Основная идея и актуальность
На участке нашей группы есть огород, за которым мы вместе с детьми ухаживаем. Весной мы сажаем разные овощи, поливаем их, пропалываем. Осенью собираем урожай. Расставаться на зиму с огородом, детям не хотелось и, поэтому, дети, предложили посадить огород на окне и попробовать посадить горох, огурцы, помидоры, лук, салат, петрушку. Перед тем, как начать сажать овощи, мы изучили, что такое овощи, какие они бывают и как растут. Мы, с детьми, рассматривали картинки и читали книги, о том, как растут овощи на огороде и на окне. Чем отличается посадка овощей зимой, на окне. Изучили и особенности ухода и освещения.
В маленькие ящички мы насыпали земли и посадили семена. Некоторые семена решили сначала оставили прорастать в мокрой тряпочке (горох и огурцы). Семена помидоров посадили в тепличку. Все посадки хорошо полили. Скоро горох и огурцы у нас проросли, и мы посадили их в землю. А с горошинами провели опыт: в прозрачные стаканчики посадили одну горошину вниз корнем, а другую вверх. И стали ждать, что получиться. Первая взошла горошина, посаженная правильно, вниз корнем. А у второй корень повернул вниз. Она взошла позже, но дала два росточка. Почему так произошло, мы, с детьми, продолжаем изучать.
Помидоры, которые мы выращивали в тепличке, быстро взошли, потом, немного подросли, и дети рассадили их в ящички. Ребята узнали, из книг, что это называется пикировкой.
Из книг, так же, узнали, что, чтобы овощи хорошо росли, световой день у них должен быть длинный, а сейчас осень и поэтому света растениям не хватает. И поэтому, чтобы наш огород хорошо рос, мы поставили ящички под специальные лампы, как это делают в настоящих теплицах.
Сейчас наш «огород на подоконнике» продолжает хорошо расти, ребята ухаживают за ним, поливают, рыхлят землю.
А потом ребята подумали, что скоро уйдут в школу, и в нашу группу придут малыши, младшие братья и сестры. Они еще маленькие и сами огород посадить не смогут. А им тоже захочется узнать, как растут овощи. И тогда дети предложили, сделать для них «огород для маленьких». Долго обсуждали из каких материалов можно сделать «огород для маленьких», ведь он должен быть: познавательным, безопасным и в него должно быть интересно играть. Решили попробовать сделать огород из фетра.
Для этого ребятам пришлось научиться шить. Это очень непросто, надо делать ровные стежки и смотреть, чтобы нитка не путалась. Мы, воспитатели, научили детей сшивать детали будущих изделий, сделали выкройки разных овощей, показывали и рассказывали, как правильно шить.
Сначала сделали грядки из фетра, набили их синтепухом. Потом сшили сами овощи. Дети сшивали детали вместе, потом выворачивали их и набивали синтепухом. На некоторых вышивали точки и полосочки или делали декоративные строчки. Взрослые, помогали зашивать края готовых овощей и пришивать к ним листики. Мы, с ребятами, постарались сделать наш огород для маленьких похожим на настоящий, чтобы малышам интересно было играть и изучать овощи.
Цель: Познакомить детей с овощами, какие они бывают, как растут, какие условия требуются им для роста. Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе посева семян и выращивания овощей на окне. Создать условия для обучения детей шитью.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
- Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
- Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
- Развивать мелкую моторику при шитье и умение пользоваться иголкой и ниткой.
- Развивать внимание и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
- Воспитывать дружеские чувства к малышам и желание сделать для них интересную и полезную игру.
- Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Ресурсное обеспечение:
Принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, совочки, лейки, контейнеры для рассады, цветочные горшки, элементы декораций. Фито лампы. Фетр разных цветов, ножницы, иглы, нитки разных цветов, нитки мулине, клей, проволока.
Ожидаемые результаты:
Дети познакомятся с разными овощами, узнают, какие они бывают, их происхождение. Они узнают, что у разных овощей съедобны разные части растений, плоды, корни(корнеплоды), цветы, листья. Научатся самостоятельно сеять семена и выращивать овощи на окне, а также узнают, что нужно растению для роста и развития. Научатся ухаживать за растениями. Дети овладеют навыком работать с иголкой и умением делать разные швы, сшивать детали, выворачивать их и набивать синтепухом, и оформлять готовую поделку декоративными стежками и элементами вышивки. Создавая разные овощи, дети сами сделают фетровый огород для малышей.
Методы и средства реализации:
Образовательные области |
Совместная деятельность детей и воспитателей |
Совместная деятельность детей и родителей |
Самостоятельная деятельность детей |
Социально- коммуникативное развитие |
Беседа с детьми: «Овощи, какие они бывают и почему у разных овощей съедобны разные части растения» Беседа с детьми «Почему люди выращивают Овощи? Чем они полезны?» Беседа: «Из каких стран приехали разные овощи, и где они и сейчас встречаются в дикой природе?» Игра «Я садовником родился…» Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?). |
Заседание детско- взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Какие овощи вы выращиваете на даче? Ваши любимые овощи». инсценировка родителей вместе с детьми сказки «Вершки и корешки» |
Рассматривание в книжном уголке Открыток с изображением разных овощей. Совместная сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». |
Познавательное развитие |
НОД «Знакомство детей с понятием «овощи», разными их частями (корень, стебель, листья, цветы), какие части растений съедобны у разных овощей». «Формирование понятия о растении как живом организме, нуждающемся в солнечном свете, воде и питательных веществах находящихся в почве» «Формирование понятий о необходимости специальных условий для овощей, выращиваемых на подоконнике в зимний период. «Сенсорное развитие в процессе ознакомления с листьями, формами стеблей и цветов разных овощей» НОД «Знакомство с разными видами ткани, из чего их делают» «Знакомство с фетром и войлоком, рассказ о том, что эти материалы валяют из шерсти» «Волшебница иголка, как с ней обращаться и что можно сшить иголкой» «Как шьют одежду и другие вещи, различные поделки, что такое выкройка и зачем она нужна» |
Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Предложить родителям, вместе с детьми, сшить дома какую-нибудь поделку. |
Дидактические игры «Овощное лото» Разрезные картинки «Собери овощ». Дидактическая игра «Вершки и корешки» Конструктор ЛЕГО «Огород» |
Речевое развитие |
НОД: Чтение детям книг Герды Мюллер «Как растут овощи». Джани Родари «Чиполлино» НОД «Ознакомление детей с Стихотворениями: Ю. Мориц «Арбузик». А Барто «Глушит сорная трава» Б. Заходер «Помидор», Л.Генералова «Почему от лука плачут?» А. Прокофьев «В огороде много гряд» Ю. Тувим «Овощи». С. Михалков «Овощи». Т. Петухова «Толстячок — кабачок», «Редиска». Г Яснов «Во саду ли, в огороде» Разучивание сценки «Спор овощей» и показ ее в младшей группе. |
Домашнее задание: «Домашнее чтение стихотворений поэтов об овощах» Придумать дома с родителями проект огорода на подоконнике с декоративными элементами. и рассказать о нем другим детям в группе. |
Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Овощи». Беседы о том, как вырастить разные овощи. |
Художественно- эстетическое развитие |
НОД Рисование: «Натюрморт с овощами», «Огород в деревне», «Теплица», «Чиполлино и его друзья» «По книге Герды Мюллер «Как растут овощи» Таня и ее огород», «Как Таня с друзьями сажала огород дома» «Какие овощи мы хотим вырастить на своем огороде на окне» Лепка: «Корзина с овощами». «Арбуз» «Тыква», «Стручки горошка на тарелке» «Овощи, которые мы хотим сшить для малышей» Аппликация: «Овощи на блюде», «Огород», Лепка овощей из соленого теста для игры в магазин. |
Домашнее задание: нарисовать, как может выглядеть огород на подоконнике в дошкольном учреждении. |
Рисование, лепка, аппликация в свободное время. В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме: «Овощи, Натюрморты с овощами» |
Физическое развитие |
Подвижные игры на прогулке: «Я садовником родился», эстафеты: «Кто быстрее соберет урожай» «Переноска овощей», русская народная игра «Кабачок» |
Заседание взросло- детского клуба «Задоринка» «Мама папа я —спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «Овощи»). |
Подвижные игры в свободное время по выбору детей. |
Этапы реализации |
Сроки |
Виды деятельности |
Цель |
Исполнители |
подготовительный |
Сентябрь- октябрь |
Изучение с детьми энциклопедий и книг, наборов открыток: «Я познаю мир. Мир растений». «От земли до неба. Атлас — определитель», «Откуда пришли овощи». «Дикие овощи» Беседы с детьми о растениях, о том, что нужно им для роста и развития почва, солнечный свет, полив, подкормки минеральными удобрениями» Рассказать детям, что зимой овощи выращивают в теплицах, с подогревом и специальным освещением фито лампами, так как зимой не хватает растениям света, потому, что световой день зимой короткий, а при низких температурах рост растений прекращается. Рассматривание картинок с изображениями различных овощей, выбор растений для выращивания. Изображение растений, которые хотим вырастить. Покупка семян, приспособленных для выращивания на окне, специального грунта для овощей, фито лампы. |
Познакомить детей понятием, что такое овощи и как их вырастить. Познакомить детей с разными видами овощей и способами их выращивания. |
Воспитатели, дети, родители, учитель — логопед. |
основной |
Ноябрь- декабрь |
Подготовка контейнеров для посадки. Замачивание семян огурцов и гороха Посев семян помидоров и перцев в теплицу. Полив и наблюдения за всходами. Пикировка растений в отдельные горшочки. Посадка гороха, для опыта, в разные прозрачные стаканы: 1 стакан посадка корнем вниз. 2 стакан посадка корнем вверх. Горох, посаженный корнем вниз взошел раньше. А посаженный корнем вверх пустил много тонких корешков, которые начали расти вниз. Эта горошина взошла позже, но дала два ростка. Это исследование очень заинтересовало детей, и мы решили сделать его нашим следующим проектом. Потом ребята подумали, что скоро уйдут в школу и в нашу группу придут малыши и решили сделать для них «огород для маленьких». Шить решили их фетра. Детали вырезали по выкройке, сшивали швом «через край», выворачивали их, набивали синтепухом, добавляли декоративные строчки и элементы вышивки. Сначала сшили «грядки», а потом и сами овощи. |
Научить детей сеять семена и ухаживать за рассадой. Знакомство детей с понятием «пикировка». Научить детей шить овощи для «огорода для малышей» Научить пользоваться иголкой, шить разными швами. |
Воспитатели, дети, родители, учитель — логопед. |
заключительный |
январь — февраль |
Показ и рассказ детям других групп как растут овощи на окне и что им необходимо для роста и развития. Проведение мастер- класса «Как сшить овощи из фетра» Показ малышам сшитой игры «Огород для маленьких» и совместные игры. |
Показать и рассказать детям других групп, что можно выращивать овощи на окне и самостоятельно сшить интересную игру для малышей |
Дети Воспитатели, Учитель – логопед. |
Итоговые мероприятия:
Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.
Участие в конкурсах.
Рефлексия:
Дети познакомились с разными овощами, узнали, какие они бывают, их происхождение. Они узнали, что у разных овощей, съедобны разные части растений, плоды, корни(корнеплоды), цветы, листья. Научились самостоятельно сеять семена и выращивать овощи на окне, а также узнали, что нужно растению для роста и развития. Научились ухаживать за растениями. Дети овладели умением работать с иголкой и умением делать разные швы, сшивать детали, выворачивать из и набивать синтепухом, и оформлять готовую поделку декоративными стежками и элементами вышивки. Создавая разные овощи, дети сами сделали фетровый огород для малышей. Этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы, Н.Е Комаровой, Т.С Васильевой М. А. М.: «Мозаика — Синтез» 2015.
- Багратионова Л. А. Энциклопедия «Я познаю мир. Мир растений» М.: АСТ. 2008.
- Герда Мюллер «Как растут овощи» М.: «Добрая книга» 2019.
- Цветкова М. В. «Энциклопедия садовода — огородника. Огород на окне и балконе» М.: «Клуб семейного досуга» 2010.