С середины XX века начали развиваться новые подходы к управлению, основанные на теории систем и науки об информации. В разработке находились концепции «принятия решений», «организационного поведения», «адаптивных систем», «поведенческой теории фирмы», «теории участия», «промышленной демократии», «ситуационной теории», «теории хаоса» и другие [1]. Многие из них делают упор в своих исследованиях сразу на несколько школ. Для преодоления несоответствий деления современной теории менеджмента на отдельные школы принято выделять два направления:
Рационалистическое, берущее начало от школы научного управления и административной школы, и вплоть до применения современной методологии системного и ситуационного анализа, математического моделирования и электронно-вычислительных машин;
Поведенческое, берущее начало от школы «человеческих отношений», анализирующее социальную специфику организаций на основе методов, подходов и результатов таких дисциплин, как социологии и психологии.
Но именно взаимосвязь всех школ создает эффективный и профессиональный менеджмент.
Технический прогресс, развитие производства, иные социально-экономические и политические условия ставили перед теорией и практикой управления все новые проблемы.
Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных проявлениях [9]. В различные периоды на первый план выдвигались то одни, то другие проблемы. В 50–60-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления. В 60–70-е годы возникает стратегическое планирование. В 80-е годы произошел переход передовых западных фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению.
То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента [5], и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».
Таблица 1
Развитие системы управления как научной дисциплины
Научные школы |
Представление об объекте организации управления |
Главная составляющая объекта |
Вклад в методологию управления |
Критерий оценки результативности управления |
Научного управления |
Производственный процесс |
Трудовой процесс, работник как производительный фактор |
Методы анализа рабочего времени и рабочих движений, нормирование труда, правила подбора и обучения рабочих и т. д. |
Рост производительности труда за счет интенсификации |
Административная (классическая) |
Предприятие |
Управленческий процесс |
Принципы функционального разделения труда, модели линейной и штабной организационных структур |
Рентабельность производства |
Поведенческих отношений |
Предприятие как социальная система |
Человеческий фактор. Работник как социальный фактор |
Социально-психологический инструментарий, использование приемов науки психологии и социологии в управлении человеческими отношениями |
Повышение эффективности деятельности предприятия через удовлетворение интересов работников |
Количественного подхода |
Совокупность процессов производства и управления |
Процесс управления |
Методы моделирования процессов управления, разработки управленческих решений |
Эффективность процесса управления |
Процессного подхода |
Предприятие как совокупность объекта и субъекта управления |
Производственный и управленческий процессы |
Методология проектирования автоматизированных систем управления |
Эффективность процесса управления |
Системный подход |
Предприятие как открытая система |
Предприятие в микро-, макросреде |
Универсальные понятия и методы исследования объектов с учетом внутреннего многообразия, целостности, органической взаимосвязи их элементов и внешней среды; методология стратегического управления |
Разработка и реализация глобальной стратегии предприятия |
Ситуационный подход |
Предприятие в микро-, макросреде |
Конкретные ситуации функционирования объекта в микро-, макросреде |
Операционный подход к анализу и разработке решений |
Критерии глобальной оптимизации |
Из таблицы 1, можно наблюдать преобразование менеджмента из «организатора» в «контролера» в системе сложного объекта, функционирующего в среде многофакторного развития.
Рассмотрим детально особенности и отличия американской и японской моделей менеджмента. Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов) [3]. Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе:
цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени;
основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства;
организационная структура строится но функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам);
решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.
Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У.Оучи в его так называемых «Теории Z» и «Теории А».
Идеальная (в смысле эффективности и интегрированности) организация, по мнению У.Оучи, не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. В качестве примера коллектива с такой структурой им приводится хорошо сыгранная баскетбольная команда [10].
Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве — основные характеристики этой модели управления [7]. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.
Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.
Характеристика основных типов организаций по Оучи [10].
Организация типа «А» (американская модель).
найм работников на относительно короткое время;
индивидуальное принятие решений;
индивидуальная ответственность;
быстрое развитие и продвижение;
механизмы явного, точного контроля;
способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали);
избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому.
Организация типа «J» (японская модель).
пожизненный найм работников;
коллективное принятие решений;
коллективная ответственность;
медленное развитие и продвижение;
механизмы косвенного контроля;
способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход);
холистический (целостный) подход к работнику как личности.
Организация типа «Z».
долгосрочный найм;
коллективное принятие решений;
индивидуальная ответственность;
медленное развитие и продвижение;
косвенный, неформальный контроль с точными формализированными критериями;
умеренно специализированная карьера работников;
холистический подход, включая семью.
Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:
ставка делается на человека самореализующегося (в отличии от человека экономического и человека социального);
фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как «клан»;
фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.
Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе [2]. Фирма — «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.
Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды [8]. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.
Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т. п.).
Можно сделать объективный вывод, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать свою собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели:
размер фирмы;
характер продукции;
характер среды, в которой она действует.
С точки зрения последнего фактора, выделяют следующие модели управления:
модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;
модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;
модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.
Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняются сама фирма и ее среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4–5 лет [4]. Общее же направление эволюции — переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.
Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. Исходя из данного утверждения, она должна иметь следующие характеристики:
небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;
небольшое число уровней управления;
структура, основанная на группах (командах) специалистов;
характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.
Литература:
Виханский, О. С. Менеджмент. Век 20 — век 21. Сборник статей / О. С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2004.
Истомин, Е. П. Теория организации. Системный подход / Е. П. Истомин, А. Г. Соколов. — М.: Андреевский дом, 2009.
Кочетков, Г. Б. Корпорация. Американская модель / Г. Б. Кочетков. — СПб.: Питер, 2005.
Мардас, А. Организационный менеджмент / А.Мардас. — СПб.: Питер, 2003.
Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Вильямс, 2009.
Огарков, А. А. Управление организацией / А. А. Огарков. — М.: Эксмо, 2006.
Портер, М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? / М.Портер. — М.: Альпина, 2005.
Поршнев, А. Г. Менеджмент. Теория и практика в России / А. Г. Поршнев. — М.: ФБК-Пресс, 2003.
Семенова, И. И. История менеджмента / И. И. Семенова. — М.: Юнити-Дана, 2010.
Хаве, С. Ключевые модели менеджмента / С.Хаве. — М.: Бином, 2007.