окно. Западную стену декорирует филенка, обведенная круглой рамкой, в поле которой заключен символ креста.
Над крупным основным объемом храма возвышается восьмигранный световой барабан, опоясанный лентой полуциркульных окон, декорированных непрерывным по всему периметру барабана надоконным карнизом, пластично обрамляющим полукруглую часть формы оконных проемов. Венчает барабан граненый купол, приближенный по силуэту к луковичной форме и покрытый металлической кровлей, имитирующей черепицу в виде ромбов. Над западным притвором храма возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная шатром, согласно линии продольной оси, над алтарем, в восточной части храма, расположена небольшая главка на восьмигранной глухой шее, дублирующая декоративную стилистику основного купола. Общая высота храма от нулевого уровня, обозначенного на цоколе здания, ориентировочно составляет 14 м. без учета высоты креста и шатра колокольни.
Если внешняя форма структуры (объем здания) воспринимается сразу как единая, то внутри структуры восприятие распадается на ряд последовательных образов помещений. [4, c.190] Соответственно, сохранение стилистической целостности образа восприятия храмового здания, является одной из основополагающих задач для архитектора.
Рис. 1. Храм преподобного Онуфрия Великого в городе-курорте Анапа
Рис. 2. Иконостас в интерьере храма преподобного Онуфрия Великого в городе-курорте Анапа
В организации внутреннего пространства храма преподобного Онуфрия Великого использована система арок и крестовых сводов, опирающиеся в одном уровне одновременно на столпы и на внутренние вертикальные выступы стен — пилястры. Западный притвор храма перекрыт плоской плитой, в которой пробито отверстие для винтовой металлической лестницы, ведущей в помещения колокольни.
От первоначального убранства интерьера храма почти ничего не сохранилось, за исключением обрамления иконостаса и пола, выложенного плиткой с орнаментом, в декоративном мотиве, которой прослеживается восьмиконечная звезда.
Основная особенность эстетического освоения внутреннего пространства храма преподобного Онуфрия Великого заключена в использовании крупной пластики, как превалирующей доминаты интерьера, что создает ощущение целостности всего пространства. Профилированные вертикальные опоры: пилястры и мощные столпы, имеют традиционную для русской культовой архитектуры крестчатую форму, но с особенностью ее образования посредством сдвоенных пилястр, выступающих по каждой грани квадратного основания несущей колонны. Примерно на 1/3 от своей общей высоты, столпы и стены храма облицованы мрамором, гармонично сочетающимся со старинным полом церкви. Качество массивности связывается с естественными свойствами камня, поэтому его размещение по весовой категории (штукатурная стена с каменным цоколем), способствует ощущению статичности стены.
К каждой пилястре храма на уровне капители применен декор с использованием символа круга. Стены не имеют фресковой росписи, она выполнена только в парусах купола с традиционным изображением четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. В подкупольном пространстве барабана, расположены лепные головки херувимов. Использованные декоративные приемы способствуют преодолению монотонности поверхностей конструкций.
Колористическое решение интерьера храма преподобного Онуфрия Великого, строится на базе сочетания ведущего цвета стен с мягким введением дополнительного белого, использованного в декоре вертикальных опорных конструкций и подчеркнутой горизонтали гзимсов, бегущих по периметру здания церкви.
Изящное позолоченное паникадило, вертикалью поддерживающей его цепи, условно отмечает центр храма преподобного Онуфрия Великого.
Одноярусный золоченый иконостас, выполняющий функцию алтарной преграды, согласно христианской традиции, венчает Святой крест и икона Тайной Вечери, расположенная над Царскими Вратами. Слева от Царских врат находится образ Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом (как символ Воплощения Божьего), а справа — образ Иисуса Христа. Симметрично, по обеим сторонам, от двух главных икон, устроены двери, ведущие в алтарную часть храма, на которых изображены архангелы: справа архангел Гавриил, слева архангел Михаил. Рядом с правой дверью, в иконостасе находится икона святого покровителя города Анапы — преподобного Онуфрия Великого.
На территории храма, вымощенной тротуарной плиткой, находится здание трапезной, выстроенное в современное время.
Претерпев разные вехи событий прошлых лет за время своего существования, храм преподобного Онуфрия Великого, по — прежнему, является основной архитектурной доминантой в исторической застройке центра города.
Литература:
Судьба храма / З. Лемякина // 7 дней Кубани. № 38, 22–28 сент. Новороссийск, 2003.
Акафист преподобному отцу нашему Онуфрию Великому с житием / тех. редактор О. В. Фофанова // Храм Святого Онуфрия Великого. Анапа, 2006.
Новичихин А. М. К изучению строительных традиций анапских поселенцев в XIX веке: некоторые итоги наблюдения за характером кладки храма св. Онуфрия в Анапе / А. М. Новичихин // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа. Краснодар, 2004.
Раннев В. Р. Интерьер: Учеб. пособие для архит. спец. вузов. Москва, 1987.
Партина А. С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь. Москва, 2001.