Цель: совершенствовать представление детей о пользе и использовании воды, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Обучающие задачи:
— продолжать знакомить детей со свойствами воды;
— закрепить понятие — круговорот воды в природе;
— закрепить виды агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное);
— закреплять знания детей о значении воды в жизни всего живого.
Развивающие задачи:
— развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями;
— развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
— развивать внимание, память, воображение, логическое мышление;
— развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера;
— активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные задачи:
— воспитывать бережное отношение к воде;
— воспитывать самостоятельность, активность;
— воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследования.
Оборудование: интерактивная доска; раздаточный материал: карточки «Круговорот воды в природе», цветы из салфеток, стаканчики с водой, пищевые красители.
Форма организации: подгрупповая.
Предварительная работа: беседа о пользе и свойствах воды, организация совместной деятельности взрослого и ребенка в рамках тематической недели «День Воды».
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель: — Здравствуйте ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются)
— Сегодня у нас будет не простое занятие, я предлагаю вам стать научными сотрудниками — исследователями.
— А вы знаете, кто такие научные сотрудники? (люди, которые что-то исследуют, добывают новые знания)
— Совершенно верно!
— А как выдумаете, каким должен быть научный сотрудник, какими качествами характера должен обладать исследователь? (внимательным, любознательным, настойчивым, умным)
— Правильно, и сегодня все эти качества вам пригодятся!
— Предлагаю Вам надеть халаты, вот теперь вы настоящие исследователи!!!
— А для того, чтобы узнать, что же мы будем исследовать, предлагаю вам закрыть глаза и послушать мою подсказку. Слушать нужно очень внимательно, а, чтобы все расслышать нужно соблюдать тишину. (Дети закрывают глаза, стоят спиной к песочнице, включить запись журчание воды).
— Послушали, а теперь повернитесь, что вы видите вокруг? (Показ воды в интерактивной песочнице)
—Ну, что догадались, о каком волшебном веществе мы будем говорить? (Ответ детей)
— Правильно мы будем говорить о воде. А когда был день рождения воды, кто помнит?
День рождения Воды — 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обитателей водоёмов. 22 марта — День — напоминания о том, что Вода — это Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно беречь.
— Давайте вспомним, что вы делали с вашими воспитателями и со мной? (читали стихи, рассказы, рисовали реки, моря, отгадывали загадки, и рисовали плакат «Берегите воду!»)
— Молодцы, а теперь давайте пройдем в нашу лабораторию. Сегодня мы будем закреплять знания о свойствах воды, и её значении в жизни человека, будем определять, где и в каком состоянии в нашей жизни присутствует вода, чем она полезна и выполнять еще разные интересные задания. Поэтому вам нужно быть очень внимательными и сосредоточенными научными сотрудниками. Готовы?
— Давайте поделимся на две группы исследователей, выберете, кто в вашей группе будет руководителем (дети выбирают руководителя группы).
Воспитатель: — Каждой группе необходимо свое название. Я предлагаю вам отгадать загадки и узнать, как же будет называться ваша группа. И так загадка первой группе:
Не стекло и не хрусталь,
А блестит как будто сталь,
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой
Холод от него идет.
Ну конечно это… лед.
— Первая группа исследователей — «Лёд», руководитель — …
— Загадка второй группе:
Пушистая вата, плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
— Вторая группа «Облако», руководитель -…
— Чтобы сосредоточится, собраться, правильно выполнять задания, проведем небольшую разминку.
— Давайте вспомним, кто без воды не может жить? (Люди, растения, животные, птицы)
— Почему вы так считаете?
— Как люди используют воду? (Готовят обед, пьют, купаются, стирают, моют, поливают)
— В каких трех состояниях бывает вода? (В виде льда, пара и жидкости).
— Молодцы!
— А вот первое задание. Может ли наша планета Земля остаться совсем без воды? Вам нужно стрелками показать, как происходит круговорот воды в природе. Обратите внимание картинки у всех одинаковые, но цифра 1 расставлена в разных местах (Дети работают на карточках),
— Готовы? Кто будет рассказывать о своем рисунке круговорота воды в природе? (Дети объясняют)
Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом — дождя, зимой — снега. Так происходит круговорот воды в природе.
— Мы уже с вами вспомнили, что вода бывает твёрдой, жидкой и в виде пара.
— Давайте вспомним, где мы встречаем воду в твердом состоянии? (лед, иней, сосульки, град, снежинки)
— В жидком состоянии? (роса, реки, ручьи, моря, озера, дождь)
— И в виде пара? (облака, туча, туман)
Воспитатель: — Следующее задание для ваших групп состоит в том, чтобы определить, где мы используем воду. В жидком состоянии вы очень хорошо знаете, и уже говорили, где ее использует человек, а сейчас надо вспомнить где её использует человек в виде пара, а где в виде льда.
Это задание вам нужно будет выполнить, у интерактивной панели. На голубой части экрана у вас изображены различные объекты и…
— Группе исследователей «Лед», вам необходимо выбрать те объекты, где используется лед и перенести их с голубой на белую часть экрана.
— А группе исследователей «Облако», вам необходимо выбрать те объекты, где используется пар и так же перенести их с голубой на белую часть экрана. Затем мы проверим друг у друга, а руководители групп объяснять свои выбор. Расходимся. Работаем внимательно, дружно, советуйтесь друг с другом.
Дети выполняют задания у интерактивной панели, после окончания проверяют друг у друга.
— Ребята, как мы с вами уже говорили, не один живой организм не может прожить без воды.
Как вы думаете, как вода попадает в растение? (ответы детей)
— А вот как это происходит, давайте посмотрим на примере срезанных цветов.
Просмотр видеофильма
— А теперь хотите сами проследить и так же доказать, что вода распространяется по всему организму? Для этого вам понадобится… (показ атрибутов для эксперимента, и как провести эксперимент)
— А теперь каждая группа исследователей пройдите в ваши лаборатории и давайте проведем эксперимент, может ли вода распространяется по всему организму (проводится опыт с подкрашенной пищевым красителем водой и искусственными (из салфеток) цветами).
— Эксперимент завершён, давайте подведем итог.
— Через что вода попадала в цветок?
— Совершенно верно, вода поднимается внутри стебля по сосудам, которые проходят через весь стебель, ответвляются в листья и разветвляются там. По этим сосудам вода и поступает в листья.
Сделать такой вывод нам помогли искусственные цветы. Для живых цветов требуется гораздо больше времени, эти цветы я поставила сегодня рано утром, и посмотрите, как они окрасились.
— Люди, которые составляют букеты, — флористы, уже давно используют это свойство окрашивания цветов, посмотрите, какие получились красивые цветы.
Человек — это тоже живой организм. Поэтому, когда мы пьем, влага поступает не только в рот, горло, желудок, но и в каждую нашу клеточку нашего тела, в кончики пальцев рук, ног, она двигается.
И следующее задания для ваших групп, вам нужно определить, какие профессии используют в своей работе воду.
На интерактивной панели изображены профессии, вам нужно перенести в правую часть те, профессии, где используется для работы вода, и объяснить свой выбор и решение. (Дети выполняют задания по группам у разных панелей).
— На сегодня, все задания для ваших исследовательских групп закончились. О чем мы сегодня с вами вспомнили, что делали? (Что бывает жидкой, твердой и в виде пара, а также определили, где используют лед и пар, доказали, что вода распространяется по всему организму, будь — то растение или человек)
— Понравилось вам быть ученными-исследователями?
— Что было сложно для вас (легко)?
— Что вам больше всего понравилось выполнять?
— Ребята, вы настоящие научные сотрудники, со всеми заданиями вы справились! Молодцы!