Потенциал является общенаучной универсальной категорией и означает «совокупность имеющихся средств, ресурсов, возможностей в чем-либо» и интерпретируется учеными по разному в зависимости от их научных воззрений (Е. Н. Богданов, М. В. Денеко, Н. И. Джигутанова, М. С. Каган, Д. А. Леонтьев, В. Н. Марков, В. А. Сластенин и др.).
В настоящее время имеется немало работ, раскрывающих различные аспекты потенциала личности как многогранного феномена, где он предстает как: системное свойство личности (М. В. Денеко); скрытые возможности личности (Е. Н. Богданов); новые движущие силы дальнейшего развития (К. К. Платонов); как функция реализации личности (А.И Турчинов); как воля, сила, энергия (Д. А. Леонтьев); возможность творческого самоосуществления и самореализации (А. Маслоу); система возобновляемых внутренних ресурсов (В. Н. Марков) и др. [2, 3, 4].
Д. А. Леонтьев представляет личностный потенциал как системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности [3]. Согласно В. Н. Маркову, потенциал есть система его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [4]. Поэтому нравственный потенциал личности мы рассматриваем как не реализованную в конкретный момент времени возможность личности, которая при определенных обстоятельствах (педагогических условиях) может быть актуализирована.
Следовательно, такой потенциал не может сам по себе бесконечно накапливаться и развиваться, он с необходимостью материализуется в разных видах деятельности, совершенствуется, возобновляется и регулярно «подзаводится» в ней (В. Н. Марков).
Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме потенциала личности показывает, что его сущность, структура и условия развития у различных авторов трактуются по-разному, как с точки зрения понятийных, так и деятельностно-сущностных основ. Согласно основным подходам к понятию потенциала личности его можно рассматривать как:
ресурсы, рассматриваемые в ракурсе личностного и человеческого потенциалов (П. Г. Щедровицкий);
способности, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности (В. Н. Дружинин);
склонность, как направленность на соответствующую деятельность (Б. М. Теплов);
ценностные ориентации, формирующие основу поведения личности в процессе профессионального и личностного развития (Б. Г. Ананьев);
основу социальной, профессиональной и личностной компетентности (А. К. Маркова).
Несмотря на то, что понятие «потенциал» активно используется в различных научных областях и в психологии выделен в автономную категорию, он часто используется в качестве синонима способностей, компетентностей, мотивации и др., а его педагогическая суть остается малоизученной. Это может быть связано со слабой научной проработанностью феномена, недостаточной разработкой технологических, методических основ его оценки и развития.
На основе этого мы представляем потенциал, как возможности социального работника, которые из потенциальных могут перейти в актуальные посредством деятельности, могут возобновляться, концентрироваться, развиваться и способствовать получению социально значимых результатов.
На основе анализа актуальной научной литературы выделены принципиально важные для нашего исследования положения, позволившие раскрыть сущность нравственного потенциала личности социального работника.
Во-первых, потенциал личности специалиста не является раз и навсегда заданным, а постоянно возобновляется в ходе жизнедеятельности.
Во-вторых, потенциал личности наделен способностью самоосуществляться, становиться реальностью, и является результатом развития личности.
В-третьих, потенциал является ресурсно-энергетическим показателем и может иметь некоторую численную оценку величины.
В-четвертых, потенциал специалиста обладает системным качеством. И наконец, потенциал реализуется во взаимоотношениях между специалистом и организацией, обществом, окружающим миром.
В плане научного осмысления проблемы исследования были объединены такие понятия, как «потенциал» и «нравственность».
Анализ статей о нравственности в современных энциклопедических справочниках позволяет нам сделать вывод о том, что данное понятие трактуется как общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует моральному кодексу общества, а также в соответствии с моделями поведения, которые являются проявлением принципов и норм, оцениваемых с точки зрения их правильности или неправильности.
Поведенческую и отношенческую ипостаси нравственности личности мы находим в том, как ее рассматривает Б. С. Братусь: как строит человек свои отношения к другому человеку и самому себе. На первом уровне, эгоцентрического, поведение человека проявляется в том, что он заботится лишь о собственном благе, другие люди и отношения с ними — это лишь средство к этой узколичной цели. Второй уровень, группоцентрический, характеризуется тем, что человек относит себя к более или менее широкой группе людей, к которым он начинает относиться положительно; люди вне этой группы рассматривается как средство к групповым целям, как менее ценные, неравные — происходит деление на «своих» и «чужих». Собственно нравственность появляется на третьем, просоциальном (гуманистическом) уровне, когда человек считает себя частью всего человечества, а потому относится к каждому человеку и ведет себя в соответствии с «золотым правилом», деятельность направляется не только собственным благом и благом группы, но пользой всем людям, даже незнакомым, а в пределе — человечеству в целом. На следующем, духовном (эсхатологическом) уровне отношение к другому человеку и поведение строится исходя из сознания себя и всех людей [1].
Учитывая требования государственного образовательного стандарта, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалиста социальной работы, основные положения профессиограммы социального работника, отражающие требования к его профессиональной деятельности и личности (Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и др.), можно констатировать следующее:
основные виды профессиональной деятельности социального работника, ее параметры — содержание (мотивация, цель, предмет, средства, способы, продукт, результат) и структурная организация (совокупность профессиональных умений, действий, приемов), обнаруживают обусловленность каждого из них нравственным потенциалом специалиста социальной работы;
такой нравственный потенциал необходимо интегрирует смысложизненные и профессиональные ценности, общие и специальные способности, проявляется в высоконравственных поступках, социально значимых деяниях социального работника [5,6].
Выше изложенное актуализирует решение проблемы распределения, развития и обогащения нравственного потенциала у будущего социального работника, используя адекватное содержательно-технологическое обеспечение данного процесса, создавая оптимальные психолого-педагогические условия в образовательной среде вуза.
Анализ актуальных научных публикаций, диссертационных работ по теме позволяет констатировать, что профессиональная подготовка современного специалиста в вузе по-прежнему мало затрагивает вопросы психолого-педагогических оснований решения проблемы развития и реализации актуальных и потенциальных возможностей студентов.
Проанализировав философскую (М. С. Каган, О. Л. Краева и др.), педагогическую (М. В. Денеко, В. М. Трофимов и др.), психологическую (А. А. Деркач, В. Н. Марков и др.) литературу по проблеме содержания личностного потенциала, под нравственным потенциалом социального работника мы понимаем совокупность смысложизненных и профессиональных убеждений, качеств и отношений личности, проявляющихся в единстве взаимодействия наличного и возможного при определенных условиях, обеспечивающих прогрессивные социально значимые (личностно зрелые) результаты в профессии и самореализацию в жизнедеятельности.
Принципиальным в настоящем исследовании следует рассмотрение нравственного потенциала будущего социального работника, с одной стороны, как раскрывающегося в возможностях, свойствах личности, который наделен такими характеристиками, как способностью осуществляться, становиться реальностью. С другой стороны, нравственный потенциал это результат развития самой личности в специально созданных и поддерживаемых условиях образовательной среды вуза.
Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, нравственный потенциал социального работника концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
во-первых, отражает прошлое, т. е. представляет собой совокупность свойств, накопленных личностью в процессе социализации, обучения в вузе и обусловливающих его возможность к функционированию и развитию;
во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования студентом-будущим социальным работником наличных способностей и возможностей;
в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе предстоящей профессиональной деятельности социальный работник будет не только реализовывать свои наличные способности, но и приобретать все новые силы и способности.
Методологическими предпосылками изучения сущности нравственного потенциала социального работника и его развития явились также принципы и положения аксиологического, системного, личностного, деятельностного, гуманистического, акмеологического подходов.
Основные постулаты данных подходов определили своеобразие нравственного потенциала социального работника, обнаружив его многогранный динамичный характер, который интегрирует в себе содержательный, динамический и результативный аспекты и проявляется как целостное системное образование, обеспечивающее творческое самовыражение и самореализацию специалиста в профессии.
При всей целостности нравственного потенциала социального работника как педагогического, психологического феномена, возможно выделить в нем четыре основных компонента: ценностный, ресурсный, отношенческий, поведенческий.
В качестве показателей нравственного потенциала социального работника соответственно рассмотрены:
духовно-нравственные потребности и чувства и надситуативная активность;
ценностные ориентации и этические воззрения;
созидательность и гуманизм;
альтруистические поступки, ответственность.
Дальнейший научный поиск будет направлен на конкретизацию сути выявленных показателей нравственного потенциала и определение уровней его проявления у будущих социальных работников.
Литература:
Братусь, Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 6–13.
Денеко, М. В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Денеко. − Спб., 2007. − 24 с.
Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 56–65.
Марков, В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка /под ред. А. А. Деркача. -М., 2001. С. — 265.
Холостова, Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е. И. Холостова. — М.: РГСИ — 1993. — 229 с.
Шмелева, Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа» / Н. Б. Шмелева. — М.: Дашков и К, 2009. — 224 с.