Статья посвящена исследованию проблемы многовариантности хода расследования. Исследуется проблема создания препятствий расследованию со стороны подозреваемых и их защитников, называется многообразие классификации наркотических средств.
Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ остаётся одной из главных проблем как в Российской Федерации, так и во всем мире. Употребление взрослыми и несовершеннолетними наркотиков приняло угрожающий своей массовостью характер. По данным статистики, за период с 2005го по 2009й года только количество зарегистрированных преступлений, относящихся к описываемой теме, увеличилось с 175 241 случаев до 232 613. Немалая часть преступлений совершается организованными группами. Количество же незарегистрированных преступлений в этой области, скорее всего, превышает эти цифры в несколько раз. Дополнительную опасность для общества незаконный оборот наркотиков представляет тем, что растет число подростков, которых вовлекают не только в употребление, но и в организованные группы, занимающиеся распространением наркотических веществ.
В 1998 г. принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» дополненный рядом ведомственных нормативных актов. [1,ст.219] Также создана Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ), что важно в аспекте объединения сил и средств в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков. [2, ст.3234]
Под наркотическими понимаются включенные в специальный, определенный Минздравом РФ в соответствии с Международной конвенцией о наркотических средствах перечень, в который входят химические или природные вещества, растения (их части), вызывающие особые состояния (эйфорию, возбуждение, галлюцинации и др.), а также психическую и физическую зависимость. [3, ст.1]
Опыт борьбы с незаконным оборотом наркотиков позволил наработать методологическую базу средств, позволяющую следователю проводить расследование планомерно и эффективно. Однако шаблонные методы проведения расследования зачастую неприменимы из-за целого ряда комплексных проблем.
Первой проблемой можно полагать многовариантность хода расследования. Методической литературой предусмотрены различные условия, при которых начинается расследование, и рекомендации по соответствующим ситуации мерам. Ключевым элементом расследования, как правило, является задержание подозреваемого. После того, как проведен личный обыск задержанного и в случае обнаружения наркотических веществ, необходимо провести допрос и провести предварительное расследование. Уже на этой стадии можно выявить целый ряд трудностей.
Во-первых, обнаружение каких-либо наркотических или психотропных веществ не означает, что лицо, у которого наркотики были обнаружены, действительно имеет умысел к их распространению. Исключение составляет только случай задержания в момент попытки их передачи. В числе версий следствия должны быть варианты о приобретении и для личного употребления и версия о приобретении, хранении и транспортировке наркотических веществ для сбыта. Также, в ряде случаев, подозреваемый отрицает, что наркотические вещества принадлежат лично ему или заявляет, что не знал о том, что вещество является наркотическим. Если при обыске не было обнаружено наркотических веществ, но есть подозрения о том, что задержанный занимается их распространением, необходимо медицинское освидетельствование задержанного на предмет установления наркотического опьянения или голодания.
Во-вторых, обнаружение наркотических препаратов ставит вопрос о способе и месте их изготовления. В случае, если задержанный заявляет о самостоятельном изготовлении наркотиков, целесообразно провести экспертизу, доказывающую это. Если версию самостоятельного изготовления подозреваемым наркотических веществ экспертиза опровергает, то в ходе расследования необходимо выявить каналы сбыта и места производства наркотиков.
В-третьих, сам вопрос о признании обнаруженных веществ наркотическими также имеет определенные тонкости. На данный момент классификация наркотических веществ не является единой, особенно это касается синтетических наркотиков. Наркотики можно классифицировать как на основе их химической структуры, так и по степени их угрозы для здоровья, оказываемому воздействию на психологические процессы, способу изготовления. Обнаружение препаратов, по своим признакам похожих на наркотические или содержащих схожие с наркотическими вещества, еще не является основанием для признания их наркотиками, особенно при отсутствии их упоминания в установленном законодательством перечне. Поэтому, следователю необходимо самому иметь представление о способах определения наркотических веществ. В данном вопросе следователю можно и нужно обращаться к экспертам, обладающим специальными знаниями, с целью проведения экспертизы.
Второй проблемой является создание препятствий расследованию со стороны подозреваемых и их защитников.
Как упоминалось выше, в ряде обстоятельств необходимо доказывать причастность задержанного к изготовлению или распространению наркотиков. Например, подозреваемые могут утверждать, что вещество, которое они хотели изготовить, не являлось наркотиком; или, что они не знали, что полученное ими вещество является наркотическим.
Также, нужно учитывать, что личность принимающего наркотики подвергается необратимым изменениям, и достоверность сообщаемых в ходе допроса сведений может оказаться крайне сомнительной, даже при использовании полиграфа. [4, с.173] Необходимо производить освидетельствование, подтверждающее вменяемость допрашиваемого, т. к. его умственная несостоятельность не всегда может быть очевидной. Также, если не использовать средства аудио-, видео- или фотофиксации, возможны жалобы со стороны задержанных о фальсификации материалов уголовного дела.
Третья проблема, с которой может столкнуться следователь — это нехватка:
специалистов-наркологов (или их недостаточная квалификация), компетентных сотрудников;
Есть целый ряд сложностей, связанный с набором и качественной подготовкой специалистов, начиная с нехватки возможностей для их обучения, и заканчивая морально-этическими и психологическими критериями (устойчивость к вышеупомянутой коррупции, например).
необходимой оперативной техники, средств связи или транспорта;
информационной базы;
Следователь может не иметь сведений и конкретных данных по учету лиц, употребляющих наркотические вещества, картотек и досье на них или не иметь возможности создавать и вести их.
Учреждений;
В распоряжении следователя может не оказаться лабораторий, клиник, диспансеров, реабилитационных центров.
специальных средств для работы с наркотиками;
Неудовлетворительное расследование многих уголовных дел, связанных незаконным оборотом наркотиков, иногда зависит исключительно от низкого уровня криминалистического обеспечения самого процесса расследования.
знаний об эффективных методиках расследования.
Этот пункт также связан с тем, что большинство существующих методик основывается на изучении личности наркоманов, а не на исследовании деятельности лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств. В силу этого отсутствует единая стратегия борьбы с распространителями наркотиков и выработанные способы расследования преступлений не имеют общей эффективной системы.
Разумеется, это не полный список тех проблем, с которыми может столкнуться в своей работе следователь. Но, исходя из рассмотренных выше, можно вывести следующие положения:
Есть ряд условий, без выполнения которых невозможно возбуждение уголовного дела. Прежде всего, это доказательства двух фактов: факта того, что вещества являются наркотическими, и факта незаконного распространения этих веществ.
Следователь, занимающийся расследованием незаконного оборота наркотических веществ, должен иметь высокую подготовку и активно сотрудничать с другими службами органов внутренних дел и специалистами.
Ход расследования также зависит от следственной ситуации, в которой оно начинается и производится.
На эффективность проведения расследования влияют результаты своевременно назначенных экспертиз и их использования в качестве материалов уголовного дела, а также техническое обеспечение и подготовка сотрудников, наличие доступа к информации.
Литература:
Федеральный Закон от 8 января 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 2. — Ст. 219.
Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3234.
Ст.1 Федерального Закона от 8 января 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 2.
Баев О. Я. Основы криминалистики: Курс лекций. — М.: Экзамен, 2009. — С.173.