Формирование системы управления в современных условиях развития менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 5303 раза

Библиографическое описание:

Ломакин, А. Ю. Формирование системы управления в современных условиях развития менеджмента / А. Ю. Ломакин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6393/ (дата обращения: 19.12.2024).

С середины XX века начали развиваться новые подходы к управлению, основанные на теории систем и науки об информации. В разработке находились концепции «принятия решений», «организационного поведения», «адаптивных систем», «поведенческой теории фирмы», «теории участия», «промышленной демократии», «ситуационной теории», «теории хаоса» и другие [1]. Многие из них делают упор в своих исследованиях сразу на несколько школ. Для преодоления несоответствий деления современной теории менеджмента на отдельные школы принято выделять два направления:

  1. Рационалистическое, берущее начало от школы научного управления и административной школы, и вплоть до применения современной методологии системного и ситуационного анализа, математического моделирования и электронно-вычислительных машин;

  2. Поведенческое, берущее начало от школы «человеческих отношений», анализирующее социальную специфику организаций на основе методов, подходов и результатов таких дисциплин, как социологии и психологии.

Но именно взаимосвязь всех школ создает эффективный и профессиональный менеджмент.

Технический прогресс, развитие производства, иные социально-экономические и политические условия ставили перед теорией и практикой управления все новые проблемы.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных проявлениях [9]. В различные периоды на первый план выдвигались то одни, то другие проблемы. В 50–60-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления. В 60–70-е годы возникает стратегическое планирование. В 80-е годы произошел переход передовых западных фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению.

То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента [5], и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».

Таблица 1

Развитие системы управления как научной дисциплины

Научные школы

Представление об объекте организации управления

Главная составляющая объекта

Вклад в методологию управления

Критерий оценки результативности управления

Научного управления

Производственный процесс

Трудовой процесс, работник как производительный фактор

Методы анализа рабочего времени и рабочих движений, нормирование труда, правила подбора и обучения рабочих и т. д.

Рост производительности труда за счет интенсификации

Административная (классическая)

Предприятие

Управленческий процесс

Принципы функционального разделения труда, модели линейной и штабной организационных структур

Рентабельность производства

Поведенческих отношений

Предприятие как социальная система

Человеческий фактор. Работник как социальный фактор

Социально-психологический инструментарий, использование приемов науки психологии и социологии в управлении человеческими отношениями

Повышение эффективности деятельности предприятия через удовлетворение интересов работников

Количественного подхода

Совокупность процессов производства и управления

Процесс управления

Методы моделирования процессов управления, разработки управленческих решений

Эффективность процесса управления

Процессного подхода

Предприятие как совокупность объекта и субъекта управления

Производственный и управленческий процессы

Методология проектирования автоматизированных систем управления

Эффективность процесса управления

Системный подход

Предприятие как открытая система

Предприятие в микро-, макросреде

Универсальные понятия и методы исследования объектов с учетом внутреннего многообразия, целостности, органической взаимосвязи их элементов и внешней среды; методология стратегического управления

Разработка и реализация глобальной стратегии предприятия

Ситуационный подход

Предприятие в микро-, макросреде

Конкретные ситуации функционирования объекта в микро-, макросреде

Операционный подход к анализу и разработке решений

Критерии глобальной оптимизации


Из таблицы 1, можно наблюдать преобразование менеджмента из «организатора» в «контролера» в системе сложного объекта, функционирующего в среде многофакторного развития.

Рассмотрим детально особенности и отличия американской и японской моделей менеджмента. Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов) [3]. Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе:

  1. цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени;

  2. основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства;

  3. организационная структура строится но функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам);

  4. решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У.Оучи в его так называемых «Теории Z» и «Теории А».

Идеальная (в смысле эффективности и интегрированности) организация, по мнению У.Оучи, не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. В качестве примера коллектива с такой структурой им приводится хорошо сыгранная баскетбольная команда [10].

Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве — основные характеристики этой модели управления [7]. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Характеристика основных типов организаций по Оучи [10].

  1. Организация типа «А» (американская модель).

  1. найм работников на относительно короткое время;

  2. индивидуальное принятие решений;

  3. индивидуальная ответственность;

  4. быстрое развитие и продвижение;

  5. механизмы явного, точного контроля;

  6. способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали);

  7. избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому.

  1. Организация типа «J» (японская модель).

  1. пожизненный найм работников;

  2. коллективное принятие решений;

  3. коллективная ответственность;

  4. медленное развитие и продвижение;

  5. механизмы косвенного контроля;

  6. способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход);

  7. холистический (целостный) подход к работнику как личности.

  1. Организация типа «Z».

  1. долгосрочный найм;

  2. коллективное принятие решений;

  3. индивидуальная ответственность;

  4. медленное развитие и продвижение;

  5. косвенный, неформальный контроль с точными формализированными критериями;

  6. умеренно специализированная карьера работников;

  7. холистический подход, включая семью.

Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:

  • ставка делается на человека самореализующегося (в отличии от человека экономического и человека социального);

  • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как «клан»;

  • фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе [2]. Фирма — «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды [8]. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.

Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т. п.).

Можно сделать объективный вывод, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать свою собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели:

  • размер фирмы;

  • характер продукции;

  • характер среды, в которой она действует.

С точки зрения последнего фактора, выделяют следующие модели управления:

  • модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;

  • модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;

  • модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;

  • модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.

Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняются сама фирма и ее среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4–5 лет [4]. Общее же направление эволюции — переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. Исходя из данного утверждения, она должна иметь следующие характеристики:

  • небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;

  • небольшое число уровней управления;

  • структура, основанная на группах (командах) специалистов;

  • характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.


Литература:

  1. Виханский, О. С. Менеджмент. Век 20 — век 21. Сборник статей / О. С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2004.

  2. Истомин, Е. П. Теория организации. Системный подход / Е. П. Истомин, А. Г. Соколов. — М.: Андреевский дом, 2009.

  3. Кочетков, Г. Б. Корпорация. Американская модель / Г. Б. Кочетков. — СПб.: Питер, 2005.

  4. Мардас, А. Организационный менеджмент / А.Мардас. — СПб.: Питер, 2003.

  5. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Вильямс, 2009.

  6. Огарков, А. А. Управление организацией / А. А. Огарков. — М.: Эксмо, 2006.

  7. Портер, М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? / М.Портер. — М.: Альпина, 2005.

  8. Поршнев, А. Г. Менеджмент. Теория и практика в России / А. Г. Поршнев. — М.: ФБК-Пресс, 2003.

  9. Семенова, И. И. История менеджмента / И. И. Семенова. — М.: Юнити-Дана, 2010.

  10. Хаве, С. Ключевые модели менеджмента / С.Хаве. — М.: Бином, 2007.


Основные термины (генерируются автоматически): модель управления, внешняя среда, организация типа, ситуационный подход, стратегическое управление, фирма, японская модель, индивидуальная ответственность, медленное развитие, научное управление.


Похожие статьи

Значение управления человеческими ресурсами в современных условиях функционирования предприятия

Маркетинговые коммуникации как инновационный инструмент управления бизнесом в современных условиях экономики

Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования

Актуальность управления и организации инвестиционного проектирования в строительстве в современной России

Особенности управленческого и финансового учета в современных условиях

Проблемы управления персоналом в условиях трансформации общества в информационное

Роль управленческого учета в организации менеджмента в современном корпоративном управлении

Проблемы риск-менеджмента в современных условиях

Роль инновационного бизнеса в условиях углубления рыночных отношений

Междисциплинарная интеграция в системе современного экономического образования

Похожие статьи

Значение управления человеческими ресурсами в современных условиях функционирования предприятия

Маркетинговые коммуникации как инновационный инструмент управления бизнесом в современных условиях экономики

Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования

Актуальность управления и организации инвестиционного проектирования в строительстве в современной России

Особенности управленческого и финансового учета в современных условиях

Проблемы управления персоналом в условиях трансформации общества в информационное

Роль управленческого учета в организации менеджмента в современном корпоративном управлении

Проблемы риск-менеджмента в современных условиях

Роль инновационного бизнеса в условиях углубления рыночных отношений

Междисциплинарная интеграция в системе современного экономического образования

Задать вопрос