Цели: Закрепления знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Фонематическое восприятие», «Лексико-грамматические категории», «Обучение грамоте», «Связная речь», «Познавательное развитие», «Окружающий мир».
– Интеграция образовательных областей «Речевое», «Познание», «Социально-коммуникативное», «Физическое».
Организационный момент
Дети вместе с логопедом в приемной находят письмо с характерным запахом и обгоревшим краем
Логопед: «Какой странный запах, вам не кажется? Чем здесь пахнет?»
Ответы детей: «Пожаром»
Открывают конверт, внутри, которого лежит перо и набор слогов.
Логопед: «Давай попробуем сложить из слогов слово? Что получилось? Что это может означать?»
Ответы детей: «Случился пожар. Это перо птицы. Требуется наша помощь»
Логопед: «А кто тушит пожары? как называется эта профессия»
Дети с конвертом проходят в группу. В группе находят карту, перо птицы.
Ход занятия
Логопед: «На чем мы с вами отправился тушить пожар?»
Ответы детей: самолет, лодка, автобус, машина.
Логопед: А как все эти средства передвижения называются, одним словом?
Ответы детей: «Транспорт».
Логопед: «Замечательно. А давайте мы сегодня попутешествуемна поезде»
Ответы детей: «Давайте».
Логопед: «Ребята, прежде чем занять место в вагоне, что необходимо сделать?»
Ответы детей: «Купить билеты»
Логопед: «Прошу каждого выбрать свой билетик»
Дети выбирают картинки на звук Р
Упр. «Найди свое место»
Дети занимают места в поезде. Соответственно первый вагон-звук в начале слова, 2- в середине слова, 3-в конце слова. Находят место звука Р в словах.
Логопед: «Займите свои места в поезде»
Когда дети определили свои места, нашли место звука в словах, звучит звуковой сигнал: «Внимание, внимание скорый поезд 27 «Детский сад-лес» отправляется»
Логопед: «Пока мы едем, скажите мне, кто ведет поезд, как называется эта профессия. Ответы детей: «Машинист»
Логопед: «Пока машинист ведет поезд к следующей станции, мы поиграем. Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их, правильно и чётко проговаривая звуки».
РА — РЯ — РА — начинается игра.
РИ — РЫ — РИ — чисто говори
ДА — ДО — ДА — едут поезда
ДИМ-ДОН-ДИМ — мы в вагоне сидим
ЛА — ЛЯ — ЛА — здесь скала
УРЬ — УР — УРЬ — не боимся бурь.
ШО — СО — ШО — у меня все хорошо.
ЖУ — ЗУ — ЖУ — я со звуками дружу.
ЩУ — СЮ — ЩУ — я звуки отыщу.
БРО — БРА — БРО — делайте всегда добро.
РЫ — ЛЫ — РЫ — наступил конец игры.
Звучит звуковой сигнал «Прибытия»
Дети смотрят карту, озвучивают место, к которому прибыли, в случае затруднения, логопед с помощью наводящих вопросов подсказывает.
Логопед: «Ребята смотрите перед нами болото. Чтоб сухими нам пройти и болото перейти, смело ты по кочкам шагай, и имя свое называй»
Упр. «Раздели слова на слоги» Дети выбирают дорожку по количеству слогов в слове, соответственно столько и кочек должны прошагать дети.
Логопед: «Мы с вами добрались по озера. Посмотрите, кто здесь живет?»
Ответы детей:
Звучит звук воды
С помощью сачка дети убирают мусор из озера. При этом проговаривая правило поведения возле водоемов.
Игра «Рыбалка» Упр. на дифференциацию звуков по твердости — мягкости. Дети с помощью удочки ловят рыбок, называя картинки, кладут в синие или зеленое ведро.
Логопед: «Как здорово у нас с вами все получилось. Куда нам идти дальше?»
Дети смотрят на карту и идут к поляне.
Игра «Потуши огонь» Упр. на развитие мелкой моторики, координацию в пространстве.
С помощью тележек и логопчел дети перевозят воду к поляне.
Логопед: «Ребята, мы потушили огонь. Давай посмотрим, кто на поляне живет?»
На мольбертах висят предметные картинки животных.
Логопед: «Животные забыли, как их зовут, давайте поможем им вспомнить их имена»
Упр. «Звуковой анализ слова»
Дети делятся на пары и выкладывают звуковой анализ слова.
Логопед: «Нам пора возвращаться домой. Прошу занять свои места в поезде»
Звучит звуковой сигнал отправления поезда.
Логопед: Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны. А бывают звуки речи, мы их точно знать должны. Послушайте одну историю про то, что бывает, если звуки речи не исправляют.
Логопедическая сценка.
Л-д : Встретил жук в густом лесу симпатичную осу :
Жук : Ах, какая модница, пожвольте пожнакомитша?
Оса : Увазаемый плохозый, ну на сто это похозе? Вы не пледставляете, как вы сепелявите!
Л-д : И красавица оса улетела в небеса.
Жук : Штланная глажданка, навелно иноштланка!
Л-д : Жук с досады кренделями по поляне носится.
Жук : Это ж надо было так. Опроштоволоситься. Как бы вновь не оказаться в положении таком — Нужно шрочно жаниматься Иноштранным яжыком.
Логопед: Вот что бывает, когда звуки не исправляют. Ребята, для чего нужно правильно говорить? (для того, чтобы понять друг друга) . Правильно, наша речь состоит из разных звуков, а некоторые из них считаются трудными, они не у всех сразу получаются. Сегодня мы увидим и услышим, как наши ребята научились красиво и правильно произносить звуки.
Давайте вспомним, какие звуки бывают? (гласные и согласные)
Какие они бывают? Сколько их?
Положите в правую тележку мягкие согласные, а в левую твёрдые согласные.
А пока мы плывем, давайте поиграем. (Игра с мячом)
Молодой-Старый
Быстрый-Медленный
Начало-Конец
Мокрый-Сухой
Широкий-Узкий
Чистый-Грязный
Хорошо-Плохо
Горячий-Холодный
Маленький-Большой
Тихо-Громко
Пустой-Полный
Небо-Земля
И красавица оса
Улетела в небеса.
— Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
2. Что такое звуки, (буквы?
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнёт коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой
И бывает очень злой!
Без хвоста, без рук, без ног,
Этот рыженький зверёк
Согревает, кормит, светит,
Взрослым людям первый друг!
Если с ним играют дети –
Тут же вырвется из рук,
Расшипится, растрещится –
Уничтожит все вокруг! (огонь)