Обращение к исследованию обозначенной проблемы продиктовано, во-первых, непреходящим интересом к правовым последствиям, установленным в ч. 2 ст. 2 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) в качестве реакции государства на совершение запрещенных уголовным законом деяний, во-вторых, новизной, неопределенностью и отсутствием научной теории второй группы («колеи») этих последствий. Интерес к теме обусловлен отношением законодателя к наказанию и иным мерам уголовно-правового характера, получивших легитимацию в УК РФ, и определившего первое главным средством уголовно-правового характера, обстоятельно раскрыв понятие наказания, его цели, виды, содержание каждого вида, правила их назначения и т. д. В то время как выделив отдельный раздел «Иные меры уголовно-правового характера», и признав тем самым их отдельным институтом уголовного права, законодатель этим ограничился.
-
В изначальной редакции УК РФ иные меры
уголовно-правового характера только декларировались в статьях
2, 6, 7, не обособляясь в нем структурно. Дальнейшая его
трансформация на этом направлении знаменовалась выделением иных мер
уголовно-правового характера путем переименования существовавшего
раздела VI
«Принудительные меры медицинского характера» в «Иные
меры уголовно-правового характера».
- В настоящее время можно констатировать: отечественное законодательство движется в направлении развития и совершенствования института иных мер уголовно-правового характера, однако не просматривается четкое разграничение двух установленных им групп уголовно-правовых последствий: наказания и иных мер уголовно-правового характера.
- В отношении первого в науке имеются в целом единые подходы к пониманию сущности и содержания наказания. Этого нельзя сказать об институте иных мер уголовно-правового характера, теория которого в науке только разрабатывается. Ощущается недостаточность исследований на этом направлении с учетом тенденций современной российской уголовной политики; не привлекают должного внимания в специализированной литературе основания, критерии и цели отграничения их от наказания. При этом выражаем полное согласие с законодательным разделением уголовно-правовых последствий, указанием на их «двухколейность», отделения иных мер уголовно-правового характера от наказания. Это продиктовано невозможностью реагирования на запрещенные уголовным законом деяния лишь посредством применения наказания (указанное, в частности, связано с тем, что не каждое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, является преступлением, но они все являются общественно опасными и противоправными, и, следовательно, на них на всех должна быть адекватная реакция государства, и законодатель, в принципе в любой стране, стремиться адаптировать правовые последствия).
- В настоящее время можно констатировать: отечественное законодательство движется в направлении развития и совершенствования института иных мер уголовно-правового характера, однако не просматривается четкое разграничение двух установленных им групп уголовно-правовых последствий: наказания и иных мер уголовно-правового характера.
Легко просматривается пробельность законодательной регламентации института иных мер уголовно-правового характера: отсутствует их нормативная дефиниция; не установлены как общие цели института иных мер уголовно-правового характера, так и цели их отдельных видов; неполон перечень мер, относящихся по своему содержанию к иным мерам уголовно-правового характера, полагаем, он может быть расширен. Думается, что иные меры уголовно-правового характера не должны отождествляться с наказанием, т. к. это не соответствует идее законодателя; их разграничение должно основываться на принципах легитимности, целесообразности и справедливости. Таким образом, статья посвящена анализу той группы уголовно-правовых последствий, которые в УК РФ обозначаются как иные меры уголовно-правового характера. Так, по результатам теоретического исследования и анализа эмпирического материала приходим к следующему:
-
А) Правовые последствия запрещенного уголовным законом
деяния — это совокупность установленных ч. 2 ст. 2 УК РФ
определенных, предсказуемых, справедливых, имеющих специфический
характер мер государственного принуждения, применяемых в ответ
на совершение указанного деяния. Для реализации охранительных
и превентивных задач уголовного закона в РФ установлена
«двухколейная» система уголовно-правовых последствий,
первая из которых — наказание, вторая — иные
меры уголовно-правового характера
- Правовым основанием применения иных мер уголовно-правового характера, как особой формы государственного принуждения, является: 1) любой вариант уголовно-правового поведения лица, нарушающий установленные уголовным законом запреты, влекущий (или могущий повлечь) те или иные общественно опасные последствия; 2) существование действительной угрозы обществу со стороны лиц, нарушающих установленные уголовным законом запреты, в виду их правонарушающего поведения; 3) необходимость достижения задач уголовного закона.
- Б) Как самостоятельный раздел уголовного закона — иные меры уголовно-правового характера — в рамках правовых последствий, наряду с наказанием, образуют институт, который имеет собственные цели, предмет регулирования, специфический круг адресатов.
- Наличие специфичных черт иных мер уголовно-правового характера подтверждает тот факт, что эти меры, являясь уголовно-правовым последствием, объединяясь едиными признаками, являются институтом уголовного права, отличным от института наказания.
- Исходя из специфики мер, составляющих институт иных мер уголовно-правового характера, выявлены следующие его отличительные признаки: 1) процессуальным актом применения иных мер уголовно-правового характера может быть как обвинительный приговор суда, так и иное его решение, вступившие в законную силу; 2) особенность круга адресатов иных мер уголовно-правового характера; иные меры уголовно-правового характера применяются по решению суда в специально указанных случаях в отношении конкретно обозначенных в нормах лицах; 3) при применении иных мер уголовно-правового характера отсутствует отрицательная уголовно-правовая оценка содеянного со стороны государства; в определенных случаях, в отличие от наказания, они могут реализовываться вне рамок уголовной ответственности; в некоторых случаях применяются в отсутствие вины; 4) по своему характеру иные меры уголовно-правового характера представляют собой принудительные ограничения прав и свобод человека, не имеющие карательной сущности, однако направленные на понуждение к совершению определенных действий; 5) отсутствие иных мер уголовно-правового характера в санкциях статей Особенной части УК РФ; 6) иные меры уголовно-правового характера не влекут особого юридического последствия в виде судимости.
- Любой институт права имеет свое общественное назначение и устанавливается для выполнения определенных общественно важных функций. Объективная необходимость развития и совершенствования института иных мер уголовно-правового характера как нового института в уголовном праве диктуется социально-правовой потребностью, преследуя цель наиболее эффективного регулирования общественных отношений, взятых под охрану уголовным законом, направленностью этих мер на достижение охранительных и превентивных задач уголовного закона.
- Выделение второй «колеи» уголовно-правовых последствий обусловлено социально-правовым предназначением иных мер уголовно-правового характера. Оно заключается в охранительной, предупредительной, компенсационной (восстановительной) ориентированности современного уголовного законодательства и правоприменительной практики. Социальная ценность института иных мер уголовно-правового характера заключается в востребованности поставленных перед ним целей, которые являются выражением социальных причин, определяющих необходимость этих мер как средств борьбы с преступностью. Ими являются: обеспечение безопасности общества, устранение условий, способствующих совершению запрещенных уголовным законом деяний, предупреждение их совершения, восстановление положения потерпевшего.
- В) Иные меры уголовно-правового характера определяются нами как — правовое последствие запрещенного уголовным законом деяния, особая уголовно-правовая форма государственного принуждения, назначаемая и применяемая на основании решения суда, вступившего в законную силу, к лицам, указанным в нормах, их регулирующих, заключающееся в применении ограничений их прав и свобод, не имеющих карательной нагрузки, направленных на понуждение к совершению определенных действий в целях обеспечения безопасности общества, устранения условий, способствующих совершению указанных деяний, предупреждения их совершения, восстановления положения потерпевшего.
- Г) Законодательно закрепленные в разделе VI УК РФ принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества по своей юридической природе — суть виды иных мер уголовно-правового характера. Ими являются и не закрепленные в разделе VI УК РФ, но относимые к ним доктриной уголовного права, принудительные меры воспитательного воздействия (ст.ст. 90–91, ч. 2 ст. 92 УК РФ).
- В зависимости от содержания предлагаем следующую классификацию иных мер уголовно-правового характера:
- а) меры обеспечения безопасности: принудительные меры медицинского характера;
- б) меры превентивно-восстановительного характера: конфискация имущества;
- в) меры превентивно-воспитательного характера: принудительные меры воспитательного воздействия.
- В заключение отметим, что как институт Общей части уголовного права иные меры уголовно-правового характера объективно необходимы, законодательно закреплены, представляя собой систему взаимосвязанных уголовно-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу их применения: они направлены на достижение охранительных и превентивных задач уголовного закона. Об этом говорит и тот факт, что виды иных мер уголовно-правового характера не новация в уголовном праве. Нормы, составляющие институт иных мер уголовно-правового характера, как свидетельствует история, существовали на протяжении всей истории уголовного права и законодательства России; скорее он является давно существующим, но не признаваемым ранее в качестве института Общей части уголовного закона.
- Правовым основанием применения иных мер уголовно-правового характера, как особой формы государственного принуждения, является: 1) любой вариант уголовно-правового поведения лица, нарушающий установленные уголовным законом запреты, влекущий (или могущий повлечь) те или иные общественно опасные последствия; 2) существование действительной угрозы обществу со стороны лиц, нарушающих установленные уголовным законом запреты, в виду их правонарушающего поведения; 3) необходимость достижения задач уголовного закона.