Проектная деятельность в старшей школе (на примере комплекса «Потамонимы Нефтеюганска и Нефтеюганского района») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Шведова, З. В. Проектная деятельность в старшей школе (на примере комплекса «Потамонимы Нефтеюганска и Нефтеюганского района») / З. В. Шведова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 178-185. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6349/ (дата обращения: 16.11.2024).

В нашей школе информатика — один из инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих ее современной и приближающей к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации.

Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является проектная деятельность. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера. Для меня очень важно включить учащихся в проектную деятельность и по другим учебным предметам.

Хотелось бы остановится на проекте «Потамонимы Нефтеюганска и Нефтеюганского района», выполненным обучающейся 10 класса Сорокиной Анастасией.

Почему именно эта тема? Анастасия родилась и выросла в Ханты-мансийском автономном округе — Югре. Своим названием округ обязан народам ханты и манси. Жизнь коренных народов и освоение Севера нашли отражение в географических названиях.

Цель данной проектной работы: исследование потамонимов Нефтеюганска и Нефтеюганского района; создание комплекса на основе исследования.

В процессе разработки автор применяла такие методы, как исследование (анализ ресурсов и результатов), поиск информации. Были использованы приёмы обобщения, классификации, сопоставления. Работа основана на применении информационных технологий.

До начала работы над этим проектом Анастасией была выполнен работа «Гидронимы ХМАО-Югры». В 2011 году она была представлена на региональном фестивале «Югра — этнокультурный диалог» в номинации «История культурного ландшафта «Память Земли»». Впоследствии она стала первой ступенью к настоящему проекту. В работе «Гидронимы ХМАО-Югры» Настя разграничила понятия «топонимика» и «топонимия», исследовала классы топонимов, проанализировала происхождение названий крупнейших водных объектов округа. Результаты оформила в виде презентации, содержащей карту с гиперссылками на объекты-гидронимы.

Гидрографическая сеть ХМАО относится к бассейну Карского моря. Она представлена большим — 19,6 тысяч [25] — количеством водотоков, озёр и болот, что является следствием избыточного увлажнения территории, равнинности рельефа и близкого залегания водоупорных горизонтов. Округ обладает густой речной сетью. На междуречьях её образуют многочисленные водотоки и озера, соединённые между собой небольшими протоками. Своеобразная речная сеть сформировалась внутри огромных болотных массивов со множеством озёр. Общая протяжённость гидросети около 100 тыс. км, из них большую часть составляют малые реки [4, с.61].

В ходе анализа топографических карт было выяснено, что только в одном Нефтеюганском районе около полутысячи названий рек и озёр. Поэтому в дальнейших исследованиях необходимо:

  1. Сузить площадь исследуемой территории.

  2. Уточнить разновидность гидронимов: пелагонимы (моря), потамонимы (реки), лимнонимы (озёра), гелонимы (болота).

Наиболее оптимальным решением будет:

  1. Выбрать исследуемой территорией Нефтеюганск (и его окрестности) и Нефтеюганский район, т. к. Настя, местный житель, имеет возможность не только сделать запрос в краеведческий музей, но и лично общаться с сотрудниками; а также по необходимости совершить выезд на объекты.

  2. Взять в качестве исследуемой разновидности гидронимов названия рек — потамонимы. В Нефтеюганском районе достаточно большое количество рек.

При создании проекта была проделана следующая работа:

  1. Посещение МУ «Историко-художественный комплекс» (филиала «Музей реки Обь»).

Эта часть работы очень важна для проведения дальнейшего исследования. В ходе бесед с сотрудниками была оценена важность и сложность работы и получена часть справочной информации.

  1. Посещение МУК «Городская библиотека» г. Нефтеюганска и Тюменской областной научной библиотеки им. Д. И. Менделеева.

В ходе бесед с сотрудниками библиотек была получена часть справочной информации.

  1. Организация информационной базы (словари, справочники, статьи) для дальнейшего анализа. Анализ.

Это было возможным благодаря использованию определенных источников информации (см. библиографический список). Анастасия уточнила территориальное расположение народов ханты и манси (на уровне групп), узнала о различиях диалектов хантыйского языка.

  1. Анализ топографических карт

На данном этапе Настя подробно изучила топографические карты и внесла результаты наблюдений в таблицу. Затем составила список объектов (рек, озёр, населённых пунктов) для статистической обработки и выявления связей между ними.

  1. Составление таблицы для подробного анализа.

Для удобства работы обучающейся была составлена таблица, содержащая сведения, необходимые исследователю. Однако она не предназначена для широкого круга, так как информация оформлена в виде, неудобном для восприятия. Ниже приведен фрагмент таблицы (участок «Нефтеюганск»).

Реки, протоки

Озера

Острова

Урочища

Населенные пункты Разъезды

Аношкина

Бол. Варьеган

Вакурпас

Вынга

Кавык

Каркатеевская

Комарья

Минчимкина

Обь

Окуневка

Пим

Протока Андрюшкина

Протока Бол. Гнилая

Протока Бол. Кучиминская

Протока Бол. Сонтарова

Протока Бол. Юганская (Горная)

Протока Валинская Курья

Аброшина Яма

Ай-Вайтор

Варисовские Ямы

Картошка

Материковое

Минеевское

Перешеечные

Саймино

Солкина Курья

Соровое

Тундринская Курья

Щучье


Бол. Камаева

Варисовский

Камаева

Кисарский

Пилюгинский Песок

Сангапайский

Шитова


Городской остров

Митрохинский Яр

Нижний Майоровский Яр

Пепелик

Сайгатинский Яр

Солка

Солкин остров

Сосновый остров

Тундринский материк

Шестаков остров


Высокий Мыс

Нефтеюганск

Пилюгина

Рыбачий

Сайгатина

Сангапай (в.п.)

Тундрино

Усть-Балык

Чеускино




Именно поэтому возникла необходимость представления информации в удобной форме. Эта форма — комплекс (группа файлов в электронном виде и брошюра). Анастасия решила, что для оформления данных о происхождении рек будет использована форма презентации для виртуального путешествия. Также в комплекс будут включены текстовые документы: словарь, справочник путешественника, путеводитель по картам.

  1. Поездка по району с целью ознакомления с потамонимами.

Важный этап. Во время поездки по Нефтеюганскому району Анастасия провела фотографическую съемку, ознакомилась с интересными названиями рек.

На основе изученных материалов создан комплекс, состоящий из 5 объектов. Все компоненты входят в комплекс в электронном виде; третий, четвёртый и пятый компоненты оформлены в виде брошюрированной книги.

    1. Презентация «Реки Нефтеюганска и Нефтеюганского района»

Данная презентация включает в себя карту Нефтеюганского района с гиперссылками на слайды, содержащие пояснения к каждому потамониму. Переход осуществляется при помощи управляемых кнопок. Содержит 69 слайдов.

Карта с границами района уникальна. Она составлена Анастасией на основе материалов сайта http://maps.yandex.ru/, была собрана из фрагментов (так как копирование необходимого участка карты невозможно по техническим причинам, а масштаб страницы не позволяет сделать снимок (с помощью клавиши PrtScr) всего района).

Уникальными являются фотографии дорожных указателей рек. Они сделаны Настей во время поездки по району. Необходимость в них появилась во время поиска иллюстраций: в поисковых системах не нашлось фотографий многих рек.

    1. Презентация «Гидронимы ХМАО-Югры»

Данная презентация включает в себя карту ХМАО с гиперссылками на слайды, содержащие пояснения к каждому гидрониму. Переход осуществляется при помощи управляемых кнопок. Содержит 46 слайдов.


Крайне маловероятно, что пользователь сможет и захочет ознакомиться с несколькими сотнями потамонимов или с несколькими тысячами гидронимов, поэтому в презентации включены наиболее известные и значительные, а также те, значения которых точно известны. Если пользователь всерьёз заинтересуется данной темой, он имеет возможность воспользоваться остальными компонентами комплекса или обратиться к автору.

    1. Справочник путешественника

Текстовый документ «Справочник путешественника» включает в себя таблицы, соответствующие 15 частям топографической карты. Они содержат названия рек, озёр, урочищ, островов, населённых пунктов. Документ будет полезен при подробном изучении карты, а также при исследовании взаимосвязи названий рек с названиями озёр, населённых пунктов.

    1. Алфавитный справочник топонимов

Текстовый документ «Алфавитный справочник топонимов» включает в себя статистические данные, а именно названия рек, озёр, урочищ, островов, населённых пунктов с подсчётом их количества. Составлен на основе топографических карт.

Автор исследовала 651 топоним, из них:

  • рек, проток — 360;

  • озёр — 158;

  • островов — 11;

  • урочищ — 22;

  • населённых пунктов — 100.

    1. Тематический словарь

Включает в себя слова из языков местных народов, употреблённые в названиях географических объектов Нефтеюганского, Сургутского, Ханты-Мансийского районов. Основа словаря — хантыйский язык, так как большая часть топонимов Нефтеюганского района и смежных территорий имеет хантыйское происхождение.

Словарь содержит:

  • 157 слов хантыйского языка;

  • 11 слов мансийского языка;

  • 3 слова ненецкого языка.

Кроме того, каждое слово дополнено примерами топонимов.

Принцип организации словаря:

Текстовый документ «Тематический словарь» включает в себя слова из языков местных народов (преимущественно ханты), употреблённые в названиях географических объектов. Составлен на основе интернет-ресурсов. Содержание документа будет интересно широкому кругу.

Созданный комплекс был апробирован на уроках краеведения, истории, географии и русского языка. Применялся на уроках информатики в качестве демонстрационного материала по теме «Создание презентаций». Получил положительные отзывы педагогов и учащихся.

Данная работа не имеет аналогов среди изученных ресурсов, так как в них представлены либо сугубо научные исследования, либо сведения о знаменитых объектах, не отличающиеся разнообразием. Работа имеет значение как с научной, так и с практической точки зрения (ориентирована на демонстрацию широкому кругу людей).


Литература:

  1. http://maps.yandex.ru/

  2. http://maps.google.com/

  3. Топографическая карта Нефтеюганского района и смежных территорий. Издания 1979г. (12 частей), 1980г. (1 часть), 1981г. (1часть), 1990г. (1 часть)

  4. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Том II (природа, экология). ООО НПФ «ТАЛКА-ТДК». Стр.16. Карта Нефтеюганского района. Редакторы: Дикунец В. А., Лисицкий Д. В., Макеев В. Н., Тикунов В. С. Стр.64–65. Гидрографическая карта. Авторы: Губанов М. Н., Масленникова В. В. Научные редакторы: Айбулатов Д. В. Редакторы: Масленникова В. В.

  5. www.tumenlib.ru

  6. http://www.dissercat.com/

  7. Исламова Ю. В. «Субстратная топонимия Нижне-Среднего Приобья»,Сургут.

  8. http://www.znamenskol.ru/

  9. http://soobscha.tomsk.ru/

  10. www.admhmao.ru

  11. http://www.admoil.ru/

  12. http://www.ugrainform.ru/

  13. http://www.gublibrary.ru/

  14. http://in-yaz-book.ru

  15. www.twirpx.com

  16. http://uz-translations.su/

  17. http://libraries-yanao.ru/

  18. http://www.nvobrazovanie.ru/

  19. http://fotki.yandex.ru/

  20. http://images.yandex.ru/

  21. http://club.foto.ru/

  22. www.ugra-media.com

  23. http://www.tobolsk-eparhia.ru/

  24. http://salym.ya.ru/

  25. Лезин, 1999.


Основные термины (генерируются автоматически): Нефтеюганский район, Нефтеюганск, река, Гидроним ХМАО-Югры, Справочник путешественника, текстовый документ, хантыйский язык, проектная деятельность, справочная информация, Тематический словарь.


Похожие статьи

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Проектная деятельность в основной общей школе и использование интерактивной технологии формата «печа-куча»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Путешествие на ракете»

Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» (из опыта работы)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Похожие статьи

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Проектная деятельность в основной общей школе и использование интерактивной технологии формата «печа-куча»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Путешествие на ракете»

Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» (из опыта работы)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Задать вопрос