Качественные характеристики предпринимательских намерений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 748 раз

Библиографическое описание:

Левушкина, С. В. Качественные характеристики предпринимательских намерений / С. В. Левушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6332/ (дата обращения: 19.12.2024).

Развитие предпринимательства в любой стране характеризуется таким показателем как предпринимательская активность, зависящая от представлений будущего предпринимателя о возможностях и условиях ведения предпринимательской деятельности, которые также определяют ее мотивы. Мотивация предпринимательской деятельности как одна из составляющих организационного компонента предпринимательства определяет цель, направленность и масштабы осуществления этой деятельности. Именно мотивы как побудители к действию лежат в основе реализации инициативы, творчества и намерений предпринимателя [6].

Основные характеристики отношения потенциальных предпринимателей к предпринимательской деятельности, к числу которых следует отнести, прежде всего, обдуманные возможности, характеризующиеся зрелостью предпринимателя в странах с различными экономиками, представлены на рисунках 1–3.

Желаемые возможности в предпринимательстве чаще всего реализуются с определенными страхами и сомнениями, поскольку, как правило, возникают спонтанно и соответственно с высокой степенью риска.

Рис. 1. Предпринимательские намерения в ресурсно-ориентированных экономиках, %


В ресурсно-ориентированных экономиках по сравнению с двумя другими уровнями развития население имеет представление выше среднего о возможности предпринимательской деятельности на их территории, а также выше воспринимается возможность начать бизнес.

Намерение начать бизнес, важный критерий потенциального предпринимательства в обществе. Эта мера имеет тенденцию к росту в странах с низким уровнем экономического развития, в которых так же растет уровень опыта в предпринимательской деятельности. В странах со средним уровнем экономического развития, а тем более в странах с высоким уровнем экономического развития предпринимательские намерения ниже.

Рис. 2. Предпринимательские намерения в эффективно-ориентированных экономиках, %


Так, например, в России и Объединенных Арабских эмиратах, в странах с повышенной ставкой на добычу природных ресурсов, отмечается слабый уровень предпринимательских намерений.

Несколько европейских стран, недавно пострадавших от экономического кризиса, показывают самый низкий уровень возможности восприятия предпринимательской деятельности по всей выборке. К ним относятся Венгрия, Греция, Португалия и Испания.

Несколько азиатских стран: Япония, Республика Корея и Сингапур, так же показывают низкий коэффициент восприятия реальных и потенциальных возможностей.

Кроме того, Таиланд, республика Корея и Япония, а так же Объединенные Арабские Эмираты, заявляют о высоком уровне ожидания риска. Жители США, с другой стороны демонстрируют низкий уровень осознания возможностей, но очень высокий уровень уверенности в себе и своих силах.

Рис. 3. Предпринимательские намерения в инновационно — ориентированных экономиках, % [1]


Всеобщее восприятие предпринимательства может оказывать значительное влияние на экономику. Эта обширная позиция может влиять на предпринимателей, которые рассчитывают на круг заинтересованных сторон, таких как инвесторы, клиенты, поставщики и члены их семей. Анализируя основные намерения к предпринимательской деятельности, следует отметить тот факт, что практически во всех странах трех типов экономик потенциальные предприниматели видят в предпринимательстве реализацию своей карьеры и, как следствие, высокий статус и успех. Иначе говоря, в предпринимательстве они видят реализацию своего престижа в обществе, что, по сути, может являться достаточно хорошим стимулом к интенсификации предпринимательской активности [7].

Мы изучили три вида общественного мнения: выбор предпринимательства как профессии, особый статус предпринимателей и внимание к ним средств массовой информации. По большей части велик процент респондентов, которые считают предпринимательство хорошей карьерой, но этот выбор ухудшается с уровнем экономического развития страны.

Логично отметить синтез предпринимательских намерений и мотивов предпринимательской деятельности, который выражается через причинно — следственные связи отношения потенциальных предпринимателей к самому предпринимательству, его условиям через оцененные возможности к желаемым результатам. Среди всей совокупности мотивов для предпринимателя одними из важных являются экономические мотивы. Именно стремление получить доход, увеличить его, наращивание производственных мощностей, расширение сферы деятельности являются катализаторами предпринимательской деятельности. Однако, не менее важными, на наш взгляд являются социально — психологические мотивы. И, прежде всего, это желание свободы и независимости от наемного труда и работодателя, позиционирование себя, достижение определенного уровня в социуме, презентация лидерских качеств и создание и поддержание деловой и личной репутации. Основой мотивации предпринимательской деятельности является стремление личности к самореализации и самоутверждению и, в свою очередь, мотивация предпринимательской деятельности является предпосылкой к определению предпринимателем своего стиля управления, а в последующем и формированию организационной культуры.

Начать свое дело предприниматели могут в силу разных причин. Понимание мотивов зарождающегося предпринимательства является необходимым условием оценки перспектив развития бизнеса и необходимым условием создания оптимальных условий для его развития. В то время как одни открывают новые компании потому, что используют появившиеся возможности, другие — вынуждены основывать бизнес, так как не имеют других способов к получению средств для существования.

Таким образом, согласно общепринятой международной классификации, можно выделить следующие типы зарождающегося предпринимательства: предприниматели «по возможности» — субъекты, стремящиеся получить от предпринимательской деятельности дополнительные преимущества, и предприниматели «по необходимости» — субъекты, стремящиеся извлечь из предпринимательской деятельности доход как средство материального обеспечения. Примеры стран по мотивам зарождения предпринимательской деятельности представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Доли предпринимателей «по возможности» и «по необходимости»


В развитии предпринимательства в странах с высоким уровнем доходов большую роль играет наличие бизнес — возможностей, и большинство фирм основывается как результат наличия потенциально прибыльных идей. И хотя уровень предпринимательской активности в этих странах ниже, чем таковой в странах с более низкими доходами, здесь можно говорить об ином характере предпринимательства.

В условиях развитой экономики с установившимися игроками по отдельным отраслям, предприниматели могут извлекать прибыль, в первую очередь, определив и заполнив существующие ниши вдоль производственной цепочки. И хотя рост в таких нишах достаточно ограничен, заняв их, предприниматели обеспечивают стабильный доход на определенный период времени.

Европейское предпринимательство также характеризуется достаточно устойчивой тенденцией к смене пропорций в зарождении и ликвидации бизнеса. Как часто отмечают источники это явление можно назвать обновлением предпринимательской сферы. Интересным является тот факт, что в странах Европы стабильным считается предприятие, которое достигло двухлетнего уровня выживаемости, что представлено в таблице.


Таблица

Рождение предприятия и двух летний коэффициент выживаемости, % [2]

страны

Показатель рождаемости

2-х летняя выживаемость

промышленность

строительство

сервис

промышленность

строительство

сервис

Испания

5,9

13,6

10,3

77,5

70,0

72,0

Франция

5,7

11,8


79,7

82,1


Италия

4,9

9,4

7,1

77,7

73,9

74,5

Португалия

7,8

13,4

15,3

56,6

62,0

59,5

Румыния

14,7

24,8

18,3

78,8

79,8

78,5

Словения

4,5

11,3

9,5

87,0

88,8

80,5

Словакия

6,1

7,5

7,6

75,5

70,5

72,7

Финляндия

5,0

10,1

8,6

74,2

73,7

64,2

Швеция

4,4

7,5

6,9

90,1

89,3

86,6

Великобритания

8,1

13,2

14,4

81,9

82,6

80,9


Исследования предпринимательских намерений и мотивов осуществления предпринимательской деятельности поставили на первое место личные причины, что свидетельствует не только о планировании бизнеса, но и о дальнейшем его развитии, учитывая и уход из бизнеса. Такое отношение к предпринимательской деятельности уже на стадии зарождения снижает уровень риска. Исследования особенностей функционирования предпринимательства в зарубежных странах свидетельствуют о благоприятной среде для организации и развития предпринимательской деятельности, обеспеченной соответствующей государственной поддержкой, особенно для развития инновационной деятельности предприятий, также стимулирующей предпринимательскую активность налоговой системой. Ведение предпринимательской деятельности и его поддержка со стороны государства преследует цель, прежде всего, снижение уровня безработицы и повышение качества жизни граждан [3].

Ведение предпринимательской деятельности определяется в большей степени намерениями и установками самих потенциальных предпринимателей, чем условиями предпринимательской среды. Но именно стимулирующие факторы предпринимательской среды определяют свободу намерений зарубежных предпринимателей.


Литература:

  1. Donna J. Kelley, Slavica Singer, Mike HerringtonGEM 2011 Global Report // http://www.gemconsortium.org/docs/2409/gem-2011-global-report (10. 12. 2012)

  2. European Commission. European Business — Facts and figures // Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009–547 pp.

  3. Интегрированная совокупность факторов предпринимательской среды /С. В. Левушкина//Современные исследования социальных проблем. — № 9. — 2012

  4. Особенности и современные тенденции развития различных форм предпринимательской деятельности/С. В. Левушкина// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2012. — № 07(81).

  5. Систематизация основных форм предпринимательской деятельности / С. В. Левушкина // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Образованието и науката на XXI век», — 2012. Том 12. Икономики. София. «Бял ГРАНД — БГ» ООД

  6. Системно- компонентный аспект предпринимательской деятельности/ О. Н. Кусакина, О. М. Лисова, С. В. Левушкина//Экономика и предпринимательство. — 2013 — № 1(30)

  7. Состояние и перспективы развития предпринимательства в условиях инновационно — ориентированной экономики России/ О. Н. Кусакина, С. В. Левушкина//Экономика и предпринимательство. — 2013 — № 3(32).

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, возможность, предприниматель, предпринимательская активность, намерение, экономическое развитие, испания, Корея, предпринимательская среда, Япония.


Задать вопрос