В статье автор описывает модель профессиональной ориентации школьников.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, урочная деятельность, внеурочная деятельность, SWOT-анализ
Одно из основных требований к современной школе, отраженных в обновлённом ФГОС, нацпроекте «Образование», а также в проекте «Школа Минпросвещения России» — выстраивание системной работы по самоопределению и профориентации обучающихся. Поэтому перед школьной командой встает проблема, как более рационально наладить работу в том или ином направлении.
Для разработки правильной стратегии деятельности образовательного учреждения нами был проведен анализ внутренней среды. Самым удобным и распространенным методом анализа внутренней среды является SWOT-анализ.
Он выявляет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы с целью определения реальных возможностей. Позволяет наглядно увидеть картину текущего состояния и тенденции развития учреждения в любом направлении деятельности.
(SWOT— это аббревиатура английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы)).
Ниже представлена таблица результатов SWOT-анализа.
Профориентационная работа |
Сильные стороны — устойчивая репутация и имидж; — широкий спектр образовательных услуг; — коллектив сплоченный и работоспособный; — развитие профориентации как одно из направлений развития ОУ; — система ученического самоуправления; — профилизация старшей школы; — сильный родительский комитет |
Слабые стороны — не следят за нововведениями и изменениями в нормативных документах; — недостаточная вовлеченность родителей; — малое количество предприятий, готовых к сотрудничеству; — ситуативность; — недостаточное использование педагогами интернет-ресурсов |
Возможности — нормативное регулирование; — есть заинтересованность у родителей и детей; — возможно открытие новых направлений; — внедрение дистанционных форм; — внедрение новых технологий; — коллектив находится в поиске педагогических идей с целью обновления содержания образования |
Стратегия при сопоставлении сильных сторон и возможностей — открытие нового направления в профильных классах; — введение новых курсов внеурочной деятельности и ДО; — внедрение новых методов и приемов |
Стратегия при сопоставлении слабых сторон и возможностей — повышение мотивации педагогического коллектива; — вовлечение родителей; — создание «рабочей» модели |
Угрозы — отсутствие возможности расширения помещений для занятий; — формальность; — дополнительная нагрузка учителей |
Стратегия при сопоставлении сильных сторон и угроз — поиск альтернативных локаций; — создание творческой (рабочей) группы |
Стратегия при сопоставлении слабых сторон и угроз — использование платформ и ЦОС; — сетевое взаимодействие |
На основании данного анализа мы пришли к выводу, что можем организовать работу в этом направлении, приблизить выпускника к заявленным качествам, указанным ФГОС, учитывая сильные и слабые стороны.
Для решения любой проблемы или введения инноваций мы создаем творческую (рабочую) группу. Данное направление деятельности не исключение. Регламентируется работа Положением о творческой (рабочей) группе. Члены закрепляются приказом.
Личность обучающегося, вот ориентир для работы всей образовательной организации. Контингент обучающихся у нас разный: мотивированные дети, одаренные, не мотивированные, слабоуспевающие, дети с ОВЗ, поэтому модель построена на принципе индивидуализации и дифференциации, а целевые установки для каждой категории обучающихся у нас одинаковы — Школа должна выпускать ученика, ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Схематично модель профессиональной ориентации Лицея выглядит следующим образом (рисунок 1).
Рис. 1 Модель профессиональной ориентации
На наш взгляд, модель рабочая, «живая», объединяет все виды деятельности образовательного процесса.
Так, например, в части основных образовательных программ в учебные планы, в план внеурочной деятельности введены новые курсы.
В рабочую программу коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ внесен модуль «Расширение представлений о мире профессий»
Для мотивированных и определившихся с дальнейшей траекторией образования в рамках платных дополнительных услуг введены программы:
«Алгоритмизация и программирование»
«Мир туризма»
«Избранные вопросы химии»
«Робототехника»
«История Конституции»
«Кулинарный бум»
«Шаги в искусство: музыка танец, театр»
Корректировки внесены и в Рабочую программу воспитания, так как она остается важнейшей частью работы в данном направлении.
Без единства новых подходов, технологий, методов обучения, в рамках профориентационной работы заявленных целей нам достичь будет сложно, поэтому мы стали собирать в общую копилку различные идеи«протягивания»данного направления через уроки, внеурочную деятельность, внешкольные мероприятия, занятия дополнительным образованием, социально — значимую деятельность и традиционные мероприятия.
Мы включили в урок профориентационную составляющую; организовали профпробы с использованием платформы «Билет в будущее» и ресурсов разных партнеров; профориентационные мероприятия носят регулярный характер, в том числе с привлечением к ним родителей, представителей организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий города и края.
Возвращаясь к творческой (рабочей) группе, могу пояснить, что в основном члены ее инициативны, заинтересованы в результате и входят в разные методические объединения. Поэтому они являются своего рода искрой для других коллег. И постепенно число неравнодушных педагогов увеличивается.