В статье рассматриваются методы использования полевого магистрального трубопровода для преодоления крупных водных преград.
Развёртывание полевого магистрального трубопровода (ПМТ) наиболее сложный и напряжённый этап работы трубопроводной системы, требующий от всего личного состава приложения максимума усилий. Командиры всех степеней должны уметь принимать решения на основе точных инженерных и организационных расчётов, на фоне быстро изменяющейся оперативно-тыловой обстановки.
Одной из наиболее трудоёмких и ответственных операций в период развёртывания ПМТ, является преодоление искусственных и естественных препятствий и преград.
Рассмотрим вопрос преодоления крупных водных преград с использованием полевых магистральных трубопроводов, с выбором способов, методов и средств силами трубопроводных частей и подразделений.
Преодоление различного рода естественных и искусственных препятствий должно осуществляться так, чтобы полностью исключить опасность повреждения или полного разрушения трубопровода. От способов преодоления этих препятствий во многом зависит своевременность выполнения поставленной задачи и живучесть ПМТ. Способы преодоления трубопроводом препятствий зависят от характера препятствий, а также от имеющихся в наличии сил и средств.
Способ преодоления водной преграды определяется по результатам разведки, в ходе которой выбирается место прокладки трубопровода. Оно должно иметь удобные подходы с твёрдым грунтом и ровные площадки для сосредоточения оборудования и выполнения подготовительных работ, хорошую естественную маскировку, находиться на требуемом удалении от мостов и населённых пунктов, не иметь вблизи закрытых поворотов рек, которые не позволяли бы осуществлять наблюдение за приближением судов. Дно преграды целесообразно выбирать ровным, не имеющим ям, омутов, перекатов, крупных камней, затопленных деревьев, по возможности с пологими выходами на берег.
В ходе разведки определяются:
ширина и глубина водной преграды (ширина и глубина фарватера);
интенсивность движения речного транспорта;
места установки предупредительных и указательных знаков и сигналов;
скорость течения реки;
профиль дна и характер грунта;
изменения уровня воды, возможность создания на данном участке зоны затопления и её параметры;
площадки для сосредоточения трубопроводного оборудования и вспомогательных технических средств.
Технологическая схема трубопровода развернутого через водную преграду, представлена на рисунке 1, и должна обеспечивать:
заполнение перекачиваемым горючим основной и дополнительной (резервной) линий;
перекачку горючего по основной или резервной линии;
возможность ремонта одной из линий при выполнении перекачки по второй;
последовательную перекачку с разделителем по основной линии и без разделителя — по любой линии;
контроль за герметичностью подводных участков;
отбор проб перекачиваемых продуктов;
опорожнение подводных участков трубопровода.
Рис. 1. Типовая схема обвязки трубопровода при преодолении водных преград
В настоящее время применяют два основных способа прокладки трубопровода через водные преграды:
протаскиванием трубопровода по дну, с одновременным его затоплением;
протаскиванием трубопровода на плаву.
Одним из самых распространенных способов развёртывания трубопровода через реки со скоростью течения свыше 0,5 км/ч является способ протаскивания трубопровода по дну реки, с одновременным его затоплением. При этом, монтаж секций трубопровода для перехода может осуществляться заблаговременно или одновременно, с протаскиванием и использованием для этого трубомонтажной машины (ТММ).
В первом случае, представленном на рисунке 2, на берегу реки вручную или машинным способом монтируются секции труб, общая длина которых должна быть несколько больше ширины преграды. Секции труб укладываются на местности перпендикулярно руслу реки.
Рис. 2. Схема прокладки ПМТ через водную преграду методом протаскивания по дну при заблаговременной сборке секций ПМТ. Условные обозначения: 1 — начальник команды; 2 — водитель автомобиля-трубовоза; 3 — монтажники-трубопроводчики; 4- связисты; 5- механик-водитель плавающего транспортера. 1 — автомобиль-трубовоз; 2 — собранные секции трубопровода на берегу; 3 — протаскиваемая секция трубопровода; 4 — оголовок; 5 — тяговый трос; 6 — буксирное приспособление; 7 — лебедка с тяговым тросом; 8 — плавающий транспортер.
Во втором случае, изображенном на рисунке 3, при развёртывании комплектов трубопровода повышенной производительности и значительной ширине преграды, если позволяют условия местности, протаскивание трубопровода по дну может быть осуществлено одновременно с его машинным монтажом.
Для этого, трубомонтажная машина устанавливается на расстоянии 20–25 м от уреза воды, несколько труб пропускается через сборочную линию, на конце первой трубы монтируется оголовок, к которому крепится тяговый трос. Протаскивание собираемого машиной трубопровода осуществляется плавающим транспортером после выхода его на противоположный берег. Скорость движения тягача при протаскивании не должна превышать 2 км/ч.
Во время протаскивания на обоих берегах преграды и на плавающем транспортёре развёртываются радиостанции для поддержания связи.
Если длина полосы движения тягача на противоположном берегу меньше ширины преграды, производится «перехват» тягового троса. Для этого, при подходе тягача к концу полосы протаскивание приостанавливается, тяговый трос отсоединяется от буксирного крюка, и излишествующая часть каната сматывается на барабан, размещённый на платформе тягача. Затем тяговый трос вновь закрепляется на буксирном крюке тягача и протаскивание трубопровода продолжается.
Рис. 3. Схема прокладки ПМТ через водную преграду методом протаскивания его по дну при машинном монтаже. Условные обозначения: 1 — начальник команды; 2 — механик-водитель; 3 — монтажники-трубопроводчики; 4- связисты; 5- механик-водитель плавающего транспортера; 6 — оператор. 1 — трубомонтажная машина; 2 — смонтированная секции трубопровода; 3 — оголовок; 4 — тяговый трос; 5 — буксирное приспособление; 6 — лебедка с тяговым тросом; 7 — плавающий транспортер.
Для успешного преодоления преграды указанным способом необходимо:
тщательно готовить трубы, подлежащие монтажу на переходе;
строго проверять качество сборки монтируемых вручную соединений;
движение тягача осуществлять плавно, без рывков.
Как и в случае преодоления по дну, секция трубопровода монтируется заблаговременно или одновременно с протаскиванием. Для монтажа трубопровода одновременно с протаскиванием машина для монтажа устанавливается на расстоянии 25–50 м от уреза воды. Принципиальная схема преодоления водной преграды этим методом изображена на рисунке 4.
Для предупреждения ухода конца секции в воду, при остановках протаски-вания и удержания её на берегу до окончания затопления, необходимо предусматривать её крепление. Тяговое усилие транспортёра на плаву должно быть на 20 -50 % больше усилия вытаскивания труб из сборочной линии машины.
Рисунок 4 — Принципиальная схема прокладки трубопроводачерез водную преграду методом протаскивания на плаву примашинном монтаже ПМТ. Условные обозначения: 1 — начальник команды; 2 — механик-водитель; 3 — монтажники-трубопроводчики; 4 - связисты; 5 - механик-водитель плавающего транспортера; 6 — оператор; 7 — водитель-моторист ПСГ-160. 1 — трубомонтажная машина; 2 — смонтированная секции трубопровода; 3 – заглушка с серьгой и шкворнем; 4 – буксирный трос; 5 – плавающий транспортер (катер); 6 — перекачивающая станция ПСГ-160.
В настоящее время, исходя из опыта боевых действий ДРА, и различных учений с использованием трубопроводных войск могут применяться и другие способы преодоления водных преград.
Литература:
Полевые магистральные трубопроводы повышенной производительности: руководство по эксплуатации. М.: Воениздат, 1982. 362 с.
Михайлов В. В., Кузьмин В. Г. Преодоление естественных и искусственных препятствий в ходе развертывания трубопровода. Ульяновск: УВВТУ (ВИ), 2007.-85 с.