К вопросу об определении логистического управления городом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 380 раз

Библиографическое описание:

Аверкина, М. Ф. К вопросу об определении логистического управления городом / М. Ф. Аверкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6348/ (дата обращения: 19.12.2024).

Поскольку город является динамической, самоорганизующейся системой, и которой свойственны воспроизводственные процессы, то управление городом не ограничивается методами классической теории управления. Классическая теория управления, определяющая для ситуации, в которой четко выделены основные участники процесса (объект управления и субъект управления) и основные элементы, составляющие процесса управления (управляющая действие, обратная связь, контур управления). Попытка использовать классическую теорию управления на современном этапе осложнена рядом проблем. Во-первых, возникновение проблемы о соотношении «объект — субъект» при самоуправлении в системе, самоорганизующейся. В терминах теории управления имеет место ситуация, когда объект управления одновременно является субъектом управления. Во-вторых, проблема дефицита ресурсов в процессе управления. Для того, чтобы получить результат от управляющей действия, нужны определенные ресурсы (материальные, финансовые, информационные, организационные). Очевидно, что в современных условиях каждый из возможных субъектов управления устойчивым развитием города нет ресурсов, достаточных для сильного действия, монопольно определяющего перспективу развития. В-третьих, проблема порога прогноза, связана с активностью системы, самоорганизующейся. Результатом ее является непредсказуемость (или вероятностный характер прогноза) поведения системы при действиях на нее, т. е. активность подсистем города влияет на непредсказуемость по его дальнейшему развитию [1, с. 81–82].

Мы рассматриваем город как сложную динамическую систему, которая объединяет экономическую, экологическую и социальную подсистемы, функционирующей в внутренней и внешней среде, характеризуется системой входных и выходных потоков, что собственно и подтверждает позицию относительно рассмотрения города как объекта логистики.

Нами наблюдено, что в системе управления городом не учтены задачи по управлению потоками, которые функционируют в городе. Управление потоками в полном объеме предполагает управление не только движением элементов потока, но и эффективностью их использования, поэтому возникает необходимость в использовании новых подходов в управлении, в частности логистического.

Изучение логистического управления показало, что его концепция заключается в сознательном воздействии на потоки, которые взаимодействуют как совокупность потоковых процессов через их синхронизацию на основе логистических принципов и методов с целью предоставления потокам определенной направленности и получения не только экономических, но и социальных и экологических результатов деятельности субъектов объектов хозяйствования.

По нашему мнению, логистическое управление городом — это процесс целенаправленного воздействия на первичные и вторичные потоки, которые функционируют в логистической системе с целью оптимального и рационального использования всех ресурсов города.

Логистическому управлению присущи следующие функции [2, с. 22–26]:

  1. Системообразующая функция. Она представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. Логистика объединяет в систему разнородные и разноплановые процессы и, учитывая все факторы их взаимодействия и взаимовлияния, управляет этой системой, находя оптимальные решения в режиме реального времени.

  2. Интегрирующая функция обеспечивает синхронизацию всех процессов системы, задавая ритм и такт работы каждой операции в процессе. Логистика позволяет осуществить переход от частных, локальных экстремумов к общей оптимизации.

  3. Регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками, направленное на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно-экономических уровней и отраслей. В широком смысле управляющее воздействие заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам целого.

Логистическое управление городом базируется на общих принципах управления. К основным принципам логистического управления нами отнесены:

  • системность и комплексность, которые требуют управления всеми потоковыми процессами во взаимосвязи, взаимодействии и согласовании отдельных этапов бизнес-процессов с целью оптимизации всей логистической системы в городе;

  • организация учета затрат на управление первичными и связанными с ними материальными, информационными, финансовыми и сервисными (вторичными) потоками вдоль всей логистической цепи в городе;

  • согласование критериев оценки эффективности функционирования отдельных звеньев логистической цепи в городе;

  • координацию и интеграцию активного участия всех звеньев управления в принятии решений по ликвидации сбоев функционирования логистической системы города;

  • широкое использование информационных технологий и современных методов моделирования в управлении логистической системой города;

  • разработка и внедрение эффективных подсистем (технической, экономической, кадровой и юридической) для обеспечения функций логистического управления городом;

  • мониторинг надежности и качества функционирования каждого элемента логистической системы с целью предотвращения сбоев в пространственно-временной последовательности выполнения потоковых процессов в городе;

  • приведение всех функций и технологических решений в логистической системе города в соответствии с общественными требованиями по охране окружающей среды;

  • адаптацию логистической системы города к возмущениям, которые возникают со стороны внешней среды.

По нашему мнению, логистическое управление городом характеризуется:

  • трактовкой города как совокупности входных и выходных, первичных и вторичных потоков, которые объединяют материальные и нематериальные потоки;

  • особым объектом регулирования — первичных и вторичных потоков, которые проходят основными инфраструктурными образованиями (элементами) города;

  • целью сокращением потерь или расходов на организацию и обслуживание материальных и нематериальных потоков, а так же уменьшение расходов, связанных с устранением негативных последствий обусловленных движением вышеуказанных потоков.

Стоит отметить, что принципиальное отличие логистического подхода от существующего управления ресурсами в системе состоит в том, что объектом логистического управления является поток — множество объектов, воспринимается как единое целое. Как отмечено [3, с.40], в специализированных и совокупных логистических системах объектами могут быть все, прежде всего те процессы, их структуры и элементы, применяемые для достижения общей и локальной целей и реализации определенных ими функций. Взаимодействие субъектов города осуществляется путем информационных, материальных и финансовых связей, представляют собой обмен потоками, связанные с перемещением людей по городу, информации, материальных и финансовых ресурсов. По нашему мнению, необходимо выделять потоки первичные и вторичные.

К первичному потоку в городе, нами отнесен поток городского населения, который связанный с перемещением людей и нуждается в регулировании. Под потоками городского населения понимаем физическое перемещение в пространстве групп лиц между основными целевыми центрами — рабочим, образовательным, жилищным, рекреационно-обслуживающими. Планирование вторичных потоков в городе зависит исключительно от актуальной конфигурации и интенсивности первичных потоков. Например, интенсивность движения общественного транспорта прямо пропорционально зависит от количества таких целевых центров на маршруте движения. Мы считаем, что минимальное количество таких центров на маршруте движения должно быть равна двум. Из приведенного усматривается противоположный вывод, что сокращение нагрузки на транспортную сеть города, уменьшения выбросов вредных веществ от двигателей внутреннего сгорания может буди достигнуто за счет равномерного размещения таких центров на дистанции эквивалентной более 30 минутам пешеходного движения. К вторичным потокам нами отнесены материальные, финансовые, информационные потоки, которые задают интенсивность первичном потока.

Управление первичными и вторичными потоками города должно базироваться на методах логистического управления к которым отнесены:

  1. Экономические методы управления, которые реализуются за счет ценообразования, заработной платы, морального и материального стимулирования результатов труда, достижение заданных уровней рентабельности, производительности труда и т. д.

  2. Организационные методы управления, основанные на рациональном соотношении правовых норм, компетенции и профессиональных знаний специалистов, их авторитета в процессе формирования и реализации управленческих действий и организационных структур.

  3. Административные методы, которые реализуются на основе приказов, распоряжений, указаний и других нормативно-правовых актов (законов, постановлений Верховной Рады и правительства Украины), которые регулируют производственные и трудовые отношения и т. д.).

Будучи важной, составляющей рыночного механизма расширенного воспроизводства, логистическое управление формируется для реализации и согласования экономических интересов непосредственных и косвенных участников предпринимательских процессов с помощью эффективного использования ресурсов в условиях хозяйствования на определенном историческом этапе. Для объяснения сущностной основы дефиниции «цель логистического управления» следует выделить следующие ключевые моменты:

  • во-первых, цель формирования системы логистического управления заключается в создании условий, способствующих повышению результативности предпринимательской деятельности и реализации экономических интересов непосредственных участников субъектов города;

  • во-вторых, средством достижения поставленной цели является эффективное использование всех видов ресурсов, прежде всего материальных, финансовых, информационных, обеспечивающих повышение эффективности субъектов хозяйствования в городе при минимизации затрат без ухудшения качественных характеристик биржевой продукции и других активов.

Использование такого инструмента как логистическое управление городом детерминировано следующими предпосылками. Во-первых, устойчивое развитие города рассматривается через призму воспроизводственных процессов в условиях производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Воспроизводственные процессы в городе предусматривают восстановление на качественно новом уровне круговорот материальных, трудовых, природных, финансовых, информационных ресурсов.

Закономерности указанных процессов определяют все взаимосвязи и взаимозависимости в системе города. Расширенное воспроизводство производительных сил города осуществляется с помощью материальных, финансовых и информационных ресурсов между субъектами города. Воспроизводственные процессы в городе также зависят от взаимосвязей между этими субъектами. Субъекты города и взаимосвязи между ними образуют логистическую систему города.

С целью обеспечения воспроизводственных процессов в системе города как предпосылки обеспечения его устойчивого развития, целесообразно использовать такой инструмент как логистическое управление городом. Логистическое управление городом будет не только нацелено на управление первичными и вторичными потоками в городе, но и способствовать воспроизводственным процессам, созданию креативного среды удовлетворения потребностей населения города.


Литература:

  1. Прохорова М. С. Менеджмент как стратегия управления городом / М. С. Прохорова / / Коммунальное хозяйство городов. — 2006. — № 73. — С. 79–82.

  2. Лобанов Н. Б. Логистика как инструмент решения проблемы пробок в мегаполисе / Н. Б Лобанов // Транспорт российской федерации. — 2011. — № 1(32).С. 22–26.

  3. Ларина Л. Л. Формирование и обеспечение надежности региональных логистических систем: Монография. — Донецк: Норд-Пресс, 2005. — 284 с.

Основные термины (генерируются автоматически): логистическое управление, поток, город, процесс, теория управления, вид ресурсов, городское население, логистическая система, маршрут движения, устойчивое развитие города.


Задать вопрос