Занимаясь исследованием причин роста числа преступлений среди женщин, Антонян Ю. А. отмечал, что «именно семья перестала сейчас в должной мере обучать женщину состраданию, сочувствию, мягкости. Если в родительской семье ее не любили и не заботились о ней, она вряд ли сможет проявлять должную любовь и заботу о своих детях».
С самого появления на свет человек взаимодействует с окружающим миром, который не всегда бывает приветливым и добрым к нему, формируя, таким образом, не только положительные, но и отрицательные черты характера. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, старших вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым и важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой подросток испытывает чаще всего, наиболее восприимчив. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на подростка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. [1, с.42] Отец — главный в семье, что очень сильно влияет на его взаимоотношения с дочерью подростком. Однако исследования последних лет в области психологии показывают, что лидирующую роль в семье все больше перенимают на себя представительницы слабого пола, что накладывает отпечаток не только на методах воспитания, применяемых в семье, но и на общую семейную атмосферу. В современных семьях в России все чаще наблюдается несогласованность между эмоциональным состоянием родителей и их социальным положением. Не смотря на то, что отец до сих пор называется главой семейства, на самом деле в большинстве семей хозяйством и повседневными хлопотами занимается мать, в том числе экономическими и воспитательными проблемами, в то время как мужья стараются оградить себя от ухода и присмотра за детьми. Такое поведение обуславливается рядом объективных и субъективных причин. Прежде всего, авторитет мужчины в семье подорвала потеря роли единственного главы семейства и кормильца, что привело к постепенному ослаблению, а впоследствии и к полной утрате, особых форм отеческого воспитания. Кроме того, изменения психологического портрета современных мужчин на фоне кризисных явлений, также привели к подрыву их положения в семье. У многих современных мужчин, не имеющих возможности самоутвердиться на работе, начали проявляться такие черты характера, как повышенная раздражительность, не мотивируемая агрессия, придирчивость к пустякам, обидчивость, что негативно сказывается на их моральном облике. К тому же в течение последних лет среднестатистические мужчины обзавелись некоторыми психологическими и индивидуальными особенностями, которые не наблюдались у их предшественников. Среди прочего, следует отметить, определенное снижение волевой активности; частые неврозы (мужчины стали чаще раздражаться, более импульсивно реагировать на окружающий мир, чаще требовать похвалу в свой адрес); понижение или полное отсутствие чувства ответственности за формирование в детях различных трудовых умений и навыков, а также их профессиональное самоопределение; повышение внимания к своему внешнему виду, прическе, одежде и прочему; выделение большего количества времени на досуг развлекательного характера за счет сокращение времени на воспитание детей и самообразование [1, с.36].
Наблюдая за поведением родителей, подросток постепенно понимает, что отец не является фактическим, а лишь номинальным главой семейства. Естественно авторитет отца в глазах подростка падает, у него в душе назревает протест против отстраненности отца от проблем семьи и его слабой моральной позиции.
Не стоит забывать также о большом влиянии отца на развитие личностных качеств подростка, которые зависит от следующих факторов:
пол ребенка. Не все положительные черты характера отца будут одинаково положительно влиять на развитие сына и дочери: отцы в большей степени стимулируют психологическое формирование сыновей, чем дочерей;
отцовская роль в семье. Если отец занимает уверенное доминантное положение в семейной иерархии, то это положительно сказывается на интеллектуальном и личностном развитии подростков. В то же время деспотичное отношение и постоянные наказания формируют в детях враждебное отношение к родителю и к миру в целом;
общественное положение отца, степень его удовлетворенности результатами своей работы и социальным статусом;
биологическая принадлежность отца к дочери никоим образом не влияет на его роль в семье: она определяется взаимоотношениями внутри семейного круга и вне его.
Отец, подающий подростку негативный пример своим поведением, не только прямым, но даже косвенным образом влияет на формирования патологий в характере дочери, а также на возникновение стойких отклонений в поведении, из-за которых подросток с возрастом может стать социально-опасным для общества.
З. Матейчек и Й. Лангмейер (1984) считали, что отцовское влияние является для подростка примером того, как нужно вести себя в обществе, причиной спокойствия и уверенности в себе, источником авторитетных решений. Отец — это воплощение порядка и благополучия [2, с.76].
Дочь, растущая без отцовской опеки и не ощущающая на себе давление его авторитета, чаще всего становиться агрессивной, недисциплинированной и асоциальныой в отношениях со своими сверстниками и взрослыми. Отец — это «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Именно отец предрасполагает подростка к «ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы».
По мнению Э. Берн, для личности подростка очень важны и необходимы хорошие отношения с отцом. «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем подросток, выросший без отца. Такой подросток может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт».
Благодаря научным исследованиям в области психики удалось установить, что дети, выросшие без отцов, имеют заниженный уровень потребностей и менее амбициозны, также их чаще охватывает чувство тревоги, они более склонны к невротическим заболеваниям. Кроме того невозможность постоянного общения с отцом приводят к снижению успеваемости в школе и плохому отношению со стороны сверстников. Подростки, испытывающие недостаток внимания со стороны отцов чаще нервничают, стесняются в присутствии посторонних людей, ведут себя асоциально [3, 128].
В свою очередь подростки, постоянно общающиеся со своими отцами, реже страдают расстройством психики, не испытывают депрессии, эмоционально стабильны и ведут себя более уверенно.
Также хорошие отношения с отцом положительно сказываются на школьных успехах, а постоянный интерес отца к вопросам формирования личностных качеств и его активное участие в социальной жизни собственных детей формирует у них чувство привязанности надежного типа. Положительный пример отца в значительной мере способствует полоролевой идентификации подростков: под присмотром отца подростку легче осознать себя, как личность, определить свою принадлежность к мужскому или женскому полу, овладеть поведенческими особенностями, характерными для женщин и мужчин.
В работах Филиппова Е. В. и Муратова Д. С. можно найти результаты исследований, проводившихся с девочками-подростками из неполных или разведенных семей. Исследователей интересовали представления испытуемых о свое будущем и взаимосвязь этих представлений с образом отца [4, с.76].
В исследовании принимало участие восемьдесят девочек различных возрастов (от 12 до 14 и от 15 до 17 лет), которых разделили на 2 группы. В первую группу попало 40 девочек из семей без папы или находящихся в разводе. Во второй контрольной группе оказались остальные 40 респонденток, проживающие в полноценных семьях. Все девочки являлись учащимися московских средних школ.
По результатам исследования удалось установить, что у девочек, росших в полной семье и в семьях без отца, несколько отличаются представления о том, каким должен быть отец. Например, в воображении подростков, живущих в обычных семьях, образ отца представляется более целостным и разносторонним, максимально дифференцированным, описывается в эмоционально положительном свете. Девочки из данной группы более детально описывают жизнь своих отцов, подробно рассказывают об их увлечениях. Испытуемые второй группы говорят об отце, как о защитнике, человеке, способном поддержать в сложных жизненных ситуациях, понять и простить, оказать должную заботу и внимание к проблемам дочери, учитывающем интересы и нужды развивающегося подростка. Большинство девочек из полных семей считают, что именно отцы помогают им сделать правильный выбор в жизни. Для них отец — идеал мужчины, к которому должны стремиться молодые люди, претендующие на их руку и сердце.
В свою очередь дети из семей, находящихся в разводе, очень негативно отозвались о своих отцах. Девочки из первой группы описывают отцов не иначе, как предателя, бросивших их в трудную минуту и никогда не интересовавшихся судьбой дочерей. Для данных испытуемых образ отца представляется отчужденным и отстраненным. Для них отец — это человек, самоисключивший себя из системы воспитания и не проявляющий к ней никакого интереса. В отличие от девочек из второй группы, участницы первой группы считают роль отца в семье незначительной. В их представлении отец скорее похож на безразличного, отчужденного человека, который не в состоянии помочь в трудную минуту или дать дельный совет. Из-за негативного отношения к отцу у девочек возникает такое же представление о мужчинах в целом: они считают их непостоянными, безответственными и нечестными [5, с. 196].
В ходе исследования был проведен корреляционный анализ, результаты которого подтвердили взаимосвязь между образом отцов и видением будущего у девочек подросткового возраста. Данные исследования привели к выявлению определенной тенденции. У более взрослых девушек взгляд на будущее более оптимистичный, чем у младших испытуемых. По мере своего взросления девочки все меньше идеализируют своих отцов и начинают относиться к ним с большей долей критики. Такое изменение мировоззрения объясняется тем, что девочки становятся более сильными и уверенными женщинами, и образ идеального отца им был необходим в качестве психологической защиты. Среди всех испытуемых более уязвимыми оказались девочки 12–14 лет: они пророчат себе самое серое и безрадостное будущее, из чего можно сделать вывод, что именно девочки младшего подросткового возраста попадают в группу риска. Причиной всех отклонений в поведении подростков — распитие алкогольных напитков, неконтролируемость, хулиганство — является неспособность подростка адаптироваться к социуму из-за проблем, сложившихся в семье [6, с. 121].
Психологи видят причину подростковой преступности именно в семейном неблагополучии. По мнению. Королева В.В, условия, в которых проживают подростки, уличенные в правонарушениях, относятся к неблагополучным. [5] Из всех обследуемых несовершеннолетних правонарушителей только 42 % проживали в полных семьях. У 51 % опрошенных отсутствует в семье один из родителей (преимущественно отцы), 7 % являются сиротами [7, с.63].
Пьющие члены семьи, имелись у 77 % процентов опрошенных, и только у 29 % подростков атмосферу в семье можно было охарактеризовать, как спокойную. Остальные 71 % респондентов наблюдали частые ссоры, конфликты и драки в семье.
Результаты исследований были проанализированы на предмет качества семейных взаимоотношений между подростком и его родителями, благодаря чему удалось установить, что девиантное поведение подростков провоцирует не только отсутствие одного из родителей в семье, но и образ жизни ближайших родственников, наличие или отсутствие конфликтов и эмоциональной теплоты в семье. Из этого следует, что возникновение преступных идей у несовершеннолетних является реакцией на неблагополучие в семье, которые выражается через отчужденное отношение семьи к проблемам развивающейся личности, а не только в асоциальном поведении родственников. Поэтому подросток чувствует себя незащищенным, постоянно тревожащимся за свое будущее, вплоть до возникновения навязчивого страха смерти.
В завершение хотелось бы упомянуть результаты исследований Сибирякова С. Л., проводимых в тюрьмах для несовершеннолетних преступников. У каждого третьего из опрошенных заключенных имелись претензии к родителям, которые не контролировали времяпрепровождения своих детей и позволяли им слишком многое. Немаловажным является то, что у трети опрошенных состояние счастья ассоциируется с периодом детства, когда родители заботились о них наиболее тщательно [8, стр.119].
Постоянная тревога и ощущение враждебно настроенного окружения, которые приводят к развитию асоциальных черт характера, являются основным мотивом для совершения преступлений насильственного и корыстного характера, хулиганства. Они напрямую связаны с отчуждением личностных качеств подростка. Будучи изолированным от эмоционально важных контактов с семьей, подросток перестает понимать значимость позитивных ценностей социального общества и подменяет их негативными представлениями и нормами различных асоциальных групп, участием в которых малолетний преступник восполняет отсутствие взаимопонимания с родителями.
Таких взглядов на истоки подростковой преступности придерживаются не только отечественные, но и зарубежные психологи, которые считают подобные формы отклонения в психике подростка следствием ощущения эмоциональной незащищенности в кругу семьи. Зарубежные исследователи опираются на тот факт, что каждый член в семье имеет собственные обязанности по отношению к подростку, которая определяется естественным образом для каждой «ячейки общества». Первые эмоциональные посылы и стимулы ребенок получает от своей матери, в то время как потребность в отце осознается им в более поздний период взросления [9, с.56].
Литература:
Евсенкова Ю. В., Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. — Кемерово: Кузбасвузиздат, 2004.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.,2003.
Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336 с.
Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992.
На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. — М.: МГППУ, 2011. — 297 с.
Повх Ю. А. Филиппова Е. В. Образ отца и представление о будущем у младших подростков // Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции «Другое детство». — М.: МГППУ, 2009.
Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. Пилиповского В. Я.. М., 1991;
Раттер М.// Помощь трудным детям. М., 1987.
Регуш Л. А., Лихтарников А. Л. Подростки в эпоху перемен // Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш — Спб.: Речь, 2005.