Статья посвящена вопросам необходимости формирования бренда территории Республика Карелия, рассмотрены возможности при развитии туризма, а также предоставлена актуальная статистическая информация.
Ключевые слова: территориальный маркетинг, территориальный бренд, развитие региона, туризм.
The article is devoted to the need to form a brand for the territory of the Republic of Karelia, considers factual opportunities in the development of tourism, and also provides up-to-date statistical information.
Keywords: territorial marketing, territorial brand, regional development, tourism.
Развитие внутреннего туризма способствует не только сохранения и преумножению культурного и исторического наследия, но и оказывает стимулирующее воздействие на экономику регионов благодаря привлечению инвестиций. При развитии внутреннего туризма России выгода будет заключаться в следующих факторах-возможностях:
— Развитие инфраструктуры, а именно создание парков, больниц, общественных мест, гостиниц, кафе и ресторанов
— Улучшение транспортной сети, а именно дорог внутри регионального и межрегионального пользования
— Создание дополнительных рабочих мест для людей при помощи новых туристических объектов
— Защита окружающей среды туристических регионов, принятие мер, способствующих улучшению экологической обстановки
— Защита памятников архитектуры и исторического наследия
— Увеличения уровня осведомленности и об истории региона среди жителей России может рассматриваться как повышение уровня образованности населения
Существует превалирование доли организованных туристических поездок внутри России, а также существенное увеличение туристического потока в Республику Карелию. Формирование привлекательного бренда для российских курортов отвечает современной повестке — политике импортозамещения. Объектом исследования в данной статье выступает регион Республика Карелия, предметом является бренд вышеуказанного региона.
Туристический поток по России в 2022 году, по уточненным данным Росстата, вырос на 17 % по сравнению с предыдущим годом — до более 68 млн поездок, это позволяет говорить не только о восстановлении российской туристической отрасли, но и о ее укреплении. Также важно заметить, что Российские туристы предпочитают путешествовать внутри страны. Так, в 2022 году общее число поездок за рубеж составило чуть больше 23 миллионов.
Драйвером развития внутреннего туризма за последний год стало закрытие воздушного пространства между Россией и многими другими странами, а также существенное удорожание путешествий за границу. Развитие внутреннего туризма в России должно стать одним из приоритетов экономического развития в ближайшие годы.
Одним из самых динамично развивающихся направлений внутреннего туризма является регион Республика Карелия. Этот субъект Российской Федерации входит в состав Северо-Западного федерального округа и является частью Северного экономического района. Столица — город Петрозаводск. Население республики Карелии на 2023 год составляет 527 880 человек. Совокупный валовый региональный продукт составляет 280 миллиардов рублей, а на душу населения приходится 451 000 рублей, таким образом, Карелия занимает 62 место в России по объему ВРП. На территории Республики Карелия выявлено и поставлено на государственный учет более 4600 объектов культурного наследия — памятников архитектуры и градостроительства, истории, археологии, выделено 18 историко-культурных и этнокультурных территорий, 5 городов являются историческими поселениями. Национальная кухня, деревенский быт, народные промыслы, традиции, обряды и фольклорные праздники активно используются для организации отдыха. Важнейшим фактором привлечения туристов является природное богатство региона, природные достопримечательности, в республике множество лесов, озер, рек, скал. Важно отметить, что ежегодный туристический поток в республику имеет явную тенденцию к увеличению.
Таблица 1
Туристический поток в Республику Карелию по годам.
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Туристический поток, в тыс. чел |
830 |
840 |
957 |
1300 |
Приоритетными видами туризма в регионе являются:
— Активный туризм. К такому виду отдыха относят сплавы по рекам, пешие походы, велопоходы, катание на квадроциклах и другое. За последние годы внимание туристов привлекло катание на собачьих упряжках. Одной из природных доминант района являются река Шуя — прекрасный объект для занятий водноспортивным туризмом.
— Экотуризм. Республика Карелия признан экологически чистым регионом. В последние годы уделяется внимание созданию туристических мест отдыха, минимизирующих воздействие на местную флору и фауну, отвечающих стандартам экологической безопасности.
— Паломнический туризм. Данный вид туризма также сильно развит в регионе, предоставляя возможность посещения множества важнейших историко-культурных религиозных мест, среди которых наибольшим спросом пользуются Кижи и Валаам.
Развитию туризма поспособствует развитие территориального маркетинга, включающее в себя формирование привлекательного бренда региона республика Карелия. Территориальный маркетинг — это маркетинговая деятельность, направленная на формирование имиджа территории, построение ассоциаций с ней, а также повышение ее привлекательности и создание условий для привлечения инвестиций. Выделяют четыре основных стратегии территориального маркетинга:
— Маркетинг привлекательности. В этой стратегии планируют шаги, направленные на увеличение притягательности территории для людей и повышение ее конкурентных преимуществ. Эта деятельность предполагает улучшение благоустройства, организацию мероприятий, развитие туристической инфраструктуры и так далее.
— Маркетинг инфраструктуры. Эта стратегия направлена на повышение качества жизни и работы. Предполагает развитие инфраструктуры жилых районов, рынков, промышленных территорий.
— Маркетинг имиджа. Деятельность, направленная на формирование положительного имиджа территории и повышения ее узнаваемости. Стратегия предполагает продвижение существующих преимуществ и развитие коммуникации с внешними субъектами.
— Маркетинг населения и персонала. В этой стратегии планируют шаги по формированию патриотических взглядов у населения, привлечению туристов, а также развитию сферы трудоустройства.
Существует множество инструментов реализации стратегий территориального маркетинга: событийный маркетинг, связи с общественностью, рекламные мероприятия и многие другие. Особо важным инструментом является формирование привлекательного бренда региона Республика Карелия. Бренд региона — бренд территориального образования, выступающий важным фактором продвижения территории, опирающийся на политический, экономический, социокультурный потенциал территории и природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, локализованные в определенной географической местности. По сути, бренд региона представляет собой набор образов, восприятий, сложившийся у потребителей в его сознании. Саймон Анхольт сформировал концепцию конкурентной идентичности в виде шестиугольника, включающего шесть элементов современного бренда территории:
— туризм;
— люди;
— экспорт;
— система управления (политика);
— инвестиции и иммиграция;
— наследие и культура.
Несмотря на все многообразие природных и культурных памятников, на данный момент у Республики Карелия отсутствует сформированный территориальный бренд. Его отсутствие лишает республику факторов-возможностей, которые дают узнаваемый бренд, таких, как, например, повышение уровня узнаваемости, увеличение туристического потока, привлечение инвестиционного потока. Бренд-основой региона может стать культурный потенциал республики, уникальные природные памятники, привлекающие туристов. Наделение сверхкачествами отдельных зон, упор на традиционность и уникальность природы помогут сформировать уникальное предложение, выделяющее регион среди остальных. Необходимо уделить особое внимание формированию региональной айдентики города, а также продвижение атрибутов, ассоциирующихся с республикой. Такими атрибутами на данный момент являются: Рускеальский экспресс, Карельская калитка, Петроглифы и др. Вместе с тем, следует уделить особое внимание развитию экономико-инвестиционного потенциала региона, ведь у Республики Карелии есть определенные предпосылка для этого: выгодное географическое положение, близкое к городам федерального значения. Таким образом, возможно создать дифференцируемый бренд региона.
В этой связи сформируем план разработки и развития регионального бренда республики Карелия:
- Анализ существующих региональных брендов Российской Федерации с целью определение сильных сторон брендов и возможности применения опыта других регионов в Республике Карелия.
- Сегментация рынка, определение целевых групп и контактных аудиторий.
- Формирование концепции бренда: определение уникальной идеологии, идентификация бренда, позиционирование
- Создание визуальных и аудиальных элементов региона: формирование уникальной айдентики, слогана, определение тональности и другое.
- Формирование плана маркетинговых и пиар коммуникаций, планирование мероприятий бренда
Таким образом, республика Карелия имеет все предпосылки для создания сильного дифференцируемого бренда города. Однако, конечно, стоит отметить, что формирование бренда города — тяжелый и долгий процесс, требующий определенных усилий и вложений, в случае с Республикой Карелией наилучшим вариантом является реализация комплексного подхода в формировании привлекательного бренда региона. Данные мероприятия будут способствовать разностороннему развитию региона, повышению узнаваемости территории, что положительно скажется на увеличении туристического потока, привлечении инвестиций, улучшению инфраструктуры региона.
Литература:
- Акантинов А. Д., Колик А. В. Территориальный маркетинг: отечественный и зарубежный опыт. — Минск, 2015. — 102 с.
- Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. М.: КУДИЦ-Образ, 2004. 272 c.
- Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 336 с.
- Родькин П. Е. Брендинг территории: к проблеме репрезентации и бренд-идентификации // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2018. — Т. 12, № 4. — С. 25–34.
- Романишина Т. С., Митько О. А. Маркетинг территории: сущностные характеристики и основные подходы // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2020. — № 4 (72). — С. 155–164.